Баннер на здании «Амур-Порта»
Баннер на здании «Амур-Порта»
Десять лет - такой срок можно будет получить за соучастие в рейдерском захвате. Соответствующий проект закона в прошлую пятницу предложил президент России Владимир Путин. Подписанный президентом документ впервые в российском законодательстве фиксирует этот состав преступления. Впрочем, среди незаконных средств отъема имущества не менее популярны и другие методы. Например - искусственное доведение до банкротства.
 
Словом «рейдерство» - лексикон россиян обогатился в беспокойные девяностые. Так стали называть комплекс действий, направленных на отъем бизнеса. Один из распространенных приемов - сговор с силовиками, которые возбуждали уголовные дела против заведомо невиновного бизнесмена. Чтобы помешать ему вести и защищать свой бизнес. Вы думаете, этого не может быть у нас, только где-то там далеко? Ошибаетесь...
 
Враг на рейде
 
Казалось бы - рейдерские войны ушли в прошлое. Однако в Комсомольске-на-Амуре есть люди, которые уверены, что это не так. И недавно они обратились за помощью к нам в редакцию.
 
Речь идет о трудовом коллективе речного порта. Сотрудники ОАО «Амур-Порт» убеждены, что уже давно реализуется некая схема по рейдерскому захвату их предприятия. За этой схемой стоит местный олигарх, которого работники порта называют более привычным для русского человека словом «барыга». И, похоже, он действует руками своей юристки.
 
«Мы боремся с «Амур-Портом» с декабря 2012 года, - помнится откровенно признавалась она в интервью на ТВ. - Все эти годы мы добивались признания его банкротом. В первую очередь - для получения денег».
 
О каких же деньгах идет речь?
 
Как взять миллион: способ первый
 
Первым ударом по предприятию стало возбуждение уголовного дела против генерального директора ОАО «Амур-Порт» Олега Сыскова. Дело конечно же развалилось, суд констатировал отсутствие состава преступления. Но пока генеральный директор находился под домашним арестом, его обязанности несколько месяцев исполнял Евгений Ярошенко. С которым, как выяснилось, вполне можно договориться.
 
- Ярошенко, как установил суд, продал имущество порта по бросовой цене, - рассказывает заместитель директора ОАО «Амур-Порт» Дмитрий Киршов. - К примеру, бункерные баржи продавал за два миллиона рублей, хотя их стоимость не меньше 10 миллионов. И так весь флот. Но еще веселее дело обстояло с недвижимостью. Комплекс строений, общей стоимостью около 270 миллионов, был продан… за 3 миллиона рублей.
 
Нам, конечно, доводилось слышать о рождественских распродажах, но чтобы вот такие чудеса щедрости ... Формально договоры были оформлены на 11 разных лиц. Но выяснилось также, что за сделками стоял один человек - тот самый местный олигарх.
 
- Просто дал им деньги на покупку и сделал вид, что он тут ни при чем, - поясняет за замдиректора порта Дмитрий Киршов.
 
Дельце не срослось. Тот же самый суд, который установил причастность олигарха к расхищению имущества порта, расторг неравноправные сделки. Более того, этот суд отказался рассматривать посредников олигарха как «добросовестных приобретателей». Казалось бы - атака отбита. Но потерпев неудачу в организации хитрой финансовой схемы, захватчики просто стали действовать наглее.
 
Как взять миллион: способ второй
 
- Вот, смотрите - это затопленная плавмастерская, - показывает нам капитан Валентин Курленко.
 
Капитан Валентин Курленко
Капитан Валентин Курленко

 
Рядом с грузовым портом над поверхностью воды виднеется самая верхушка некогда большого мощного судна. Наш гид - Валентин Андреевич Курленко отдал порту более сорока двух лет своей жизни и сейчас говорит с нескрываемой горечью.
 
