Рассказы и сказки Михаила Салтыкова актуальны до сих пор |
|
Ответы опрошенных граждан предполагалось занести в блокнот. Затем рассортировать их (ответы) по признаку негативности или позитивности, не забыв при этом о процентной составляющей женщин, мужчин, студентов, пенсионеров, бюджетников, женщин-блондинок, почетных железнодорожников, ветеранов культуры и отдыха и т. д.
Наступила последняя неделя 2015 года. Вооружившись блокнотом и ручкой, я отправилась на дело.
Все это уже было
Сначала я безрезультатно приставала к прохожим. А не могли бы вы ответить мне на вопрос? С каким словом у вас… Продолжение повисало в воздухе. Никто не хотел останавливаться, все куда-то спешили. Необходимо было срочно поменять тактику. Сократить текст. В голос добавить твердости и безапелляционности.
Я вырвала глазом женщину первого среднего возраста (от 51 до 62), ожидавшую зеленого света у светофора, и вежливо приказала: «Стоять!» Первая реакция прохожей - испуг - быстро сменилась второй - улыбкой. Женщина оказалась библиотечным работником и не задумываясь назвала главное слово 2015 года - чтение. По наблюдениям Анны Дмитриевны (назовем ее так), интерес к литературе, к чтению книг ощутимо вырос у населения островного региона.
- Вам, наверное, назовут много разных слов, характеризующих 2015 год, - сказала Анна Дмитриевна. - Без труда можно предсказать какие. Коррупция, вранье, безнадега. И много еще из этой же серии. Но ведь, если вдуматься, все это уже было. И в прошлом году, и прошлом веке, и в позапрошлом. Читайте Салтыкова-Щедрина! Читайте Гоголя, Булгакова, Ильфа и Петрова. Их произведения сегодня более чем актуальны. Оглянитесь вокруг - что ни чиновник, то гоголевский или щедринский персонаж. Да и мы с вами, так называемые простые люди, тоже хороши. В общем, читайте и смейтесь. Пусть и сквозь слезы.
В общем, работа у меня закипела. Короткие команды - стоять! не двигаться! - действовали безотказно на семейные пары и прохожих-одиночек. Услышав, что я из газеты, а не откуда-то, люди охотно шли на контакт. В офисах, учебных и лечебных учреждениях, творческих коллективах народ правильно реагировал на мою просьбу говорить по очереди, а не хором, отвечать коротко, по существу. Цепочка ключевых слов становилась все длиннее. За три дня мною были опрошены 98 человек. Пора было подводить итоги.
Как в воду глядела Анна Дмитриевна! 13 процентов опрошенных назвали ключевым словом года коррупцию. Всего на один процент меньше голосов у слова «Хорошавин», которое при желании можно считать синонимом слова, ставшего лидером нашего опроса. «Бронзу» завоевало вранье. Танкер «Надежда» на четвертом месте.
Критические стрелы неслись со всех сторон в адрес регионального здравоохранения и образования. Лечить и учить скоро будет некому. Работают в этих сферах в основном пенсионеры и люди предпенсионного возраста. Что будет, если они захотят уйти на заслуженный отдых все сразу?.. В общем, набор слов такой - тупик, клиника, палата № 6.
Много горячих определений услышала я по теме отмены индексации пенсий работающим пенсионерам. Причем у отдельных граждан слов нет - одни выражения.
- Лично я иду увольняться, - радостно сообщил мне очередной опрашиваемый. - Работаю вахтером, зарплата маленькая. Раз индексации пенсии работающим не будет, мне выгоднее уволиться. Пусть Медведев работает. С Новым годом!
Самым удобным местом для опроса оказался пятачок у торца железнодорожного вокзала, возле большой урны. Смотрю - стоят трое разновозрастных мужчин, двое с портфелями, третий с бородой.
Подхожу, спрашиваю: «О чем курим, товарищи?» Все трое, как выяснилось, были рядовыми сотрудниками бюджетных учреждений области. Бородач дожидался автобуса на Углегорск, двое направлялись в другие райцентры. А разговаривали о коррупции. И словом года признали ее, змею.
Мне настолько опротивела за последние дни эта тема, что я уже было ретировалась, как вдруг бородатый сказал: «Сами мы ее и расплодили. Винить больше некого».
Сбивчивый монолог бородача сводился к тому, что: а) народ не ходит на выборы, поэтому во власть пролезают недостойные кандидаты; б) коррупцию не победить, пока люди будут молчаливо исполнять роль жертвы.
- Я на Сахалине всего восемь месяцев, переехал из Калуги, - продолжал бородач. - Но успел уже не раз убедиться, что начальники здесь - даже самые маленькие - совершенно не чтут Трудовой кодекс. Вместо него придумали свои законы и заставляют подчиненных жить по ним, а не по ТК РФ. Приведу конкретный пример. Я устроился на работу, где обязательное требование - прохождение медосмотра. Все, как положено, прошел. И долго ждал, когда же работодатель возместит мне расходы на это мероприятие. Чтобы ускорить процесс, даже заявление написал. Прошу, мол, возместить в соответствии с законом и издать соответствующий приказ. Что тут началось! Начальница моя бегала как ошпаренная по коридорам с криками: «Понаехали тут, законники!». Пришлось мне делать следующий шаг - идти к прокурору, чье вмешательство и привело мою начальницу в чувство. В итоге мне возместили затраты. Вывод такой: надо сопротивляться. О, мой автобус подошел. С Новым годом!
