Заседание Совета Федерации |
|
Министр РФ по развитию Дальнего Востока Александр Галушка на заседании Совета Федерации (384 заседание) в рамках «Правительственного часа» выступил с докладом на тему «О мерах по созданию условий для опережающего развития Дальнего Востока».
А.С. Галушка:
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые члены Совета Федерации!
Благодарю вас за возможность выступить сегодня в верхней палате российского парламента и представить итоги развития Дальнего Востока, а также работы Министерства по развитию Дальнего Востока.
Также хочу поблагодарить вас, уважаемые коллеги, за конструктивное взаимодействие при принятии федеральных законов о территориях опережающего социально-экономического развития и о свободном порте Владивосток, которые вступили в силу в этом году.
Рассчитываем также на конструктивное взаимодействие с вами при рассмотрении проектов федеральных законов, которые министерство разработало по поручению президента Российской Федерации: об особенностях предоставления гражданам земельных участков в Дальневосточном федеральном округе (принят Государственной думой 18 декабря в первом чтении) и о свободных портах Дальнего Востока (внесен в правительство Российской Федерации, в январе планируется рассмотрение на заседании правительства с целью внесения в Государственную думу).
Если говорить об итогах социально-экономического развития Дальнего Востока в 2015 году, то они характеризуются следующими параметрами: рост промышленного производства за первые девять месяцев 2015 года - 3,1 процента, рост инвестиций в основной капитал - 5 процентов, рост налоговых и неналоговых доходов - на 31,1 процента, рост среднемесячной номинальной заработной платы - на 5,7 процента. Также зафиксирован естественный прирост населения - 5647 человек в Дальневосточном федеральном округе.
Отмечу, что вчера на заседании Правительства Российской Федерации были подведены итоги рейтинга регионов России на основе оценки темпов социально-экономического развития субъектов Федерации. Из 20 регионов-победителей четыре региона представляют Дальний Восток - это Якутия, Магаданская область, Сахалинская область и Еврейская автономная область. Они получат 18,5 процента от общего объема грантов, которые выделяются Правительством России лучшим регионам.
Уважаемые члены Совета Федерации!
2015 год стал годом формирования и практического старта новых механизмов опережающего развития Дальнего Востока. Отмечу пять основных.
Во-первых, это создание территорий опережающего развития.
Во-вторых - формирование свободного порта Владивосток.
В-третьих - государственная инфраструктурная поддержка инвестиционных проектов, в-четвертых - запуск работы Фонда развития Дальнего Востока, в-пятых - формирование нового механизма приоритизации самых разных государственных программ на интересы ускоренного развития Дальневосточного федерального округа.
Остановлюсь подробнее на каждом из этих направлений.
Закон о территориях опережающего развития вступил в силу 30 марта этого года. 25 июня Правительство учредило первые три территории опережающего развития, в августе - еще шесть.
В бюджете выделено 20,5 млрд рублей на строительство необходимой инфраструктуры. В течение года Правительством созданы институты развития - открытое акционерное общество со 100-процентным участием Российской Федерации в уставном капитале «Корпорация развития Дальнего Востока» и две автономных некоммерческих организации при правительстве России - Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта.
Первая заявка от инвесторов на участие в территориях опережающего развития поступила 17 августа этого года. По состоянию на 25 декабря 2015 года официально поступило 87 твердых заявок на резидентство в территориях опережающего развития на сумму инвестиций 283,37 млрд рублей. Уже подписаны первые 16 соглашений с инвесторами на сумму 164,4 млрд рублей.
За этими конкретными, твердыми заявками стоят новые предприятия на Дальнем Востоке, новые рабочие места. Это высокотехнологичный завод по производству комплектующих для авиастроения в Хабаровском крае, нефтеперерабатывающий завод в Амурской области, завод строительных материалов в Якутии, предприятия глубокой переработки древесины в Хабаровском крае, современные агропромышленные кластеры и транспортно-логистические комплексы в Приморье, разработка крупнейшего Беринговского угольного бассейна на Чукотке, создание комплексного туристического кластера на Камчатке. Запускаются десятки новых производств, создается более 17 тысяч новых рабочих мест.
Вчера, 24 декабря, правительственная подкомиссия утвердила еще три территории опережающего развития для создания на Дальнем Востоке. Это территория опережающего развития в Большом Камне Приморского края для развития судостроения и две в Сахалинской области: одна аграрной направленности, вторая - туристической. В проработке находится еще ряд территорий опережающего развития, по некоторым из них есть прямые поручения Президента, как по острову Русский, и решения Правительства.
В частности, отмечу, 17 декабря этого года Правительство утвердило комплексный план создания Восточного нефтехимического комплекса, который предполагает создание территории опережающего развития под объем инвестиций более 1 трлн рублей в нефтехимию в Приморском крае.
Кроме того, готовится создание территории опережающего развития в Амурской области под заводы по газохимии и газопереработке, в которые инвестируют «Сибур» и «Газпром» в объеме более 1,3 трлн рублей.
Все это - новая экономика, новая индустриализация и новая промышленность Дальнего Востока, которые сегодня создаются в территориях опережающего развития.
Второе. Свободный порт Владивосток. Соответствующий закон вступил в силу 12 октября этого года. 21 октября состоялось первое заседание наблюдательного совета и утвержден первый резидент свободного порта. По состоянию на 25 декабря этого года поступило 29 твердых заявок на сумму инвестиций более 74 млрд рублей, из них девять заявок уже удовлетворены, и соответствующие заявители признаны резидентами свободного порта Владивосток с объемом инвестиций 33,4 млрд рублей.
За этими заявками также стоят конкретные инвестиционные проекты: строительство и реконструкция мощных портовых терминалов, транспортно-логистических и складских комплексов, холодильный комплекс для перевалки рыбной продукции, современное производство энергосберегающих ламп и новый гостиничный комплекс.
Всего предполагается по этим первым заявкам создание более 10 тысяч новых рабочих мест.
Третье - инфраструктурная государственная поддержка инвестиционных проектов на Дальнем Востоке. Такой механизм специально создан актами Правительства Российской Федерации, а именно Правительство утвердило методику отбора инвестиционных проектов для их государственной инфраструктурной поддержки, а также правила предоставления субсидий из федерального бюджета.
В 2015 году проведено два тура отбора инвестиционных проектов. Первый тур - это шесть проектов, частные инвестиции составили свыше 126 млрд рублей, потребность государственной поддержки - 13,8 млрд рублей.
Распоряжением Правительства от 13 июля этого года необходимое финансирование выделено, первые инвестиционные соглашения подписаны.
Итоги второго тура - это также шесть новых инвестиционных проектов на Дальнем Востоке с объемом частных вложений свыше 365 млрд рублей и объемом господдержки 31 млрд рублей. Это инвестиционные проекты по разработке крупных месторождений золота, алмазов, угля, железной руды в Якутии, на Камчатке, в Амурской области и Хабаровском крае, строительство агропромышленного комплекса на Камчатке и портового терминала в порту Ванино. Данные инвестиционные проекты создают более 15 тысяч новых рабочих мест и приносят в бюджеты всех уровней за 10 лет свыше 205 млрд рублей налогов и обязательных платежей.