- Был корабль с уникальным оборудованием, - сокрушается он. - Настоящая плавучая мастерская с токарными станками, фрезерными, кузнечным цехом. Это как скорая техническая помощь на реке. Если что-то случится - могла подойти, любой ремонт двигателя сделать. Для небольших деревенек, которые по берегам, серьезное было подспорье. У них ведь тоже техника ломается, а каждый раз везти в город - дорого.
 
Несостоявшийся владелец, перед тем как вернуть флот, разграбил, привел в негодное состояние и просто затопил существенную часть судов. Теперь достать их даже просто на металлолом - целая проблема. А плавмастерская еще и затоплена рядом с причальной стенкой - так, чтобы затруднить к ней доступ. Цель очевидна - лишить предприятие средств производства и довести до банкротства.
 
«Амур-Порт» оказался вынужден вступить в затяжную судебную кампанию по возмещению причиненного ущерба. К сегодняшнему дню в судах выиграно дел более чем на 50 миллионов рублей. И это - только верхушка айсберга. Но, увы - получить судебное решение лишь половина дела. Вопрос в том, как взыскать деньги с фирм и лиц, которые в этой истории, по сути, играли роль подсадных уток.
 
И это еще не все. Формальные приобретатели требуют вернуть деньги, уплаченные ими за ныне загубленное имущество. Так у «Амур-Порт» образовалось около 80 миллионов рублей долга. Ради немедленного прекращения банкротства руководство порта было готово пойти на размен - зачесть уже выигранные в суде 50 миллионов в счет долга. И отдать разницу. Но не ради столь небольшой наживы затевалась вся операция.
 
- Олигарха устроит, наверное, только ликвидация предприятия... - уверены работники порта. - Видимо так он сможет спустить на тормозах причиненные его действиями убытки и завладеть оставшимся имуществом...
 
Разрушай и властвуй
 
Нанеся предприятию болезненный материальный ущерб, агрессоры могут не только уйти от возмещения убытков, но и остаться с прибылью. Такую надежду им дал арбитражный суд, который признал «Амур-Порт» банкротом. Правда, перед этим в срочном порядке заменили судью. Заметим, без всяких к тому юридических оснований. Зачем и кто?
 
...Ту самую юристку олигарха назначили теперь хозяйкой. Ту самую, которая одновременно является представителем олигарха местного разлива и его «подсадных уток». То есть - людей, имеющих с портом взаимные финансовые претензии.
 
Надо ли иметь специальное юридическое образование, чтобы увидеть здесь конфликт интересов? Ведь ее работа заключается не только в том, чтобы погасить задолженности предприятия. Но и в том, чтобы получить деньги от должников порта. Будет ли хозяйка-юристка упорно и настойчиво требовать возмещения ущерба от своего нанимателя? Вопрос риторический.
 
Первым делом она, как нам показалось, сделала то же самое, что мог сделать любой рейдер, получив контроль над собственностью: сменить охрану.
 
Похоже, у нее нет оснований рассчитывать на лояльность работников порта, которые слишком хорошо понимают происходящее? А интересы предприятия при этом учитываются?
 
- Мы ведь тут не просто территорию охраняем, - возмущается капитан Валентин Курленко. - У причала стоят корабли, мы поддерживаем их на плаву. Мы ведь всю жизнь в порту проработали, понимаем что такое «консервация судна». Когда оно не используется, но поддерживается на плаву. А обычные чоповцы разве будут этим заниматься? Да они и не знают, как это делать. Просто будут караулить причал и смотреть как корабли медленно тонут.
 
Разделить, чтобы отнять
 
Во всей этой истории не вполне ясна роль городской администрации Комсомольска-на-Амуре. Коллектив речного порта пытался прорваться на прием к мэру, чтобы рассказать о своих проблемах. Но был остановлен на уровне заместителя. На простую просьбу - помочь организовать открытые и гласные переговоры с кредиторами-должниками последовал отказ.
 
