Глава Якутии Егор Борисов/egorborisov.ru
Глава Якутии Егор Борисов/egorborisov.ru
Позднее открытие зимников в Якутии, естественно, привело к отставанию в графике завоза топлива и жизненно важных грузов в северные и арктические районы республики. Сложности добавила и ранняя весна - сроки функционирования зимников еще больше сокращаются. Цейтнот. Времени на завоз ничтожно мало, и риск оставить Север Якутии без топлива очень велик.
 
Ситуацию усугубляет финансовые трудности ГУП ЖКХ, который не полностью рассчитался еще за перевозки прошлого года. Долги и низкие тарифы на перевозки не стимулируют автоперевозчиков активно включиться в работу. Для выхода на линию водителям нужно как минимум купить топливо, а без денег его не никто не даст. Нужно авансирование. Аналогичные проблемы и у энергетиков.
 
«Беспокойство вызывает нехватка транспорта для обеспечения топливом населенных пунктов в Усть-Янском, Верхоянском, Момском и Среднеколымском улусах. Перед ГУПом стоит серьезная проблема. Требуется изыскать деньги любыми путями и проавансировать перевозчиков. Крупные промышленные компании и предприниматели уже начинают переманивать на свою сторону основную долю водителей», - сообщает председатель Госкомобеспечения Юрий Зайцев.
 
Только водителям на аванс нужно не менее 140 млн.рублей, а ведь еще нужно рассчитаться и за само топливо, и другие товары. А это суммы в несколько раз больше.
 
Начинается аврал. Правительство оперативно вносит изменения в бюджет и добавляет на ЖКХ и завоз 1 млрд 452 млн рублей. Получив финансирование, ГУП ЖКХ оплачивает топливо, поднимает тарифы и начинает привлекать перевозчиков. Но упущенное время не воротишь, и догнать график завоза можно только слаженной и напряженной работой всех участников.
 
Прекрасно осознавая чем грозит срыв завоза, к делу подключается сам глава Якутии Егор Борисов, который 9 марта в Депутатском проводит оперативное совещание с главами улусов и ответственными чиновниками правительства.
 
Открывая совещание, Егор Афанасьевич сразу обозначил проблему:
 
- Сложности с открытием автозимников, возникшие из-за погодных условий в ряде арктических районов, в первую очередь опасны не тем, что сегодня посёлки останутся без топлива. Намного тяжелее ситуация может быть осенью, в сентябре, когда надо будет начинать отопительный сезон, а топить будет нечем. Поэтому хотел бы услышать: что сегодня делается для накопления грузов под будущую зиму.
 
И призвал чиновников отвечать коротко и по делу. Обсудив ситуацию и услышав клятвенное заверение Юрия Зайцева, что все груза должны быть доставлены до мест назначения в срок до 20 апреля, Егор Борисов подвел итог.
 
Глава республики заявил, что 20 апреля это вовсе не та дата, на которую следует ориентироваться - к тому времени автозимники в Центральной Якутии будут уже закрыты. Исходя из этого, он поставил задачу - топливо и продовольствие в районах должны быть стопроцентно завезены не позднее 10 апреля.
 
Стопроцентно! Это поручение главы республики.
 
Вы думаете, чиновники услышали своего начальника и бросились исполнять распоряжение? Ошибаетесь. Буквально через неделю тот же Юрий Зайцев опять в качестве контрольного срока окончания завоза называет 15 апреля. Но дальше всех пошел министр ЖКХ и энергетики республики Гаврил Левин - 17 марта в интервью ТАСС он заявил:
 
«Отставание по перевозкам ликвидируется, мы вошли в график по доставке топлива. До 20 апреля планируем весь объем в размере 645 тысяч тонн доставить до населенных пунктов. На данный момент завезено около 60% от общего плана. Ситуация стабилизировалась, везде завезены необходимые объемы топлива и сейчас восполняются страховые запасы, которых должно хватить до следующей весны - до марта 2018 года», - подчеркнул министр.
 
Вот так. Всем чиновникам наплевать на погоду и распоряжение своего прямого начальника. У них свои весна, объемы, сроки и графики. И поручения какого-то там заштатного губернатора явно не указ.
 
У них все нормально.
 
