Спасателей ДВРЦ проверяют в Японии на дозиметре |
|
11 марта было 5 лет со дня трагедии на АЭС «Фукусима-1» в Японии. Аварии, которая стоит второй после Чернобыля по своим страшным последствиям, которая до сих пор напоминает японцам и всему миру, как может быть опасна ядерная энергетика в случае непредвиденной ситуации или катастрофы.
Тогда, 11 марта 2011 года, землетрясение магнитудой около 9, вызвало разрушительное цунами. Массы воды поднялись на высоту в среднем 9-15 м, в одном из районов она превысила 40 м! Очень многие погибли или пропали без вести. Были разрушены дома. Ситуацию ухудшила авария на атомной электростанции «Фукусима-1».
- Александр Витальевич, вы, как руководитель регионального центра МЧС, постоянно отслеживали информацию о событиях в Японии. Какие решения для вас были первоочередными?
- Информацию о трагедии, масштаб которой мы даже не могли предположить, была получена в пятницу 11 марта 2011 года во второй половине дня. Все были еще на местах. Сообщение о цунамигенном землетрясении у восточного побережья острова Хонсю поступило в 15.55 (хбр.) от Сахалинского центра «Цунами».
Магнитуда катастрофического землетрясения в эпицентре достигла 8,8. Несмотря на удалённость территории подземные толчки также ощущалось и на территории России. На Курильских островах жители Южно-Курильска и Курильска их почувствовали силой до 4 балла, в Малокурильском - до 3-х.
Кроме этого, возникшая в результате землетрясения волна цунами, была такой силы, что могла достигнуть побережья Курильских островов Сахалинской области. В целях предупреждения населения о возможной опасности сработала система оповещения о цунами. По расчетам специалистов, в цунамиопасную зону могли попасть населенные пункты Южно-Курильского, Северо-Курильского и Курильского городских округов.
Оперативно были предприняты меры по защите населения и объектов экономики, жизнеобеспечения, эвакуации людей в безопасные районы. Все силы и средства РСЧС были приведены в повышенную готовность. В результате волны цунами зарегистрировали в районе острова Кунашир (вблизи города Южно-Курильска), у островов Шикотан и Итуруп, высота их достигала 1-2 метров. Разрушительных последствий допущено не было, из людей никто не пострадал.
- Насколько профессиональной и быстрой была реакция ведомства на аварию на АЭС?
- Однозначно реакция была мгновенная. Мы постоянно отрабатываем наихудшее развитие различных чрезвычайных ситуаций и всегда готовы к решительным действиям. Поэтому незамедлительно на базе центров управления в кризисных ситуациях была организована работа оперативных штабов.
С поступлением информации об аварии на «Фукусима-1» на них была возложена задача организации мониторинга радиационной обстановки, координации действий сил и средств РСЧС при возможном загрязнении территории ДФО.
Кроме этого были приведены в готовность силы регионального центра, главных управлений МЧС России по Камчатскому, Приморскому, Хабаровскому краям, Сахалинской области, а также территориальные подсистемы РСЧС этих субъектов. Конечно же, в готовность были приведены и остальные главные управления МЧС России по субъектам региона, спасательные воинские формирования, а также Дальневосточный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России.
Сразу же специалисты Центра мониторинга и прогнозирования ЦУКС Дальневосточного регионального центра МЧС России приступили к анализу и просчёту всех возможных вариантов, в том числе и самых худших, при которых возможен занос радиоактивных веществ на территорию Дальнего Востока.
Вместе со специалистами Росгидромета были изучены карты движения воздушных потоков. Вопрос переноса радиоактивных вод течениями был изучен досконально, были проведены консультации с океанологиями. Как итог, появилась уверенность, что никаких опасных выбросов на территорию Дальнего Востока произойти не могло. И мы могли сказать, что на Дальнем Востоке радиоактивного загрязнения не будет.
- Александр Витальевич, вы были непосредственным участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Можно ли сравнивать организацию работ во время событий в Чернобыле и в Японии?
- Благодаря опыту ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции нам удалось добиться четкого понимания обстановки, складывающейся в районе аварии, оперативно спланировать и провести весь комплекс превентивных мероприятий по защите населения и территории Дальневосточного федерального округа.
Практические сразу после аварии в Японии были собраны данные мониторинга на её территории по радиации. Мы могли сравнивать свой расчет по распространению радиации по территории с этими данными в динамике.