- Это спор между собственниками, мы не можем в него вмешиваться, - пояснил заместитель мэра.
 
Хотя вообще-то четверть акций предприятия принадлежит государству. Или мэрия уже не считает себя его законным представителем?
 
В любом случае, банкротство ОАО «Амур-Порт» это и банкротство государства, которое является его совладельцем. Соответственно - тот, кто защищает «Амур-Порт» автоматически защищает государственные интересы.
 
При этом нельзя сказать, что краевые чиновники совсем не приняли участия в судьбе порта. Но, похоже, только с другой стороны.
 
На период рейдерской атаки работа предприятия фактически оказалась заблокирована при помощи административного ресурса.
 
- В 2013 году, после наводнения, мы хотели восстановить причальную стенку, - рассказывает заслуженный речник, капитан Геннадий Иванович Ермаков. - Но нам не разрешили это сделать. Стенка считается государственной собственностью, ею распоряжается ФБУ «Амурводпуть». И вот эта организация отказалась нам предоставить доступ к причальной стенке даже на правах аренды. Как может работать порт без причальной стенки? Это абсурд.
 
Капитан Ермаков проработал в порту 55 лет, пройдя путь до заместителя директора по безопасности судоходства. Эпизод с причальной стенкой - самый яркий, но не единственный способ, которым была блокирована работа порта. Точно также из собственности порта выведены рельсы, по которым должны ходить погрузочные краны.
 
Заслуженный речник, капитан Геннадий Иванович Ермаков
Заслуженный речник, капитан Геннадий Иванович Ермаков

 
- Нам говорят «убирайте свои краны с наших путей», - дополняет своего товарища Валентин Курленко. - Мол, «и дорогой нашей не смейте пользоваться». Хотя, по водному кодексу все это должны были нам передать. Почему закон нарушается? Корабли могли бы разгружаться в порту, приносить прибыль предприятию и государству. Вместо этого выгрузка происходит в каких-то кустах.
 
Впрочем, эта ситуация полностью устраивает олигарха.
 
Замдиректора порта Дмитрий Киршов показывает нам фотографии.
 
- Смотрите, - объясняет он, - олигарху дали кусочек берега и там разгружает баржи с опасными химикатами. Малейшая оплошность рабочих может привести к отравлению Амура или взрыву. Груз, между прочим, приходит из китайского порта Тяньцзинь, где в прошлом году прогремел страшный взрыв, снесший полгорода и протравивший цианидами все вокруг. Разгрузка в неприспособленном месте существенно увеличивает сопутствующие риски. Но неразборчивым дельцам судьба города, вероятно, безразлична.
 
Между тем, лишенный причальной стенки и важнейших коммуникаций грузовой порт превратился в бесполезный обрубок. При всем желании невозможно представить, чтобы это было выгодно кому-то кроме рейдеров. Чья задача - парализовать и обесценить собственность, которую они хотят захватить? Но тогда мы должны предположить наличие и некой коррупционной связи с городскими чиновниками?
 
Дискотеки не будет?
 
Вопреки надеждам своих врагов, «Амур-Порт» стабильно выигрывал судебные процессы. И только последнее решение арбитражного судьи, полностью выпадающее из логики ранее выигранных процессов, сорвало уже наметившееся возрождение предприятия из руин.
 
Казалось, еще только вчера рабочий коллектив предвкушал скорую победу и выход из кризиса. Была проведена колоссальная работа по подготовке к ремонту Речного вокзала. В этой работе приняло участие множество специалистов - строители, технологи, проектировщики, рестораторы да и еще множество специалистов.
 