А теперь посмотрим, насколько эти заверения чиновников соответствуют действительности. Как сообщает Прокуратура РС (Я) 15 марта 2017 года,
 
«Установлено, что плановый объем грузов на перевозку автомобильным транспортом в зимний период 2016 - 2017 гг. составляет 707 672, 7 тыс. тн. фактически доставлено 362 178,9 тыс.тн., что составляет 51,2% от общего объема, в том числе:
 
- уголь: план - 559 621, 8 тыс. тн., доставлено - 295 154,8 тыс. тн., т.е. 52,7%;
 
- сырая нефть: план - 45 380, 6 тыс. тн., доставлено - 20 805,9 тыс. тн., т.е. 45,9%;
 
- конденсат газовый стабильный: план - 26 884, 7 тыс. тн., доставлено - 13 850,9 тыс. тн., т.е. 51,5%;
 
- нефтепродукты: план - 66 042,2 тыс. тонн, доставлено - 29 126 тыс. тн., т.е. 44,1%».
 
Как видите, по результатам объективного контроля ситуация страшно далека от нормальной.
И минЖКХ Якутии Гаврил Левин банально говорит не то.
 
А теперь скажите, уважаемые читатели, сумеют ли эти завравшиеся чиновники организовать перевозки и в указанный главой Якутии срок завезти необходимые объемы топлива и грузов? Более 300 тысяч тонн менее чем за три недели.
 
Я уверен, что нет, не успеют. И глава Среднеколымского улуса Евгений Слепцов тоже сильно в этом сомневается. О чем он и доложил Егору Борисову.
 
По словам Евгения Слепцова, ежедневно в рейсы выходят грузовики с объемом топливно-энергетических ресурсов вдвое меньше от требуемого по графику. Таким образом, по его расчетам, при имеющихся возможностях к закрытию зимников будет вывезено грузов не более 55% от плана.
 
А причина проста - плохие дорожные условия не позволяют большегрузам выходить в рейс с максимальной загрузкой и грузить топливо в прицепы. Соответственно за один рейс грузов перевозится в два раза меньше. И пока дорожники не приведут дороги на Колыме в порядок, наверстать график не получится.
 
Знает ли об этом Гаврил Левин? Уверен, что знает. Тем не менее, в надежде на авось, уверяет якутян, что у него все под контролем. И тем самым только усугубляет ситуацию.
 
Уже понятно, что завоз якутские чиновники сорвут и топливо в полном объеме не довезут. Но отчитаются, что у них все нормально, тип-топ и под контролем. Как? Да очень просто. Вы, наверное, обратили внимание как элегантно и ненавязчиво в своем интервью ТАСС Гаврил Левин занизил объем необходимого топлива? Вот вам и ответ - уменьшат план завоза и отрапортуют о перевыполнении. Еще и премии получат за «успешно» выполненное задание. Чувствуется старая школа позднего совка.
 
Но ведь с погодой не договоришься, и уже в конце марта дорожники начнут вводить ограничения по тоннажу на зимниках и переправах. А котел бравыми отчетами чиновников топить невозможно. По осени все эти «рапорты» вылезут во всей красе. А значит, новый аврал и трудности уже заложены заранее. Как уже было в 2015 году на Абые. И что тогда? Опять водителей начнут выгонять на неокрепший лед? Благо, у Гаврила Левина на этот счет богатый опыт.
 
Да и сегодняшние проблемы возникли не на пустом месте, а как следствие ранее принятых, или вовремя не принятых, решений, о которых мы уже неоднократно писали. И не только мы, но и другие СМИ республики. Результат этих публикаций - ноль целых шиш десятых. Власть Якутии глуха к чужому мнению и как тетерев на току, кроме себя, никого не слышит.
 
Глава Якутии мечется по республике, пытаясь заставить чиновников выполнять их прямые обязанности. Те, в свою очередь, уже открыто посылают его подальше и действуют по своему разумению. Хаос, бардак и потеря управляемости во всей красе.
 
А что делать северянам? Остается только молиться на погоду и водителей.
 
Владимир Нифонтов.
yktimes.ru, 18.03.17
http://www.yktimes.ru/politika/avral-kak-metod-upravleniya/