Четвертое. 2015 год стал годом начала работы Фонда развития Дальнего Востока. 6 августа этого года приняты первые три инвестиционных проекта с участием фонда на 18,5 млрд рублей частных инвестиций и 4,7 млрд рублей инвестиций фонда. 24 ноября этого года приняты еще три инвестиционных проекта с объемом инвестиций фонда 4,7 млрд рублей и частных инвестиций - 45,5 млрд рублей.
Таким образом, в 2015 году фондом проинвестировано 9,5 млрд рублей и привлечено 64 млрд рублей частных инвестиций. Среди шести проектов Фонда развития Дальнего Востока - строительство моста Нижнеленинское - Тунцзян Еврейской автономной области, создание сухого порта и холодильно-складского комплекса в Приморском крае, развитие золоторудного месторождения на Камчатке, создание современной инфраструктуры по обращению с твердыми коммунальными отходами на Сахалине.
Таким образом, эти четыре новых механизма привлечения инвестиций и ускоренного развития Дальнего Востока в совокупности дают в 2015 году Дальнему Востоку 988,51 млрд рублей инвестиций, из них 74,8 млрд рублей - это бюджетные инвестиции и 913,7 млрд рублей - инвестиции частные. Таким образом, на 1 рубль бюджетных вложений частные инвестиции составляют более 12 рублей. Такой мультипликатор. Отмечу, что по итогам Восточного экономического форума подписано инвестиционных соглашений на сумму более 1,8 трлн рублей, и задача ближайших лет в нашей работе - конвертировать эти соглашения в конкретные инвестиции. Поэтому этот первый дальневосточный триллион, в который привнесли новые механизмы института развития Дальнего Востока, - это начало нашей работы в 2015 году.
Пятое. В 2015 году заработал новый механизм приоритизации самых разных государственных программ в интересах ускоренного развития Дальнего Востока. Нам нужно не только частные инвестиции развивать, привлекать, нам нужно комплексное развитие макрорегиона. Эта задача должна решаться в самых разных государственных программах.
Президент Российской Федерации поручил правительству строго выдерживать приоритет развития Дальнего Востока в самых разных государственных программах.
Председатель правительства утвердил перечень из 27 государственных программ, в которых должен быть сформирован специальный раздел по развитию Дальнего Востока, свои целевые индикаторы по развитию Дальнего Востока, соответствующие мероприятия и финансирование.
Это госпрограммы по развитию здравоохранения, образования, социальной поддержке граждан, обеспечению доступным и комфортным жильем, содействию занятости населения и так далее. Это как раз программы социально-экономической направленности.
Министерство по развитию Дальнего Востока наделено правительством полномочиями согласовывать такие государственные программы, а специальные дальневосточные разделы этих государственных программ войдут в аналитическую часть государственной программы «Развитие Дальнего Востока».
Таким образом мы увидим весь ресурс государственных программ, который направляется на Дальний Восток, и у нас практически возникает возможность консолидировать его и координировать реализацию таких программ на Дальнем Востоке.
Хочу отметить существенную проблему, которая существует в этой связи. Мы провели соответствующий анализ, и выяснилось, что по ряду государственных программ, например, «Развитие туризма» или «Физическая культура и спорт» до 2014 года 0 рублей 0 копеек выделялось на Дальний Восток.
Или, например, провели анализ федеральной адресной инвестиционной программы, которая является сосредоточением бюджетных инвестиций, и выяснилось, что по таким направлениям, как развитие образования, подушевое финансирование в пересчете на одного человека на Дальнем Востоке в 10,5 раза меньше, чем в среднем по Российской Федерации, в здравоохранении - в 4,9 раза меньше, чем в среднем по стране, в коммунальном строительстве - в 4,7 раза меньше, в культуре - в 2 раза меньше.
О каком опережающем развитии Дальнего Востока можно говорить при таком небрежении к этой задаче в соответствующих государственных программах?
Мы эту ситуацию исправляем. Первые государственные программы уже откорректированы в 2015 году - это программа «Доступная среда», «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы», программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, это Государственная программа «Энергоэффективность и развитие энергетики», а также программа «Жилье для российской семьи».
В этих шести государственных программах выделен специальный дальневосточный раздел - целевые показатели, мероприятия и финансирование по ускоренному развитию нашего макрорегиона. Задача, поставленная Правительством, - в 2016 году оставшуюся 21 государственную программу в том же ключе проработать и приоритезировать на интересы ускоренного развития Дальнего Востока.
Отмечу также, говоря о нашей государственной программе, что планируется ее кассовое исполнение по итогам 2015 года в размере 98 процентов. Кроме того, немало внимания в работе нашего министерства уделялось таким задачам отраслевого развития на Дальнем Востоке, как развитие судостроения, рыбного хозяйства, лесного комплекса, развитие авиаперевозок, развитие электроэнергетики.
В части тарифов на электроэнергетику мы очень рассчитываем, что 2016 год станет последним годом тарифной дискриминации Дальнего Востока, когда по целому ряду регионов тарифы на электроэнергию являются лимитирующим, пресекающим фактором экономической активности и нормальной жизни людей. Соответствующее внимание Президента Российской Федерации не раз было обращено к этой проблеме в 2015 году. Соответствующие поручения, в том числе по итогам послания Федеральному Собранию, Владимиром Владимировичем Путиным даны.
В заключение хочу отметить, что круг вопросов, которые решает наше министерство, намного шире, чем те, которые я мог в отведенное время перечислить. Надеюсь, что при ответах на ваши вопросы смогу более подробно на них остановиться. Все эти вопросы войдут в обновленную стратегию развития Дальнего Востока, подготовка которой завершается по заказу Минвостокразвития.
Но самое главное, на наш взгляд, - это то, что новая восточная политика Российского государства находит понимание и поддержку общества. Главное слово, которое сегодня характеризирует это отношение общества к Дальнему Востоку, - это слово «надежда».
Соответствующие результаты показал социологический опрос ВЦИОМ, который был проведен в 2015 году: 86 процентов россиян верят в будущее Дальнего Востока, верят в то, что эта территория будет развиваться, будет российской и будет успешной. И прежде всего эту надежду и эту веру связывают с новой государственной политикой, которая формируется и реализуется на Дальнем Востоке. Спасибо за внимание.
А.С. Галушка
Минвостокразвития, 25.12.15
* * *
Ответы министра Александра Галушки на вопросы сенаторов в рамках «Правительственного часа» в Совете Федерации
Министр РФ по развитию Дальнего Востока Александр Галушка на заседании Совета Федерации в рамках «Правительственного часа» ответил на вопросы сенаторов о мерах по созданию условий для опережающего развития Дальнего Востока.
