Заместитель председателя правительства области - начальник управления здравоохранения правительства ЕАО Елена Басова.
Заместитель председателя правительства области - начальник управления здравоохранения правительства ЕАО Елена Басова.
Каждый раз, когда возникают вопросы о состоянии областного здравоохранения к госпоже Басовой, по воле случая стремительно взлетевшей почти на самый верх по карьерной лестнице, она отвечает примерно так: «Ну что вы хотите? Я возглавила управление всего полгода назад!»
 
Так она говорила в марте, так говорила в апреле и мае. На дворе - середина июня - ровно девять месяцев с того момента, как госпожа Басова начала свою деятельность в качестве руководителя управления здравоохранения, а она буквально неделю назад заявляет в СМИ в очередной раз: «Я возглавила управление всего полгода назад!»
 
Ну пора уже сообразить, что эта «отмазка» больше не работает! Девять месяцев - это большой срок, через девять месяцев ребенок рождается, нормальный, доношенный.
 
А что «родила» в результате своей бурной деятельности в течение девяти месяцев госпожа Басова? «Не мышонка, не лягушку, а неведому зверушку»?
 
Справедливости ради должна сказать, что идея сократить бюджет здравоохранения ЕАО в 2017 году почти на один миллиард рублей принадлежит не ей, а ее непосредственному руководителю.
 
Видимо, господин Левинталь решил, что тратить в 2017 году на здоровье всего населения Еврейской автономной области, как раньше - в 2015 году, - два миллиарда сто пятьдесят пять миллионов рублей нецелесообразно. Один миллиард двести восемьдесят миллионов рублей - в самый раз! На какое количество жителей хватит - на такое и хватит, а на кого не хватит - тому не повезло. Думаю, именно так мыслил тоже стремительно по воле случая взлетевший по карьерной лестнице господин Левинталь.
 
А госпожа Басова всего лишь исполнитель его идей, плодов, так сказать, его мыслительной деятельности. Проблема в том, что ее исполнительность становится, на мой взгляд, просто маниакальной.
 
Она с невероятным усердием и яростью двигается буром и чуть ли не ногами запихивает областное здравоохранение в этот один миллиард двести восемьдесят миллионов рублей! При этом ей кажется, что если она и ее руководитель господин Левинталь будут везде и всюду говорить, что они ничего и никого в здравоохранении не закрывают и не сокращают, то все им поверят.
 
У меня на столе лежат копии приказов о сокращении медицинского персонала в Теплоозерской больнице. Но госпожа Басова заявляет, что в этой больнице сокращений не было. В связи с таким утверждением все сокращенные медики данного лечебного учреждения должны, видимо, по мнению госпожи Басовой, убедить себя во что бы то ни стало в том, что они уволились по собственному желанию, потому что им надоело заниматься любимым делом и получать за это зарплату. Им хочется быть безработными и голодать. Ну, очень хочется!
 
На моем столе лежат документы, подтверждающие, что объем плановых операций в ОГБУЗ «Областная больница», как и объем плановой госпитализации, сокращен минимум в два - три раза. Две трети пациентов, получающих от врачей поликлиники направление на госпитализацию в неврологическое отделение больницы, возвращаются в поликлинику, где им вынуждены назначать амбулаторное лечение или лечение в дневном стационаре. В больнице им говорят: нет мест.
 
На направлениях, выданных больным врачами поликлиники в июне - декабре 2016 года в хирургическое отделение областной больницы для проведения операций, стоят надписи следующего содержания: «к 13.30 явка 18 июня 2017 года» и подпись, как я понимаю, заведующего отделением. Сегодня больным предлагают записаться на плановые операции на декабрь 2017-го - апрель 2018 -го годов.
 
В областной больнице открыли кардиологическое отделение, и везде об этом говорят и госпожа Басова, и господин Гасиленко, как о важном своем достижении, но, по словам все той же госпожи Басовой, в больнице нет ни одного врача-кардиолога! Так кто же лечит пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями в этом отделении? И лечат ли?
 