- Мы хотели успеть к праздникам, порадовать жителей Комсомольска ярким проектом, рассказывает заместитель директора по капитальному строительству Александр Леонидович Попов. До второго ноября планировали открыть ресторанный дворик - общедоступную зону для всех, где работают несколько предприятий различного питания с общим залом. В декабре был должен заработать дискоклуб. Готовился запуск собственной пивоварни, а затем и открытие ресторана. Любой горожанин мог бы найти у нас то, что ему по душе - кто мороженое, кто пирожное, кто пиццу, кто крымские чебуреки, кто итальянскую пасту, кто старорусский пирог - расстегай с капустой. Мы много работали, чтобы сделать хороший интересный проект и приступили к его воплощению по графику, а тут банкротство.
 
Добавьте к этой картине прогулочно-смотровую площадку, детский городок, творческие молодежные лаборатории. Тем, кто никогда не был в Комсомольске, мы поясним - здание речного вокзала это громадные пустующие площади в центре города. Золотое дно для тех, кто хочет и умеет созидать. И только длящиеся несколько лет тяжбы держали на расстоянии инвесторов, вынашивающих совместные проекты.
 
Возрождение порта, требующее основательных затрат, должно было начаться с восстановления речного вокзала. Возрождение самого порта началось бы так же с получения разрешительной документации. А поскольку перевозить грузы по реке дешевле, это бы мгновенно сказалось на ценах, а значит - и на благосостоянии каждого жителя города.
 
- В комсомольский порт могут заходить морские суда, - говорит инженер Елена Вячеславна Черникова. - У нас всегда был таможенный пост. А значит, все грузы из стран АТР могут самым дешевым транспортом доставляться до места. Это серьезное преимущество Комсомольска и мы просто обязаны его использовать. Все на словах только радеют за развитие города. Если б администрация не забрала землю под нашими объектами порта так и уже бы сегодня документы были все оформлены для работы. Убиваем время на судилища с теми кто обязан...
 
Герои не сдаются
 
Работники порта чувствуют себя брошенными на произвол судьбы. Но они не потеряли надежду и намерены продолжать борьбу. Просто потому, что слабаки на реке не работают.
 
- Конечно, хочется, чтобы «война», наконец, прекратилась. Но перестать бороться сейчас - все равно, что уходить из села после бомбежки, - образно выразился капитан Ермаков.
 
Коллектив сплотился вокруг своего руководителя, который подал апелляцию на последнее решение суда. Мы не юристы, но видим, что незаконных действий по делу «Амур-Порта» выше крыши. Хотя, «захватчики» на нее и надеются. Складывается впечатление, что рейдеры даже не считают нужным маскировать свои примитивные схемы.
 
- Дельцы кружатся вокруг нас как стервятники, - сетует бухгалтер Надежда Михайловна Большкова, - Ищут, что бы еще урвать. А чтобы было сподручнее уничтожать порт, плетут про нас всякие небылицы. Бывало пришлют какого-то писаку, мы ему все как есть расскажем. А потом - выходит статья, где мы обрисованы как бездельники и тунеядцы, которым лишь бы не работать. Один такой уже не раз ответил через суд за клевету, но так и клевещет и клевещет. Наверно, олигарх ему за это хорошо платит. А потом мы слышим при очередном набеге правоохранителей с новым обыском и выемкой документов и компьютеров, а вот заявление и мы проверим и вернем. Возвращают конечно все через полгода - через год, - как очередное дело прекратят. Но работать то не дают. Все с приговорками, «а пусть ваш Сысков с руководством договаривается».
 
Вот так трудовой коллектив порта сплотился и героически держит оборону плечом к плечу вот уже восемь лет. К чести руководства, несмотря на все тяжбы, за этот период не было проблем с выплатой зарплат сотрудникам. Хотя, с приходом юристки, эти проблемы уже появились. В здании речного порта, несмотря на тяжелое финансовое положение, периодически проводился косметический ремонт. Суда удавалось поддерживать на плаву. Портовые сооружения ждут своего часа для возрождения работы.
 
Мы не знаем, что теперь станет со всем этим. Но мы обещаем трудовому коллективу речного порта и нашим читателям, что будем следить за ситуацией.
 
Иван Полевой.