Н.И. Рыжков, член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Белгородской области:
Уважаемый Александр Сергеевич! Мы желаем Вам успехов в развитии Дальнего Востока. Если бы Ломоносов жил немножко позднее, он бы обязательно сказал «Сибири и Дальнего Востока», но он рано умер. И то, что Владимир Владимирович два года назад сказал, что XXI век - это век Дальнего Востока, нашего Дальнего Востока, он совершенно прав.
Я лично считаю, что при всем уважении к Европе, она будет топтаться. Тихоокеанский регион будет развиваться. Поэтому мы желаем Вам успехов и надеемся, что вновь созданные структуры, правительственные структуры, постепенно, как говорят, войдут в курс дела, выработают определенную политику и будут выводить Дальний Восток туда, куда требуется.
Давайте говорить откровенно: Дальний Восток для нас (и Курильские острова, кстати сказать) - это наша визитная карточка.
Председательствующий (первый заместитель Председателя Совета Федерации Н.В. Фёдоров): Николай Иванович, время для вопроса истекло. Если захотите, мы Вам дадим возможность выступить. Задайте вопрос, пожалуйста.
Н.И. Рыжков: У меня, Валентина Ивановна, вопрос, который, кстати, и Вы знаете (Вы были недавно, летом Вы были тоже в Якутске).
30 лет назад, я, будучи депутатом Верховного Совета Советского Союза, получил наказ о строительстве железной дороги от БАМа… вернее, от Нерюнгри до Якутска. Я не буду говорить, как тяжело все проходило, было сторонников мало, говорили, что нет грузооборота, не нужна эта железная дорога. Убедили, что она нужна. За эти годы построена железная дорога, она дошла до Якутска, но только с правой стороны, а Якутск находится с левой стороны.
И вот там идет разгрузка, сегодня паромами отправляется груз на автомобилях, зимой там, по-видимому, по льду будет и так далее. Мы все время писали, обращались, и я в том числе обращался к Владимиру Владимировичу, с тем чтобы в конце концов принято было решение о строительстве перехода - моста железнодорожного и автомобильного.
До сих пор решения такого нет. Одни говорят, что надо только автомобильный мост, а другие - что вообще это надо делать после 2020 года. И получается: изюминку сделали, а довести до ума мы не можем. Ссылаются на Вас сейчас. Ну, не на Вас персонально, ссылаются на министерство, на администрацию дальневосточного управления, что они должны рассмотреть концессионные дела, в том числе и Китай в какой-то мере, каким-то боком там находится.
Все наши обращения в Министерство транспорта кончаются тем, что мы получаем под копирку письма господина Аристова, заместителя министра. Мы уже даже знаем, что он напишет нам.
Поэтому убедительная просьба: все-таки Вы рассмотрите это у себя в руководстве. Этот вопрос очень серьезный, и, на мой взгляд, надо принимать решение как полагается.
Председательствующий: Спасибо. Пожалуйста, Александр Сергеевич.
А.С. Галушка: Спасибо. Уважаемый Николай Иванович, полностью с Вами согласен, с тем, что мы делаем великое дело в ХХI веке, развивая наш Дальний Восток. Это великое дело, которое начинали наши предки, о котором говорил Ломоносов, которое продолжал Столыпин и наш Президент Владимир Владимирович Путин, определив приоритетом на весь ХXI век.
Так же, как и в Азиатско-Тихоокеанском регионе будущее, безусловно, это регион, который динамично сейчас развивается. Китайская экономика - это уже первая экономика мира по приоритету покупательной способности. И все споры - на 6 процентов или на 7 процентов она будет расти, но на те 18 трлн долларов, которыми измеряется эта экономика, хоть 6, хоть 7 - это больше 1 трлн долларов каждый год будет прирастать экономическая мощь.
Вы упомянули Курильские острова. Отмечу, что в этом году наше министерство разработало, и Правительство ее утвердило, новую федеральную целевую программу развития Курил с 2016 до 2025 года в объеме 70 млрд рублей. Поэтому развивать Курилы мы будем в ближайшие 10 лет так же последовательно, как и в предыдущие 10 лет.
Относительно железной дороги, о которой Вы сказали… В Правительстве принципиальное решение принято о том, как соотносятся территориальная и отраслевая работа и соответствующие территориальные и отраслевые программы.
В территориальных программах, таких как Программа развития Дальнего Востока, не будет специальных отраслевых мероприятий. Такие мероприятия будут в соответствующих отраслевых программах. В частности, эта дорога в программе развития транспортной системы, в программе РТС. Но, как я упомянул, у нас полномочия от Правительства согласовывать такие программы.
Николай Иванович, мы обязательно на это внимание обратим и в рамках полномочий по согласованию этой госпрограммы будем добиваться включения этого объекта в госпрограмму развития транспортной системы.
Буду также признателен Вам, Валентина Ивановна, если мы в итоговую резолюцию нашего мероприятия включим эту рекомендацию.
Председательствующий: Да. Коллеги, тогда мы поддержим Николая Ивановича и в наше постановление итоговое включим эту позицию. Нет возражений? Нет. Спасибо.
Андрей Аркадьевич Климов.
А.А. Климов, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Пермского края:
Спасибо, Валентина Ивановна.Уважаемый Александр Сергеевич, Вы уже отметили в своем выступлении итоги Восточного экономического форума, который, как мы знаем, прошел в начале сентября во Владивостоке.
А каковы в целом дальнейшие перспективы использования владивостокской площадки для расширения наших позиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе? В частности, я имею в виду, следующий год - год 20-летия отношений между Россией и АСЕАН, и много можно сделать и в области культуры, и в области образования, и в области политической активности. То есть как мы будем использовать эту площадку в дальнейшем для улучшения наших позиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе? Спасибо.
А.С. Галушка: Спасибо, Андрей Аркадьевич. Действительно, 19 мая этого года Президент Российской Федерации подписал указ о проведении на регулярной (ежегодной) основе Восточного экономического форума в городе Владивостоке.
Хочу отметить, что это второй случай в истории, когда Президент России подписывает специальный указ: до этого это был Петербургский международный экономический форум, теперь и Восточный экономический форум встал в этом ряду. Президентом России, как я сказал, принято решение о его проведении.
Лично он принял участие в первом Восточном экономическом форуме. Уже известна дата следующего - это 2-3 сентября. Ответственный секретарь нашего форума - советник Президента Кобяков уже объявил, что 2-3 сентября он будет проходить. И, конечно, мы будем использовать эту площадку для самого активного диалога - политического, экономического, связанного с развитием Азиатско-Тихоокеанского региона и ролью России в этом развитии.
Более того, мы убеждены, что мы должны последовательно продвигать наш Дальний Восток как то место, как то пространство, которое развивает весь Азиатско-Тихоокеанский регион. И мы сегодня видим, что целый ряд проблем и вопросов Азиатско-Тихоокеанского региона успешно без России не может быть решен. Это и развитие транспортных логистических коридоров, это и межкорейский диалог, который только через Россию сегодня происходит, и целый ряд других позиций.