В структурном подразделении областной больницы - областной поликлинике у врачей, порой, нет самого необходимого. Например, по информации, полученной в конце прошлого месяца, в специализированном кабинете давно нет приборов для гастроэндоскопии, поэтому кабинет вообще был закрыт. А у проктолога нет колоноскопа, поэтому он не может проводить колоноскопию. Хирурги поликлиники регулярно страдают от отсутствия скальпелей…
 
На этом фоне «соловьиные трели» господина Левинталя о том, что Москва вот-вот выделит деньги на приобретение для областной больницы оборудования для проведения хирургических операций по стентированию, «что позволит проводить такие операции в областной больнице, а не возить людей в Хабаровск или другие регионы, повышая тем самым выживаемость пациентов», выглядят, как бред человека, надышавшегося веселящим газом!
 
А то, что этот бред с энтузиазмом подхватывает и руководство областного здравоохранения, и руководство областной больницы, только подтверждает мои предположения о маниакальной составляющей в их стремлении быть идеальными исполнителями идей своего босса.
 
По информации, предоставленной нам самими врачами, в областной больнице нет кардиохирургов, нет сосудистых хирургов. Такие операции по стентированию проводить просто некому!
 
Чтобы стать кардиохирургом, надо, во-первых, окончить клиническую ординатуру по общей хирургии, во-вторых, клиническую ординатуру либо по кардиологической, либо по сосудистой хирургии. В общей сложности на это уйдет четыре года. А затем надо еще приобрести хоть какой-то опыт, на что уйдет минимум год - два.
 
Рассчитывать на то, что хирурги будут приезжать из Федерального кардиоцентра Хабаровска, нет оснований. Там, насколько нам известно, тоже не хватает опытных кардиохирургов. Заманить их сюда высокими зарплатами не получится, предоставлением квартир - тоже, потому что (напоминаю): один миллиард двести восемьдесят миллионов рублей… И всех в эту сумму локтями, плечами, ногами!
 
И все это только ради того, чтобы оправдать перед московским начальством непродуманный, невзвешенный, ничем не обоснованный поступок господина Левинталя: подписание соглашения с Минфином РФ о сокращении финансирования областного бюджета федеральным на один миллиард семьсот миллионов рублей на 2016 - 2017 годы!
 
Областная детская больница - коечный фонд сокращен почти вдвое: со ста двадцати до шестидесяти четырех! Запись на Узи-диагностику по направлению врача ведется на два месяца вперед. Экспресс-лаборатория так и не появилась. А госпожа Басова продолжает заявлять: мы, мол, ничего и никого не сокращаем!
 
Состояние отдельных помещений детской больницы и здания в целом давно не соответствует санитарно-эпидемиологическим нормам и современным техническим требованиям. Кто в ЕАО не читал про тараканов, которых сегодня в изобилии даже в тех помещениях детской больницы, в которых идеальная стерильность - одно из главных условий выздоровления ребенка? Кто не читал про прогнивший фундамент здания?
 
Я уж не говорю о том, что вот уже полтора года там не могут развести потоки больных детей и тех, кто пришел на прививки или обследования. Не могут, потому что катастрофически не хватает помещений.
 
Проектно-сметная документация на проведение капитального ремонта и реконструкции областной детской больницы была изготовлена, если мне память не изменяет, примерно пять лет назад. То есть, еще до нынешнего финансового кризиса. Общая сумма, необходимая на проведение ремонта, согласно этой документации, в ценах 2012 года составила двести двадцать миллионов рублей.
 
На совещании в Министерстве здравоохранения РФ, проходившем 18 мая, на котором присутствовала и госпожа Басова, и главный редактор нашего еженедельника, Елене Анатольевне был задан вопрос: проектно-сметная документация на капитальный ремонт детской больницы была составлена в ценах какого года?
 
Госпожа Басова привычно солгала: этого…
 
Надо понимать, что любое строительство или реконструкция объектов здравоохранения включает в себя оснащение необходимым медицинским оборудованием, соответствующим современным стандартам, принятым и утвержденным Министерством здравоохранения. А медицинское оборудование стоит сегодня очень недешево. Оно ведь, в основном, зарубежного производства. Да и сама реконструкция сейчас будет стоить, минимум, в два-три раза дороже, чем в 2012 году.
 
