Елена Самойленко - депутат областного Законодательного Собрания и член «Единой России», кандидат в уполномоченные
Елена Самойленко - депутат областного Законодательного Собрания и член «Единой России», кандидат в уполномоченные

В ЕАО почти как в Хабаровском крае. Уполномоченный по правам человека есть, а что он делает - не известно. И главное, права защищать рвутся те, кто дружно и мирно работал вместе с властью, на власть. Понятно, что власть содержит омбудсмена, платит большую министерскую зарплату, поэтому делать он может ровно столько, что делает сама власть. То есть, защищать права граждан, а значит, быть в оппозиции к власти - уполномоченный не может. Это такой свадебный генерал...
* * *

Не так давно в местной прессе промелькнуло информационное сообщение о том, что на должность уполномоченного по правам человека в автономии нашлось четверо желающих. Это неудивительно, поскольку как минимум трое кандидатов обладают солидным опытом работы в правоохранительных структурах. 

Это первый уполномоченный, экс-прокурор двух субъектов Александр Золотухин, избранный 15 марта 2011 года на пять лет и срок его работы завершен (выдвинут региональным отделением «Единой России»), бывший заместитель начальника УМВД Иван Червяткин (РО ЛДПР), ветеран прокуратуры Галина Кириллова (РО «Партии пенсионеров»).

Неожиданностью, прямо скажем, стало выдвижение от имени группы депутатов-«единороссов» четвертого кандидата на должность уполномоченного по правам человека - Елены Самойленко - заместителя председателя Законодательного Собрания, действующего директора Биробиджанской промышленно-торговой трикотажной фирмы «Виктория». 

Пикантность ситуации заключается в том, что «знатная трикотажница» никогда не была замечена в активной правозащитной и правоохранительной деятельности. Однако факт выставления ее кандидатуры, несомненно, таящий в себе интрижку, к сожалению, должным образом в местной печати не освещался.

Мы держим руку на пульсе событий, и поэтому предполагали, что рано или поздно увидим, как с «тонущего депутатского корабля» побегут все. 

Мы небезосновательно считали, что смена губернатора области и последовавшая затем расчистка политического пространства под хабаровских саквояжников, в ближайшей перспективе приведет к распаду некой, как в народе говорят, «колбасно-трикотажно-медицинской» коалиции, с последующим отходом на задний план ее видных представителей. 

Мы знали, что некоторые «народные избранники» будут использовать оставшееся время и депутатские связи для поиска «запасных аэродромов»... И вот, похоже, начались первые весенние перелеты...

В руках у меня официальный правовой акт - Закон ЕАО «О статусе и социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Еврейской автономной области» № 265-ОЗ в действующей редакции. Согласно пункту 2 статьи 7 этого закона, лица, замещающие областные госдолжности, к которым, между прочим, относится и уполномоченный по правам человека, имеют право на льготную пенсию - 45 % денежного вознаграждения, установленного на день увольнения. 

В сухих нормах юридического акта, должно быть, и заключается ключ к раскрытию загадочной дамской интрижки, разыгранной в стенах областного парламента.

Елене Николаевне Самойленко, судя по данным официального сайта Законодательного Собрания, в нынешнем сентябре начислят пенсию. Но более чем на обычную трудовую пенсию едва ли приходится рассчитывать. На те гроши простой народ живет с трудом. А как вы себе представляете «народную избранницу» на стандартном пенсионном содержании? Вот и я о том же!

Вместе с тем, должность уполномоченного по правам человека особенно в наше нелегкое время является тяжкой ношей неустанной борьбы за справедливость - юридическую и социальную. Уполномоченный обязан регулярно принимать десятки посетителей, а также выезжать в колонии. Причем выслушать проблемы и чаяния просителей - это лишь полдела, главное - помочь людям.

Не знаю как вам, уважаемые читатели, но мне трудно даже представить в роли уполномоченного технолога трикотажного производства и отставного депутата, голосовавшего за сомнительные законы последних лет и не имеющего, если мы не ошибаемся, юридического образования. 

Ничего не имею против чулочно-трикотажного ремесла, искренне уважаю представителей этой профессии. Но в аппарате уполномоченного по правам человека носки и нательное белье не вяжут. Там нужны юридические знания и опыт правозащитной деятельности, чего у госпожи Самойленко, на мой взгляд, практически нет.

Уж не знаю, с каким энтузиазмом воспринял трудовой коллектив чулочно-трикотажной фабрики «Виктория» выдвижение своей начальницы на новую должность. Во всяком случае, одно известно точно: большая часть рабочих сегодня уже находится за стенами цехов родного предприятия. 

От флагмана легкой промышленности Дальнего Востока сохранились лишь жалкие остатки да воспоминания. 

Когда-то на фабрике работали десятки и даже тысячи людей. «Чулочка» взрастила целые трудовые династии, выдвинула из своих рядов Героя Социалистического труда. Сегодня на «Виктории», по нашим данным, трудится несколько десятков человек. Таков печальный итог экономических экспериментов последних десятилетий в ЕАО. 

Елена Самойленко - депутат областного Законодательного Собрания и член «Единой России» всегда была активной сторонницей проводимого в стране социально-экономического курса. Как говорится, за что боролись!

Почти два года назад, в № 21 газеты «Голос Биробиджана» от 28 мая 2014 г. сообщалось о проблемах с выплатой зарплат и выходных пособий на чулочно-трикотажной фабрике «Виктория».

Что из этого следует? Нам предлагают в уполномоченные по правам человека руководителя фабрики, где есть проблемы? Как же тогда решать другие?

Что-то не припоминаем, чтобы госпожа Самойленко когда-нибудь активно участвовала в правозащитной деятельности, выступала в защиту прав какой-либо социальной группы, боролась за справедливость?

Скорее тихонько сидела в президиуме Законодательного Собрания и в строгом соответствии с партийной дисциплиной «Единой России» поднимала руку за законопроекты, которые, думается, по большому счету ничего хорошего области не принесли. 

А нынче, когда пенсия не за горами, а производство трикотажной продукции сжалось как шагреневая кожа, пора менять кресло? А перед избирателями родного одномандатного округа разве не нужно отчитаться за проделанную работу? Хотя бы из приличия?

И последнее. Сама процедура выдвижения госпожи Самойленко, на мой взгляд, попахивает скандалом. Уполномоченного по правам человека, как известно, выбирают депутаты Законодательного Собрания по представлению губернатора и после согласования с федеральным уполномоченным. 

Выходит, действующий депутат областного парламента, будучи наделенным известными полномочиями, будет сам за себя голосовать? В пункте 3 статьи 12 Федерального Закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» четко говорится: «Депутат не вправе использовать свой статус для деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий».

Единственный разумный и порядочный способ избрания госпожи Самойленко на должность уполномоченного может быть связан лишь с преждевременным и добровольным сложением депутатских полномочий.

Но так или иначе, уважаемые читатели, мы рискуем в скором времени получить очередного высокооплачиваемого чиновница. Может быть, пора остановиться, пора прекратить практику пристраивания «своих» людей на хлебные должности с перспективой получения солидной пенсии? Пора подумать о нищем населении автономии, а не о себе, господа!

Владимир Сахаровский,
Биробиджан