Сегодня интерес ко второму Восточному экономическому форум высок. Мы видим, этот интерес проявляется и на уровне лидеров государств, и на уровне крупнейших инвесторов, и с точки зрения государственных деятелей стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Если первый форум мы готовили за три месяца (это были, конечно, экстремальные сроки для такого мероприятия, но выполняли соответствующий указ и решение Президента), то второй форум мы готовим уже в нормальном режиме, год у нас есть. Уже дважды оргкомитет форума заседал. Приглашаем также всех членов Совета Федерации принимать в этом активное участие. Спасибо.
Председательствующий: Спасибо. Ирина Альфредовна Гехт, пожалуйста.
И.А. Гехт, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Челябинской области:
Спасибо, Валентина Ивановна. Уважаемый Александр Сергеевич! Вашим министерством подписан меморандум с Государственным комитетом Китайской Народной Республики по развитию и реформе. В нем, в частности, речь идет о создании российско-китайского фонда агропромышленного развития. Скажите, пожалуйста, на каких принципах будет строиться работа фонда, и какие основные задачи вы ставите перед ним? Спасибо.
А.С. Галушка: Спасибо большое.
Председательствующий: Александр Сергеевич, у нас еще много желающих задать вопросы. Если можно, покомпактнее: вопросы - ответы.
А.С. Галушка: Полгода мы готовили это соглашение. Принципы следующие. Первое - на Дальнем Востоке земля может использоваться для сельхозпроизводства только российскими компаниями. Второе - российская рабочая сила в этих агропроектах должна составлять не менее 80 процентов, допускается привлечение иностранной рабочей силы в объеме не более 20 процентов. Третье - приоритет имеют российские поставщики. Четвертое - 90 процентов - финансирование китайское, 10 процентов - финансирование российское, со стороны российского фонда развития Дальнего Востока.
Создается управляющая компания, 51 процент в управляющей компании принадлежит России, 49 процентов - Китаю. Председатель совета директоров и генеральный директор назначаются по представлению российской стороны. Голосование по инвестиционным проектам осуществляется в рамках совета директоров квалифицированным большинством.
Председательствующий: Спасибо за очень конкретный ответ. Светлана Петровна Горячева, пожалуйста.
С.П. Горячева, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Приморского края:
Большое спасибо. Уважаемый Александр Сергеевич! Дальний Восток - это 40 процентов территории нашей России, и только на юге в четырех территориях (Хабаровский и Приморский края, Амурская область и Еврейская автономная область) есть железная дорога, остальной завоз, особенно зимой, производится автомобильным транспортом или самолетами, что очень дорого.
Сейчас будут производиться большие взимания с наших дальнобойщиков за проезд в том числе по федеральным автомобильным дорогам, что, естественно, приведет к удорожанию и без того очень дорогих товаров на Севере. Вам не кажется, что ваше министерство должно выступить с инициативой о том, чтобы для Дальнего Востока все же отсрочить действие этого известного «Платона», с тем чтобы по крайней мере, решая другие вопросы, мы не ухудшили там жизнь людей еще вот такими способами? Спасибо.
А.С. Галушка: Спасибо большое, Светлана Петровна, за Ваш вопрос. Разделяю Ваш подход. В принципе все, что мы делаем сегодня в рамках работы с нашими коллегами в отраслевых министерствах и ведомствах, - это объясняем, доказываем и убеждаем в особом положении Дальнего Востока, в особых проблемах, которые есть на Дальнем Востоке, и в том, что если мы будем подходить с общей меркой к этой особой территории, слабо освоенной и при этом очень богатой, не получится развития.
Я приводил вам пример шести государственных программ, где особый подход в каждой государственной программе прописан. Это сделано впервые в этом 2015 году, в том числе и в отношении этой проблемы. Светлана Петровна, мы уделим ей внимание и посмотрим на те особенности, которые, возможно, будут предполагать корректировку общего подхода. Спасибо.
Председательствующий: Спасибо. Сергей Владимирович Белоусов.
С.В. Белоусов, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Алтайского края:
Уважаемый Александр Сергеевич, пару лет назад была озвучена проблема, касающаяся отгрузочных терминалов по зерну. Я представляю Алтайский край, естественно, Западная Сибирь. Примерно треть зерна, муки мы можем отгружать на Юго-Восточную Азию. Рынок растет, культура питания меняется, демография меняется, население растет. Что делается в этом отношении? И могли бы повысить урожайность, но нужен рынок сбыта. Чрноморские порты очень далеко.
А.С. Галушка: Спасибо большое, Сергей Владимирович. Только что я говорил о российско-китайском агрофонде. Могу к этому добавить: китайские партнеры заявили объем инвестиций желаемый - 10 млрд долларов США. Мы договорились сначала о 13 млрд рублей, с этого будем стартовать. По мере того как будем выбирать конкретными проектами это финансирование, будем расширять возможности привлечения китайского финансирования для развития агросектора на Дальнем Востоке.
Кроме того, из девяти территорий опережающего развития, которые созданы, две - аграрной направленности: одна - в Приморском крае («Михайловская»), и одна в Амурское области - «Белогорск».
Помимо этого, как я уже сказал, вчера Правительством России утверждены еще три ТОРа. Один из них - на Сахалине - тоже аграрной направленности. И также я упомянул в числе шести государственных программ, которые были скорректированы в интересах развития Дальнего Востока, и программы развития сельского хозяйства. Таковы первые шаги, которые были предприняты нами в 2015 году. Будем эту работу также последовательно продолжать вместе с коллегами из Минсельхоза, с которыми у нас высокий уровень взаимопонимания.
Председательствующий: Спасибо. Юрий Васильевич Кушнарь, пожалуйста.
Ю.В. Кушнарь, член Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Амурской области:
Спасибо, Валентина Ивановна. Александр Сергеевич, ваше министерство делает очень много, и это заметно, честно говоря, невооруженным глазом. Помимо тех инструментов, о которых Вы сегодня уже говорили, работают еще также те утвержденные шесть (может быть, не все, но об одном я знаю точно) приоритетных инвестиционных проектов. И буквально на днях, вчера, по-моему, деньги в размере 1,1 млрд рублей поступили на счета федерального казначейства в Амурской области. Это для развития…
А.С. Галушка: Петропавловска…
Ю.В. Кушнарь: Да, золотодобывающего комплекса в Селемджинском районе. Но помимо всего прочего есть еще такой инструмент, на который мы, дальневосточники, тоже рассчитываем, - это региональные инвестиционные проекты.
Я знаю, что вашим министерством была проведена очень большая работа после совещания у Юрия Петровича Трутнева. Был подготовлен замечательный совершенно законопроект. Но оказалось, что параллельно Министерство экономического развития работало над другим проектом. Сейчас Вы уверены в том, что нам удастся, вам удастся, совместить оба этих проекта и сохранить то лучшее, что нам удалось сделать, гораздо лучше, чем сделали ваши коллеги из Минэкономразвития?