Слов с позитивным оттенком названо было столько же, сколько и с негативным. Молодые люди до 30 лет намеренно дистанцировались от негатива. Видимо, действует закон самосохранения. И ключевыми словами в 2015 году для молодежи стали семья, дети, любовь, счастье, жизнь, радость.
Интересуюсь у молодой пары с ребенком, купили ли елочку. Нет, говорят, и не собираемся. Встречать Новый год будем под пальмами, в Таиланде. Там же и на зимовку остаемся, если денег хватит. Заядлые путешественники Андрей и Мария не в первый раз уезжают зимовать в теплые края. Успели уже побывать в Египте, Иордании, Вьетнаме, Индии, Сингапуре. И еще в восьми странах. Это не считая коротких путешествий по России, где «охвачены» уже 17 регионов. Так что словом года Андрей и Мария выбрали «путешествие».
Кстати, с Сахалина насовсем уезжать не планируют.
- Поверьте, - говорит Андрей, - Сахалинская область далеко не худший регион для жизни. Мы в этом убедились, путешествуя по стране. Многие сахалинцы считают хорошим тоном критиковать, а не хвалить место, где живут. Но при ближайшем рассмотрении выясняется, что дальше своей дачи нигде не были. Путешествуйте, сравнивайте! И вы увидите, что Сахалин прекрасен! С Новым годом!
По ходу операции «Слово-2015» я услышала несколько историй «И смех, и грех». Услышанное записала. Теперь предлагаю читателям.
Как нужно делать карьеру
Для Марины Т. слово года - карьера. У многих небезызвестных личностей Сахалинской области карьера в 2015 году резко пошла под откос. Кто-то сидит, другие сушат сухари. А у Марины - наоборот. Из скромного офисного менеджера она превратилась в начальника большого отдела. О том, как это произошло, она сама и рассказывает.
- Наш шеф впервые должен был выступать на ответственном мероприятии. И, как всякий новичок, ужасно нервничал. К тому же за 30 минут до «выхода на сцену» на него напала икота. Сода не помогла, более того - бедняжка заикал еще сильнее. Надвигалась катастрофа: икающего докладчика могли понять неправильно. Я решила сделать попытку спасти человека.
В приемной зевала А. - референт. Я ей говорю: «Слушай, тебе боевое задание от шефа. Срочно купить пять бутылок текилы». А. вытаращила глаза и говорит: «Интересна-а. Это что-то новенькое. С какой это стати - я?.. Ну хорошо, я сбегаю. Давай деньги».
Я с суровым видом типа углубилась в бумаги и махнула рукой, дескать, не приставай с пустяками, сходи к шефу сама за деньгами.
Полная праведного гнева, А., можно сказать, ворвалась в кабинет шефа. Дверь осталась приоткрытой, и я без помех слушала следующий диалог:
- Ну давайте уже, что ли…
- ??? И-икк!.. Не по... Йик!
- Деньги давайте.
- ??? И-ик! За что?
- Я не поняла. Во-первых, я вам не мальчик на побегушках, а во-вторых, у меня таких денег нет. Тем более на пять бутылок.
- Чего?
- Ну текилы этой.
- Зачем?
Тут я решила, что пора вмешаться. Нестандартные обстоятельства вернули шефа в нормальное состояние. Захожу и говорю: «Спокойно, граждане, оставайтесь на своих местах. Это был розыгрыш».
Выступление нашего начальника имело большой успех. А меня буквально через неделю повысили. Вот так.
По Сеньке и шапка
Для южносахалинца Павла М. ключевое слово 2015 года - ограбление. Его самого и ограбили. История эта началась с того, что в феврале Павел собрался в Москву на свадьбу к сестре. А приличной шапки для столицы у него не было. Тогда жена и купила ему красивую дорогую норковую шапку.
Из Шереметьева Павел сначала отправился на экспрессе на Белорусский вокзал. На вокзале первым делом побежал в туалет. Именно там его и настигла рука криминала. Рука протянулась из соседней кабинки и сдернула шапку с головы. Павел был занят делом и не смог сразу броситься за грабителем. В полицию тоже не пошел.
К сестре Павел добирался на метро, затем двадцать минут шел пешком. Его лысина на морозе заледенела. Павел попытался на ходу построить из шарфа чалму, но пальцы не слушались. Тут из-за гаражей возникли двое - мужик шел позади своего перегара, женщина с фингалом плелась рядом. Пара предложила дешево купить у них шапку. Павел, не торгуясь, заплатил и натянул на голову обтрепанную кроличью ушанку.
Свадьба сестры прошла весело. О подлом ограблении в уборной Павел старался не вспоминать. И в обратный путь отправился с улыбкой.
Рейс не задержали, самолет вовремя взлетел и вовремя приземлился в аэропорту Хомутово. И вот тут тяжелые мысли овладели Павлом. Он предчувствовал, что с женой придется объясняться на тему меха.
Опускаю подробности встречи Павла с женой. Как говорится, перехожу к финалу. Жена была настолько взволнована убогим видом ушанки - это вместо норки-то! - что несколько раз пнула ее. Причем с такой силой, что подкладка порвалась и на свет вылезла «начинка». Много-много бумажек с портретами скромного зеленого цвета.
Оправившись от потрясения, супруги пересчитали портреты. Их оказалось двадцать. Сбегали в банк, проверили - настоящие!
Весь 2015 год Павел пристально следит за курсами валют. В часы досуга он сидит за письменным столом и чертит какие-то диаграммы. В такие минуты с него можно писать портрет «Ученый на пороге большого открытия». Павел очень счастлив, что его ограбили. И всем желает новых шапок в новом году!
С новым счастьем!
Е. Зубкова,
«Советский Сахалин», 29.12.15