Если бы целью госпожи Басовой было бы, действительно, кардинальное улучшение в сфере оказания медицинской помощи детям нашей области, она бы прежде, чем так легко солгать, десять раз подумала! Что можно будет сделать сегодня на эти двести двадцать миллионов, даже если нам их выделят? Строительство Облученской больницы, например, обошлось почти в два миллиарда бюджетных рублей! Детская больница - это здание из двух корпусов, еще одно здание, где расположена бухгалтерия, затем - хозблок. По объему - это примерно половина Облученской больницы. Учитывая, что реконструировать ее надо кардинально и оснащать современным оборудованием, то сумма в проектно-сметной документации в настоящее время должна быть увеличена раза в три!
 
Но госпожа Басова думает не о наших детях, а о том, чтобы во что бы то ни стало доказать: журналисты врут!
 
Доказывать обратное смысла нет. Смысл есть только в фактах. Итак, привожу очередной факт: на фиктивных общественных слушаниях по оптимизации здравоохранения ЕАО, которые проходили в помещении Роспотребнадзора и о которых я в свое время подробно рассказывала на страницах нашего еженедельника, на мой вопрос, сколько сегодня в области людей ВИЧ-инфицированных и зачем уничтожать «Центр профилактики и борьбы со СПИД», госпожа Басова ответила дословно: «Елена Николаевна! Не волнуйтесь! Нашей области эпидемия СПИДа не грозит».
 
А двадцать шестого мая был опубликован доклад Роспотребнадзора «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2016 году», согласно которому Еврейская автономная область заняла первое место по смертности от ВИЧ-инфекции!
 
Кроме того, специалистами «Центра профилактики и борьбы со СПИД» ежегодно фиксируется серьезный рост заболеваемости ВИЧ-инфекцией.
 
Можно, конечно, допустить, что госпожа Басова не лгала, а просто не знала, как на самом деле обстоят дела. Но тогда возникает вопрос: зачем нам нужен руководитель областного здравоохранения, который не знает, как обстоят в области дела с ВИЧ-инфекцией, когда разрабатывалась проектно-сметная документация на капитальный ремонт и реконструкцию областной детской больницы, какие врачи должны быть в штате больницы для того, чтобы начать делать операции по стентированию и так далее?
 
Убеждена, что не нужен! Скажу больше: мы не сомневались в том, что доклад президенту РФ Владимиру Путину о состоянии областного здравоохранения, составленный господами Левинталем и Басовой, будет содержать исключительно позитив! Думаю, что все жители нашей области в этом не сомневались, поскольку для чиновников ведь главное, как говорится, сохранить лицо.
 
Но дело в том, что, согласно поручению президента РФ, такие доклады ложатся ему на стол только после их согласования с экспертами Центрального штаба ОНФ и внесения этими экспертами своих предложений. В связи с этим, мы составили перечень наших предложений, вкратце обрисовали свое видение ситуации, а также того, что может изменить ее к лучшему, и отправили в Центральный штаб ОНФ. Надеемся, что наши предложения будут рассмотрены президентом вместе с докладами Минздрава РФ и правительства ЕАО.
 
Поэтому говорить о том, что «выводы сделаны» и мое заявление на Форуме в Санкт-Петербурге «они не подтверждают», по меньшей мере, преждевременно и даже опрометчиво. Госпожа Басова, заявляя это в одном из местных СМИ, забыла сказать, кем сделаны эти самые выводы, и, таким образом, в очередной раз попыталась ввести читателей данного СМИ в заблуждение.
 
Если она намекнула на президента РФ, то это можно расценивать как очередную ложь. Доклады поступили в аппарат президента, а не самому Владимиру Владимировичу Путину. Ему они поступят только после согласования с ОНФ.
 
Учите матчасть, Елена Анатольевна! Хотя у вас это вряд ли получится…
 
Елена Голубь,
«Газета на Дом», №23