А.С. Галушка: Спасибо большое за Ваш вопрос. Объективности ради, это сделали коллеги не из Минэкономразвития, а из Минфина. Вы спрашиваете, есть ли у нас уверенность в том, что мы модернизируем коренным образом инструмент региональных инвестиционных проектов.
Я могу сказать только одно: мы сделаем для этого всё возможное. И в течение этого года мы необходимую работу проводили. Коллег из Минфина нам все-таки удалось убедить в том, что ныне существующий механизм не будет работать. Он не только неработающий.
За два года работы - один-единственный инвестиционный проект на Дальнем Востоке. Кому нужен тогда этот инвестиционный механизм поддержки через региональные инвестиционные проекты?! Ну, нельзя так противоречить реальной действительности, когда инвесторы не пользуются этим неудобным, громоздким, рискованным механизмом. Вариант облегченный, модернизированный готов. С Минфином мы все-таки смогли прийти к взаимопониманию, что он должен быть реализован. Это вселяет в нас уверенность, что он может быть принят.
Председательствующий: Спасибо. Александр Константинович Акимов.
А.К. Акимов, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Саха (Якутия):
Спасибо, Валентина Ивановна. В зоне БАМа, Александр Сергеевич, как Вы знаете, одним из первых был создан Южно-Якутский территориально-производственный комплекс. Там, как Вы знаете, более 10 очень крупных объектов - не только создание угольного комплекса, но и металлургического комплекса, разработка Селигдарского месторождения, Вы в курсе дела.
Но, к сожалению, хотя постановлением Правительства Российской Федерации была утверждена схема развития Южной Якутии, создана корпорация, но (как мы проанализировали, недавно заседание «круглого стола» вместе провели) реализуется очень медленно. Как дальше эти вопросы будете прорабатывать? И прошу этому уделить особое внимание. Второе - по северному завозу. Все-таки есть предложение восстановить северный завоз арктического улуса не только по нефтепродуктам, но и по другим товарам первой необходимости для арктических регионов. Спасибо.
А.С. Галушка: Спасибо большое, Александр Константинович, за Ваш вопрос. Действительно, проводилось недавно совещание. Один из моих заместителей принимал участие в обсуждении перспектив развития Южно-Якутского территориального комплекса.
Мы с Вячеславом Анатольевичем Штыровым обсуждали этот вопрос и видим сегодня, что можно использовать механизм территорий опережающего развития для развития этого комплекса.
Прецедент у нас фактически создан на Чукотке, когда провинция месторождений, совокупность месторождений накрыта, можно сказать, режимом территории опережающего развития, и это дает стимул, импульс к разработке этих месторождений. И это не только наше мнение, а мы видим интерес инвесторов, которые пошли под эти условия, под эти льготные режимы, которые предоставляет режим ТОРов.
Полагаем, что в этом направлении будем двигаться и по Южно-Якутскому территориальному комплексу. Благодарю Вас за то, что Вы еще раз привлекли внимание к этому вопросу. Будем соответствующий ТОР, особенный ТОР прорабатывать и формировать, надеюсь, вместе с вами.
Председательствующий: Спасибо. Александр Борисович Тотоонов.
А.Б. Тотоонов:
Спасибо. Уважаемый Александр Сергеевич, в рамках Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, к числу приоритетных территорий отнесены практически все субъекты Дальневосточного федерального округа. За текущий год, 2015 год, около 10 тысяч, а точнее 9 680 человек были расселены по этим территориям. На наш взгляд, этого крайне недостаточно. И, на мой взгляд, необходима более четкая координация в этом направлении. Что вы предпринимаете для этого?
А.С. Галушка: Спасибо большое, Александр Борисович, за Ваш вопрос. Я уже говорил об общем, можно сказать, методическом подходе, который выработан, что мы работаем по каждой программе, которая реализуется в Российской Федерации, из перечня, из 27, которые имеют отношение к Дальнему Востоку.
Естественно, и эта программа имеет отношение к Дальнему Востоку. Я уже сказал о том, что в этом году первые шесть программ мы смогли предметно и обстоятельно применительно к Дальнему Востоку рассмотреть, скорректировать и приоритезировать. В 2016 году стоит задача оставшуюся 21 программу рассмотреть и особенности, приоритет Дальнего Востока в них соответствующим образом учесть, в том числе и по этой программе. Будем признательны за ваше участие в этой работе в 2016 году.
Председательствующий: Спасибо. Игорь Николаевич Чернышёв.
И.Н. Чернышёв, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Томской области:
Спасибо большое, Александр Сергеевич, за Ваш оптимизм по поводу перспектив реализации этой программы. Действительно, это заряжает. Но мой вопрос касается именно авиации, без которой Дальний Восток развивать невозможно. Скажите, есть понимание того, сколько самолетов, с какими тактико-техническими характеристиками нам нужно и в какой срок, для того чтобы развивать Дальний Восток и реализовать те большие планы, которые в проекте предполагаются? И второй вопрос - о человеческом капитале. Есть понимание того, где возьмутся те тысячи и тысячи рабочих, которые должны приехать на Дальний Восток, для того чтобы реализовывать программу развития Дальнего Востока? Спасибо.
А.С. Галушка: Спасибо большое, Игорь Николаевич. Относительно самолетов. Мы находимся сейчас в очень интенсивной, надо сказать, дискуссии с Министерством промышленности и торговли.
Разные точки зрения по этому поводу высказываются. Нам, в общем-то, нужен ответ от наших коллег, где этот самолет. Если его нет сейчас, то когда он у нас появляется? И для Дальнего Востока это очень острый вопрос. У нас есть свои предложения по этому поводу. Если у коллег из Минпромторга они будут лучше, мы с радостью их поддержим.
Рассчитываем, что все-таки в 2016 году мы на взаимопонимание в этом вопросе сможем выйти. В одном могу вас твердо заверить, что с точки зрения интересов Дальнего Востока мы будем последовательны в продвижении необходимости решения этого вопроса.
Относительно тысяч людей... Я уже упомянул о том, что Правительство Российской Федерации 2 сентября этого года учредило специальную автономную некоммерческую организацию - Агентство развития человеческого капитала на Дальнем Востоке. Сегодня эта структура начинает свою работу, и у нее есть конкретные задачи.
Например, в рамках судостроительного комплекса «Звезда» 600 сварщиков в следующем году должны работать - 600 сварщиков, которых нет сегодня в Большом Камне в рамках проекта ВНХК, в рамках проект «Газпрома» и СИБУРа. Огромные проекты, и людей просто нет с такой компетенцией ни в Приморском крае, ни в Амурской области.
Проекты уже заявлены, инвестиции выделены, финансирование, в том числе наших партнеров из-за рубежа, привлекается. Предметно, конкретно и проектно будем применительно к этим начинаниям на Дальнем Востоке, к этим конкретным инвестиционным проектам обеспечивать их кадрами.