Это главная отличительная черта аварии в 2011 году в г. Фукусиме от аварии на ЧАЭС. В течение 30 лет, с момента катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции мы готовились к подобным ситуациям, обсчитывали наши и западные станции, анализировали выбросы и их распространении по атмосфере и по океану, какие от этого будут дозы радиации и как они повлияют на здоровье дальневосточников.
Слаженная и четкая работа по предотвращению возможных последствий от аварии на «Фукусима-1» стала возможной благодаря однозначной и быстрой реакции не только нашего ведомства, но и Росатома, Росгидромета, НПО «Тайфун», Института тектоники и геофизики ДВО РАН, Тихоокеанского научно-исследовательского рыбохозяйственного центра, институтов водных и экологических проблем, биологии моря, биохимии, биологопочвенный, филиалов Геофизической службы РАН, Россельхознадзора, Роспотребнадзора, территориальных управлений МВД России, пограничных управлений ФСБ России по субъектам Российской Федерации региона.
Несмотря на территориальную разбросанность научных институтов и ведомств - это и Хабаровск, и Владивосток, а также Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Москва, работа была организована в круглосуточном режиме, в постоянном взаимодействии и обмене информацией. Это позволило получать точные и полные сведения и понимать возможные проблемы в комплексе.
- На что были направлены основные усилия по защите жителей Дальнего Востока от возможной чрезвычайной ситуации, вызванной выбросом радиации?
- Первое, что было сделано, - это организован постоянный мониторинг радиационного фона на территории ближайших к Японии российских регионов. Так в Сахалинской области, Камчатском, Хабаровском и Приморском краях была развернута сеть лабораторий радиационного контроля Росгидромета, мобильных пунктов МЧС России.
Во взаимодействии с органами военного командования и территориальными пограничными управлениями ФСБ России были организованы пункты дозиметрического контроля.
Вместе с тем, в спасательных воинских формированиях МЧС для ведения радиационного контроля были развернуты посты радиационного химического и биологического наблюдения. Дополнительно была организована работа оперативных подвижных групп контроля.
Ежедневно каждые два часа специалистами производился отбор проб воздуха, а также осадков. В первые дни, конечно же, наиболее пристальное внимание уделялось территориям г. Южно-Сахалинска, Курильского и Южно-Курильского районов Сахалинской области, как самым близким к пострадавшей провинции Страны восходящего солнца.
На всей территории Дальнего Востока в течение года работало 630 дополнительных и стационарных постов радиационного контроля, вместо 140. Стоит отметить, что показатели ни разу не превысили и половины предельно допустимых фоновых значений.
Ещё одним из направлений работы стала радиационная разведка, к проведению которой были привлечены воздушные и морские суда МЧС России, Восточного военного округа Минобороны России и погранслужбы ФСБ России. Финалом стала экспедиция, которую организовал Дальневосточный Институт гидрометеорологии и окружающей среды в г. Владивостоке под эгидой Русского географического общества.
На 14 суток было направлено судно, которое пройдя через Сарганский пролив, максимально приблизилось к японским берегам и территории Фукусимы. На всем пути были сняты пробы воздуха и воды, все показатели были описаны и хранятся в архиве. Вместе с тем, в ходе экспедиции были изучены вопросы рыбных ресурсов, для того чтобы исключить вероятность попадания опасных изотопов через флору и фауну. Превышений выявлено не было.
Всего для предотвращения и ликвидации возможного радиоактивного загрязнения было привлечено 1018 формирований различных министерств, ведомств, организаций, это свыше 11 тысяч человек и около 800 единиц техники.
- Как удавалось избегать паники среди дальневосточников?
- Чтобы не допустить панических настроений большая работы была проделана по информированию населения. Это была одна из важных задач. Круглосуточно информация об уровнях радиационного фона размещалась на официальных сайтах территориальных органов МЧС России, впервые мы применили практику он-лайн трансляций показаний дозиметров.
Также в региональных и местных СМИ появились специальные рубрики, показатели радиационного фона были добавлены в информацию о прогнозе погоды, размещены в бегущих строках.
На март и апрель 2011 пришёлся пик обращений населения: люди опасались за свое здоровье. Сотрудники МЧС России по заявкам граждан выезжали на вызов с мобильными устройствами и измеряли уровень радиации в различных точках городах, в квартирах и даже автомобилях.
