КНР заявила о 100-процентной готовности к созданию пункта пропуска на острове Большой Уссурийский. Это будет круглогодично действующий пограничный переход, стоимостью 10 млрд руб. По мнению экспертов, через новый погранпереход будет проходить часть грузов, которые сейчас направляют пункт «Гродеково—Суйфэньхэ». Предварительно обсуждаемые сроки реализации проекта — 2011–2013 годы.

В понедельник Хабаровск посетила делегация госкомитета по развитию и реформам КНР во главе с начальником департамента восстановления Cеверо-Востока Чжэньфу Вэнь. На встрече с министром экономразвития и внешних связей Хабаровского края Александром Левинталем представители КНР дали окончательный ответ по поводу создания пункта пропуска на Большом Уссурийском острове. Прежде они говорили, что к обсуждению этого вопроса вернутся после завершения демаркации российско-китайской границы.

 

Как рассказал господин Левинталь, пропускная способность погранперехода составит 250 грузовых автомобилей, 50 автобусов, 1500 тыс. туристов. По сведениям „Ъ“, предполагается также ввоз до 200 тыс. контейнеров в год, однако пока неизвестно, будет ли КНР экспортировать грузы в таком же объеме. Для сравнения: пропускная способность перехода «Покровка—Жаохэ» — до 100 грузовых автомобилей в сутки, до 20 автобусов и до 300 пассажиров. При этом фактически в сутки через пункт «Покровка—Жаохэ» проходит лишь до 40 транспортных средств и 150–300 человек.

 

В правительстве Хабаровского края пока не называют стоимость строительства пункта пропуска на Большом Уссурийском. По подсчетам экспертов, только строительство моста через Амурскую протоку с подъездными путями составит порядка 4 млрд руб. «В целом стоимость проекта еще не просчитана. Она зависит от того, будут ли там торговая зона или только туристско-развлекательная зона, и какова будет пропускная способность транспортного перехода»,— отметил эксперт. По его оценке, реализация проекта на Большом Уссурийском потребует инвестиций в пределах 10 млрд руб.

 

Александр Левинталь отметил, что российскую сторону, в первую очередь, интересует организация транспортного коридора на Большом Уссурийском. «Главное — прирост потоков грузов. В каком объеме — еще предстоит просчитывать. На встрече мы договорились представить друг другу пожелания относительно организации грузопотоков. Мы, предварительно, рассматриваем возможность пропуска контейнеров с китайской стороны, а с нашей — нефтепродуктов и переработанной древесины»,— рассказал министр.

 

И.о. начальника Хабаровской таможни Дмитрий Зыков полагает, что новый погранпереход «может стать связующим звеном в транспортном коридоре между северными провинциями КНР и Ванинско-Совгаванским транспортным узлом». «Открытие нового перехода должно способствовать привлечению нового товаротранспортного потока»,— считает он.

 

По мнению специалистов, на новый погранпереход перейдет часть грузов, отправляемых из Хабаровского края в Китай через переход «Гродеково—Суйфэньхэ» (Приморский край). Это подтвердил и начальник управления лесопользования минлеспрома Хабаровского края Александр Сюзюмов. Он считает, что переход на Большом Уссурийском острове будет востребован для предприятий лесной отрасли Хабаровска и южных районов края. «Сейчас большинство этих грузов идет через Гродеково, лишь несколько, работающих в Бикине, везут грузы через Покровку»,— констатировал собеседник.

 

По словам чиновников, для реализации проекта предстоит проделать большую работу, один из основных моментов — подписание правительствами РФ и КНР соглашения об установлении пункта пропуска. Кроме того, обеим сторонам необходимо обсудить пожелания по организации перехода, разработать предТЭО, после чего можно будет начинать строительство. По оценкам одного из собеседников „Ъ“, реально строительство погранперехода может начаться не раньше 2011 года. «В таком случае, можно будет говорить о завершении строительства в 2013 году»,— резюмировал он.

 

Марина Кравченко

-------

 

Как определяли границу между Россией и Китаем

 

Согласно Пекинскому договору 1860 года, российско-китайская граница в районе Хабаровска проходила по южному берегу Амура и Уссури, и острова Тарабаров и Большой Уссурийский являлись российскими. В 1991 году было заключено межправительственное соглашение, согласно которому советско-китайская граница была проведена преимущественно по главному фарватеру Амура. Часть островов, ранее принадлежавших СССР (например, остров Даманский), отошла Китаю. Острова Тарабаров и Большой Уссурийский, а также остров Большой на реке Аргунь были выведены за рамки соглашения. В октябре 2004 года было подписано допсоглашение о границе, предусматривающее передачу Китаю островов Большой и Тарабаров, а также разделение Большого Уссурийского острова на российскую и китайскую части. Официальная церемония передачи Россией Китаю спорной территории общей площадью 174 кв. км состоялась 14 октября 2008 года.

 

«Коммерсант», № 201.