Сегодня по Большому Камню, по судостроительному комплексу в наибольшей степени мы продвинулись в этом плане. Соответствующая «дорожная карта», календаризированная со сроками, какие профессии, сколько людей, с какой заработной платой, с какой стоимостью жилья будет привлекаться для реализации этого судостроительного проекта, готова. Впервые мы ее в прошлую пятницу премьер-министру Российской Федерации представили. Ну, а дальше фаза практической реализации наступает.
Председательствующий. Спасибо. Анатолий Иванович Широков.
А.И. Широков, член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Магаданской области:
Уважаемый Александр Сергеевич, я хотел бы начать с того, чтобы выразить искреннюю признательность за работу подразделений вашего министерства. Жизнь на Дальнем Востоке с началом работы Министерства по развитию Дальнего Востока стала немножко другой. Но тем не менее у меня есть два вопроса.
Первый из них касается знаменитого «дальневосточного гектара». Вектор абсолютно верный по привлечению населения на Дальний Восток из перенаселенных центральных районов страны, как это было 100 лет назад. Но хотелось бы спросить...
Скажите, будет ли какими-либо дополняться новеллами этот закон или, может быть, другие законы будут приняты в связи с тем, что выделение просто гектара земли в Дальневосточном федеральном округе, наверное, будет просто недостаточно? Если вспомнить столыпинский опыт, на который мы опираемся, но при Столыпине переселенцам оплачивался и проезд, и давались подъемные, налоговые каникулы. Тем самым были привлечены на Дальний Восток очень большие массы трудовых ресурсов… (Микрофон отключен.)
Председательствующий: Пожалуйста.
А.С. Галушка: Спасибо, Анатолий Иванович, за Ваш вопрос. Действительно, такая позиция сейчас прорабатывается. На портале надальнийвосток.рф будет удобным образом выложена вся линейка мер поддержки, которые сегодня существуют в разных государственных программах и институтах развития и связанных как с переездом людей из региона в регион с так называемой трудовой мобильностью, так и с началом своего дела, со строительством жилья.
И сегодня могу сказать о том, что, например, с Минтруда мы принципиально договорились о том, что программа трудовой мобильности и существующие подъемные, которые в рамках этой программы выплачиваются, тоже будут с этой программой стыковаться.
С Агентством по ипотечному жилищному кредитованию мы договорились, что минимальная ставка по ипотечным кредитам будет именно для тех граждан Российской Федерации, которые станут участниками программы получения одного гектара земли на Дальнем Востоке и возможного переселения.
То же самое касается многих других программ. У нас много инструментов, то, над чем мы сейчас работаем, систематизируем их, чтобы состыковать с предоставлением бесплатной земли на Дальнем Востоке. Но будем смотреть и дополнительные механизмы.
Интересно, что мы, когда инициировали публичное обсуждение закона о бесплатном предоставлении земли на Дальнем Востоке, от граждан Российской Федерации нам поступила инициатива, предложение о том, чтобы делать коллективные заявки. 100-200 человек объединятся, и уже на 100-200 человек соответствующая инфраструктура становится подъемной.
И мы благодаря этой инициативе прямо норму соответствующую прописали в законопроекте о возможности подачи коллективных заявок. Это нам граждане предложили в ходе обсуждения этого законопроекта. И это тоже одна из мер его развития и совершенствования. Поэтому будем подходить к этому проекту, естественно, гибко, адаптируя его к реальной динамике и нуждам людей.
Председательствующий. Спасибо. Коллеги, есть предложение предоставить слово для вопроса Виктору Алексеевичу Озерову, прекратить задавать вопросы и перейти к выступлениям. Нет возражений? Нет. Спасибо. Виктор Алексеевич Озеров, пожалуйста, Вам слово.
В.А. Озеров: Спасибо. Александр Сергеевич, прежде всего, я готов присоединиться к своим коллегам, которые говорят о большом вкладе министерства в перспективы развития Дальнего Востока. Но я хотел бы сделать одно замечание. Все-таки, заглядывая вперед, в территории опережающего социально-экономического развития, Совет Федерации, мы, дальневосточники, это активно поддерживаем. Но надо не забывать и про те предприятия, которые существуют, и здесь активнее должно быть министерство.
Вот Вы говорите - Большой Камень, а я Вам назову Хабаровский судостроительный завод, «Аркаим», «Амуркабель» - те предприятия, которые сегодня банкроты или близки к банкротству. Эти предприятия тоже не должны забываться министерством, и не только у нас в крае, но и в целом по Дальнему Востоку. И здесь мы готовы вам тоже оказывать помощь.
Одним из инструментов помощи в этом должен стать закон, проект которого разрабатывается в Совете Федерации, об особенностях социально-экономического развития Дальнего Востока. И у меня вопрос: как министерство смотрит на перспективу продвижения этого законопроекта и как вы нам в этом готовы способствовать? Спасибо.
А.С. Галушка: Спасибо большое за Ваш вопрос, Виктор Алексеевич. Я уже упомянул, что в 15 минут очень сложно уложить весь тот комплекс вопросов, которыми нам приходится заниматься. Буквально даже если 2015 год окинуть взглядом, их было очень много, и приходилось и за такие точечные вопросы браться, и проблемами конкретных предприятий заниматься, особенно в рамках антикризисного плана.
Если Вы помните, в апреле прошло специальное совещание, премьер его провел в Хабаровске. Было дано 33 поручения, которые были очень такими точечными, конкретными, в том числе касались отдельных предприятий.
Упомяну нашу с вами совместную работу по развитию Комсомольска-на-Амуре, когда мы уделяем внимание и конкретным четырем предприятиям, которые в Комсомольске-на-Амуре уже сегодня есть, являются якорными, и, в общем-то, во многом та территория опережающего развития, которая создана, призвана вокруг них экономическую активность развить и тем самым и сами предприятия поддержать, и новое развитие территории придать.
Относительно законопроекта, который в Совете Федерации готовится. Мы недавно обсуждали этот вопрос. И хочу сказать, что по духу и смыслу те подходы, которые связаны с работой по широкому кругу государственных программ, сегодня их 27 Правительство Российской Федерации определило, с выделением специальных разделов в них, с комплексной потом увязкой и учетом этого всего в дальневосточной программе развития, с теми особыми мероприятиями, которые делаются...
Хочу еще добавить к этому (я об этом не говорил сегодня), что нам полномочия даны по согласованию инвестпрограмм госкомпаний. Это только в 2015 году стало происходить, впервые у нас. Около месяца назад мы рассматривали программу «РЖД», инвестпрограмму «РЖД», и сейчас по другим инвестиционным программам начали работу. Это тоже составной частью нашей государственной программы будет.
Поэтому я убежден, что по духу и смыслу мы единомышленники. Мы обсуждали этот вопрос с сенатором Штыровым, говорили о том, что было бы правильно нам сейчас эти усилия объединить и те начинания, которые в Правительстве сформированы, увязать соответствующим законопроектом, который есть в Совете Федерации.