- Важной составляющей в любой чрезвычайной ситуации является работа психологов. Насколько эффективной она была в данной ситуации?
- В целях информационной и психологической поддержки населению ДФО в первые дни была организована работа телефонов «горячей линии» как в региональном центре МЧС России, так и главных управлениях МЧС России по Сахалинской области, Камчатском, Приморском и Хабаровском краях.
Люди уточняли информацию о радиационном фоне, многие жители беспокоились о судьбе своих родственников, в том числе и в Японии, были даже звонки из других стран. Психологи работали круглосуточно. Только с 16 по 28 марта 2011 года они приняли более 1200 звонков.
А когда люди стали возвращаться из Японии в России, мы организовали психологическую поддержку и сопровождение прямо в дальневосточных аэропортах. Оперативные группы контролировали прибытие граждан Российской Федерации, при необходимости организовывали их размещение, питание, предоставляли справочную информацию.
Чаще всего люди размещались у родственников, знакомых, а транзитные пассажиры - в гостиницах. Тем, кому требовалась поддержка или консультация психологов, могли обратиться к специалистам. Сотрудники МЧС работали в гостиницах, проводили информационно-разъяснительную работу с населением.
- Дальневосточные спасатели оказывали помощь спасательным службам непосредственно на территории Японии?
- Да, 13 и 16 марта 2011 года две группы спасателей Дальневосточного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России (по 25 человек) на воздушных судах Хабаровского авиационно-спасательного центра МЧС России по согласованию с Правительством Японии были отправлены в район ЧС для оказания помощи в проведении поисково-спасательных работ.
Первая группа спасателей с необходимым снаряжением была направлена на вертолёте МИ-26 МЧС России, а вторая отправилась на самолёте АН-74 МЧС России. Дальневосточники вместе с коллегами из отряда Центроспас МЧС России расположились в международном лагере спасателей в городе Сендай. При этом они были полностью подготовлены к автономному существованию и обеспечены палатками, провизией и питьевой водой. Их главной задачей было оказывать помощь японским спасательным службам в разборе завалов и обследовании территории, поиске пострадавших.
Кроме этого были направлены два самолёта Ил-76 МЧС России, которые доставили из Хабаровска и Благовещенска гуманитарную помощь для пострадавших от стихии японских граждан - бутылированную воду, одеяла, топливо.
Одновременно с этим совместно с Посольством России в Японии была организована работа по оказанию помощи российским гражданам, находящимся в то время на территории Японии. Им была предоставлена возможность покинуть пострадавшую провинцию на самолете МЧС России и вернуться на Родину. Всего воздушными судами МЧС было перевезено 247 человека, в том числе 73 ребёнка. Также люди пользовались и рейсовыми самолетами.
- Как вы считаете, какие уроки можно вынести после «ФукусимА-1»? Чему стоит ещё поучиться?
- В целом, территориальные подсистемы РСЧС показали готовность к выполнению задач по реагированию на чрезвычайные ситуации радиационного характера, обеспечивать радиационную, химическую и биологическую защиту населения и территории. Но, тем не менее, повышать безопасность - это первое и самое важное к чему мы должны стремиться всегда!
Столкнувшись с новыми задачами, были решены вопросы по техническому переоснащению подразделений современными инструментами и техническими средствами, разработаны новые алгоритмы работы.
Также необходимо продолжать выстраивать мощную и полноценную систему обучения населения основам гражданской обороны, в том числе и радиационной безопасности, начиная со школ, продолжать в высших учебных заведениях. И так на протяжении всей жизни. Это те знания, которые полезны не только в условиях ЧС, но и могут пригодиться в повседневной жизни.
Надо отметить, что в настоящее время все дозиметры, как и прежде, показывают «нормальные» значения - 16-20 микрорентген в час, при значении естественного уровня радиационного фона 30.
На всей территории Дальневосточного федерального округа радиационный фон в норме. Но, мы всегда находимся в готовности к реагированию на возможные ЧС и регулярно проводим тренировки и учения по гражданской обороне.
Например, в ближайшее время состоятся тренировки служб РХБЗ (радиационной, химической и биологической защиты) в спасательных воинских формированиях, специализированных пожарно-спасательных частях и Дальневосточном региональном поисково-спасательном отряде МЧС России.
Подготовила Анна Иванова,
пресс-служба Дальневосточного регионального центра МЧС России