Председательствующий: Спасибо. Александр Сергеевич, благодарю Вас еще раз за действительно очень хороший, содержательный доклад, профессиональные ответы на вопросы. Присаживайтесь, пожалуйста. Коллеги, переходим к выступлениям. Вячеслав Анатольевич Штыров.
* * *
Выступления сенаторов в рамках «Правительственного часа» в Совете Федерации
В.А. Штыров, член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия):
Уважаемые коллеги! У нас в Совете Федерации создана специальная рабочая группа по вопросам совершенствования законодательства по Дальнему Востоку, которая начала разрабатывать законопроект, упомянутый Виктором Алексеевичем Озеровым, но на самом деле постепенно превратилась в постоянно действующую группу, потому что мы рассмотрели уже много законопроектов, законодательных инициатив. И в том числе мы достаточно плотно взаимодействуем с Министерством по развитию Дальнего Востока. Да, собственно говоря, его становление происходило при нашем участии, на наших глазах. И я должен сказать, что это было достаточно нелегкое становление.
Понятно, почему: потому что у нас в стране, в общем-то, система управления строится по отраслевому принципу, а здесь надо было вновь созданное министерство (исключительно территориальное) вставить как бы, встроить в эту систему управления. Естественно, оно рвало многие связи, многие принципы, подходы и так далее, и ему было трудно найти свое место. И я должен сказать, что это место искалось при большом сопротивлении отраслевых министерств и вообще в целом Правительства Российской Федерации.
Но время прошло, и в принципе министерство сегодня нашло все-таки свое место, предмет своей деятельности и начало более или менее активно работать. Вы видите, приняты три специальных закона по Дальнему Востоку.
Они не целостные, но описывают те или иные ситуации: о ТОРах, о гектаре земли и так далее. Созданы специальные структуры, которые фактически уже функционируют. Это и фонд развития Дальнего Востока, и агентство по развитию человеческого капитала. Началась практическая реализация целого ряда инвестиционных проектов на принципах государственно-частного партнерства, которые были отобраны специальной комиссией.
Поэтому мы в целом должны оценить работу министерства очень позитивно. И я должен сказать, что во многом это связано с энергией и креативностью руководителя министерства Александра Сергеевича.
Поэтому, Александр Сергеевич, эту работу на следующий год надо нам продолжить. А в чем должна быть совместная работа нашей рабочей группы, Совета Федерации и министерства? Я думаю, есть несколько направлений для нашей тесной работы.
Я согласен с теми сенаторами, которые говорят о том, что стратегия Дальнего Востока устарела и государственная программа Дальнего Востока устарела. Надо делать новую редакцию стратегии. И Юрий Витальевич Росляк здесь совершенно справедливо об этом говорил, в ней нет новых приоритетов, в ней нет распределения приоритетов между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, муниципалитетами и так далее.
Мы должны пересмотреть эту стратегию. Это наша совместная работа. Как механизм реализации стратегии и госпрограммы - необходимо завершить работу над нашим законом об особенностях развития Дальнего Востока. Могу вам сказать, что в принципе текст закона готов.
Мы недавно на заседании Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона во Владивостоке договорились с руководством Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Дальний Восток и Забайкалье» (есть такая ассоциация) о том, что вместе с ними сделаем финансовое экономическое обоснование. Вот этот вопрос нашей совместной работы.
Сегодня очень многие сенаторы, задавая вопросы Александру Сергеевичу, фактически выходили за пределы его компетенции. И он отвечал соответственно: «Мы там согласуем… мы попросим другие министерства».
Мне кажется, нам необходимо хорошо проработать Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и ввести туда новые положения, которые бы перевернули пирамиду. Вот это территориальное министерство должно выступать лидером, должно выступать инициатором новых проектов, а отраслевые должны согласовывать то, что они предложат. Надо сделать наоборот, только тогда мы можем добиться эффективного выполнения государственных программ и всех наших планов.
Это новая постановка задачи. В новейшей истории России она еще не ставилась. Нам надо осмыслить этот вопрос. Это тоже наша совместная работа с Министерством по развитию Дальнего Востока. И я думаю, что мы должны установить мониторинг по выполнению тех законов, которые сейчас приняты. Александр Сергеевич говорил о ТОРе на Чукотке. На мой взгляд, этот ТОР - просто компромисс от безысходности, никакой другой темы на Чукотке не могли найти. А на самом деле едва ли такие ТОРы принесут пользу Российской Федерации. Но жизнь покажет. Мы должны проанализировать и, возможно, изменить закон.
Поэтому, Александр Сергеевич, несмотря на позитивные результаты, мы должны настраиваться на упорную совместную работу на следующий год. Я надеюсь, что она будет плодотворной. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо большое. Игорь Николаевич Чернышёв, пожалуйста.
И.Н. Чернышёв:
Валентина Ивановна, спасибо большое, что еще раз дали возможность сказать об этой важной программе. Дело в том, что действительно эта программа - это приоритет. Нам об этом все время говорят, и говорит Президент, что развитие Дальнего Востока - это приоритет. Но исходя из программы, исходя из ответов, и только что коллега Штыров сказал, действительно очень узкие полномочия у тех, кто реализует эту программу и ее соответственно разрабатывает.
Я приведу простой пример и попрошу все-таки, чтобы мы вышли на поручение. Например, человеческие ресурсы. Ни один регион, который выступал здесь на Часе субъекта, не говорил о том, что у него есть лишние человеческие ресурсы и что он готов эти ресурсы направить на развитие Дальнего Востока определенным цивилизованным образом или подготовить ресурсы для развития Дальнего Востока.
То есть программа не предусматривает, где взять тех жителей, которых нужно направить на Дальний Восток, какой регион их подготовит, в каком количестве, по каким специальностям. Там на месте, да, это присутствует и, возможно, будет расписано. Поэтому очень важно, чтобы было соглашение между регионами непосредственно о том, чтобы обеспечивать человеческими ресурсами Дальний Восток, если мы действительно на деле считаем это приоритетом.
Что касается авиации. Валентина Ивановна, мы уже говорили здесь о том, что сегодня путешествовать по стране (это я говорю, как человек, отвечающий за туризм) невозможно из-за большой стоимости авиационных билетов.
После ликвидации «Трансаэро» цены на билеты еще выросли, и выросли существенно, и сегодня это констатируется. В новогодние праздники мы людей приглашаем, говорим: «Езжайте по стране», а при этом другой рукой увеличиваем стоимость авиационных перевозок.
Я считаю, что нам нужно конкретно, уже с конкретной повесткой дня провести заседание Комитета по экономической политике, где разобрались бы, что сделать для того, чтобы авиационные перевозки в России были дешевле. Мы - страна, которая добывает нефть и непосредственно сама может производить топливо, при этом не можем решить главный вопрос авиационных перевозок - вопрос, как компенсировать топливные расходы.
Уважаемая Валентина Ивановна, прошу все-таки, чтобы у нас поручение Комитету по экономической политике такое было и с конкретной темой: как снизить стоимость авиационных перевозок? Для Дальнего Востока это жизненно необходимо.
Председательствующий: Спасибо. Наверное, можно Ваше предложение формализовать, включить в постановление. Да? Договорились.
Вячеслав Александрович Фетисов, пожалуйста.
В.А. Фетисов, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Приморского края:
Спасибо, Валентина Ивановна. Любая федеральная программа, любая стратегия, тактика, наверное, должны быть нацелены на человеческий фактор, на людей. И Счетная палата, и многие коллеги отмечают одно и то же - те кадры, которые будут поднимать и развивать Дальний Восток.
Я провел встречи практически во всех высших и средних учебных заведениях на Дальнем Востоке, и молодежь всегда просит одно - жилье. Это одна из самых больших проблем, и, мне кажется, здесь нужно говорить о специальном законе, если мы хотим говорить о дальнейшем развитии, о перспективах, об ипотеке для молодых жителей Дальнего Востока.
Мне кажется, это будет одна из таких ключевых позиций в плане перспектив молодых ребят, которые имеют хорошее образование, у нас очень хорошие вузы на Дальнем Востоке, но опять же отток - это не старые, не пожилые люди, это те молодые ребята, которые ищут, так скажем, перспективы в других регионах Российской Федерации.
Поэтому мы готовы вместе с коллегами помочь нашему министерству в продвижении этого закона. Есть видение, есть понимание, есть поддержка, особенно молодых людей. Спасибо.
Председательствующий: Благодарю Вас, Вячеслав Александрович. Анатолий Иванович Широков, завершайте обсуждение.
А.И. Широков:
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги! Сегодня Дальнему Востоку уделяется очень пристальное внимание, но одновременно этот же регион является во многом ущербным в отличие от других регионов страны. Здесь очень трудная логистика, высокие тарифы, и слава богу, что Владимир Владимирович Путин дал конкретное поручение сейчас о выравнивании энерготарифов на Дальнем Востоке с энерготарифами в других частях страны.
Но мне хотелось бы в связи с этим обратить внимание и обратиться к Александру Сергеевичу с просьбой, потому что есть другой вопрос - есть вопрос цены топлива.
На сегодняшний день на автозаправках Магадана 95-й бензин стоит 49 рублей 50 копеек, 46 рублей стоит 92-й бензин. Учитывая, что перевозки очень большого количества грузов осуществляются именно автомобильным транспортом, это дополнительно удорожает те же самые продукты питания, товары ежедневного потребления, которыми пользуются жители в глубинных районах Дальнего Востока, севера Дальнего Востока. Здесь нужно очень серьезно, мне кажется, работать, и уверен, что администрации всех субъектов Дальнего Востока и севера Дальнего Востока активно это поддержат.
И второе, на что бы я хотел обратить внимание, - следующее. По существующему сегодня законодательству малый и средний бизнес оплачивает расходы по проезду дальневосточников раз в два года к месту отпуска и обратно. Это довольно трудная (особенно, как Игорь Николаевич сказал, при таких тарифах) обязанность для малого и среднего бизнеса, что делает его малоконкурентоспособным именно в этих регионах.
По поводу компенсации представителям малого и среднего бизнеса этих расходов уже есть решения Госсовета в апреле этого года, есть поручения Председателя Правительства.
И мне хотелось бы, Александр Сергеевич, обратиться к Вам и с этой просьбой тоже, обратить внимание на эту проблему, которая кричащая и которая серьезно задерживает развитие малого и среднего бизнеса в регионах Дальнего Востока. Благодарю вас. Спасибо.
Председательствующий: Спасибо, Анатолий Иванович. Обсуждение завершено. Слово Дмитрию Игоревичу Азарову. Включите микрофон. Пожалуйста, Дмитрий Игоревич.
Д.И. Азаров, председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Самарской области:
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги! Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера подготовлен проект постановления Совета Федерации «О мерах по созданию условий для опережающего развития Дальнего Востока».
Коллеги, многие предложения, которые звучали, и вопросы уже отражены в постановлении, но, конечно же, с учетом сегодняшнего обсуждения, с учетом того, что будут дополнительные предложения направлены, мы берем обязательство к следующему заседанию доработать проект постановления.
Сегодня предлагаем принять его за основу. Мы, безусловно, согласны с оценками, которые прозвучали, об эффективности работы министерства. При этом, конечно же, главной проблемой считаем отсутствие целостной, комплексной стратегии развития, пространственного развития, но это проблема не только этого макрорегиона. Здесь, конечно же, министерству нужно быть поактивней, но, считаю, что руководящую роль в этой работе нужно оставлять, конечно, за Министерством экономического развития.
Коллеги, мы предлагаем принять проект постановления за основу, на триста восемьдесят пятом заседании будем предлагать его принять в целом. Спасибо.
Председательствующий: Спасибо, Дмитрий Игоревич. Уважаемые коллеги, мне кажется, сегодня состоялось очень содержательное, очень заинтересованное обсуждение сенаторами доклада Министра по развитию Дальнего Востока.
И мне кажется, что это тот случай, когда Правительство приняло абсолютно правильное решение, создав министерство специальное, определив тем самым приоритетное развитие территории Дальнего Востока.
И очень приятно, что за короткое время министру, его профессиональной команде удалось создать не только правовую базу для ускоренного развития, но уже сделаны серьезнейшие практические шаги и есть серьезные практические результаты, что большинство сенаторов в своих выступлениях отмечали.
В канун Нового года, когда такая тревожная ситуация с экономикой, с финансами, было очень приятно услышать и убедиться в том, что далеко не все плохо, как кому-то думается. Идет планомерная работа, есть движение, есть понимание развития, министерство действует очень профессионально, конкретно.
Александр Сергеевич, спасибо Вам, спасибо Вашей команде. Я хочу поздравить Вас, хочу поздравить всех сотрудников Министерства по развитию Дальнего Востока с Новым годом, пожелать вам успехов. От ваших успехов будет зависеть успех развития страны и, конечно же, Дальнего Востока. Благодарю Вас. Есть над чем работать, понятно над чем работать.
Мы - ваши союзники, мы готовы любые предложения министерства рассматривать, продвигать, потому что здесь много сенаторов, которые представляют эту территорию, и они, конечно, заинтересованы и в сотрудничестве, и в ускорении движения намеченного. Спасибо большое.
Коллеги, поступило предложение принять проект за основу и на следующем заседании принять постановление в целом. Нет возражений?
Кто за то, чтобы принять проект постановления Совета Федерации «О мерах по созданию условий для опережающего развития Дальнего Востока» (документ №578) за основу? Прошу голосовать. Идет голосование.
Результаты голосования (12 час. 06 мин. 51 сек.)
За 153 чел. 90,0%
Против 1 чел. 0,6%
Воздержалось 0 чел. 0,0%
Голосовало 154 чел.
Не голосовало 16 чел.
Решение: принято
Решение принято.
Спасибо всем приглашенным, Вам, Александр Сергеевич, нашему уважаемому аудитору. Успехов и до новых встреч! Спасибо.
Совет Федерации РФ, 25.12.15