В Хабаровске завершено расследование одного из уголовных дел в отношении лидера местного крыла ОПС «Общак» Игоря Колпакова. Он обвиняется в вымогательстве, а также в принуждении потерпевшего — предпринимателя Сергея Базового — к уклонению от дачи показаний. Дело было возбуждено и расследовано милицией после того, как следователи СКП попытались закрыть другое уголовное дело в отношении «авторитета», освободив его из-под стражи.
Вчера хабаровская краевая прокуратура сообщила о направлении в суд уголовного дела в отношении Игоря Колпакова. Правоохранительные органы считают его активным членом и одним из лидеров хабаровской ветки ОПС «Общак». Как сообщил „Ъ“ начальник отдела по надзору за следствием прокуратуры края Николай Митин, Колпакову утверждено обвинение по двум эпизодам вымогательства (ч.2 ст.163 УК) и по «принуждению потерпевшего к уклонению от дачи показаний» (ч.2 ст.309 УК).
По версии следователей УВД, в 2003 году Игорь Колпаков забрал у предпринимателя Сергея Базового около $10 тыс. и джип Toyota Land Cruiser. Машину господину Базовому вернули только после того, как он заплатил еще $30 тыс. Соучастниками по этим эпизодам проходят братья Головко, один из которых, Александр, был «смотрящим» от «Общака» в краевой столице. В настоящий момент оба находятся в розыске. Помимо этого, в прошлом году «авторитет» при свидетелях в здании суда оказывал давление на потерпевшего.
Возбуждено данное уголовное дело было в декабре 2007 года Железнодорожным УВД. На тот момент в отношении Игоря Колпакова и его соратников СУ СКП по Хабаровскому краю вело расследование другого уголовное дела — по фактам грабежа (ч.3 ст.161 УК) и вымогательства (ч.3 ст.163 УК). В 2003–2004 годах они забрали у того же Сергея Базового бизнес по сбору металлолома — в то время он работал заместителем гендиректора Хабаровского завода металлоконструкций. В сентябре 2007 года Колпаков был арестован, однако уже месяц спустя следователи отпустили его под подписку о невыезде. Это решение в начале марта 2008 года суд признал незаконным. Потерпевший заподозрил следователей в коррупции. В жалобах он сообщил, что после освобождения из-под стражи Колпакова следователь Георгий Шкаликов приобрел пару норковых шуб, годовой абонемент в спорткомплекс World Class (за 75 тыс. руб.), а начальник отдела СУ Константин Лысенко обзавелся джипом Harrier (примерно $45 тыс.). Содержание жалоб трижды проверялось комиссиями из Москвы, но сведений о результатах этих проверок нет.
В марте нынешнего года в кабинете старшего референта главного управления собственной безопасности СКП РФ Инны Сташук Колпаков был задержан повторно. Операция заняла более полутора часов, поскольку следователи не хотели отдавать милицейским оперативникам находящегося в федеральном розыске «общаковца». С того момента он находится в СИЗО.
В мае 2008 года, сразу после выступления господина Базового свидетелем на проходящем в Хабаровском краевом суде процессе над лидерами «Общака», СУ СКП закрыло свое уголовное дело в отношении Игоря Колпакова «за отсутствием состава преступления». Однако прокуратура через суд добилась признания действий следователей незаконными. Расследование должно быть возобновлено, но, как сообщил вчера „Ъ“ потерпевший, никаких сведений о выполнении судебного решения у него нет.
Объяснение особому отношению краевого управления СКП к Колпакову и ряду других представителей ОПС в ряде публикаций предложил депутат Госдумы, член президиума национального антикоррупционного комитета Борис Резник. Так, в газете «Известия» (№101 от 5 июня) он назвал господина Лысенко «координатором в отношениях воровского мира с руководителями следственного комитета». Депутат со ссылкой на оперативную информацию департамента по борьбе с организованной преступностью объявил, что «лидеры „Общака“ выделили 300 млн руб. на развал собственного уголовного дела». Эти деньги, по данным господина Резника, реализовывались через хабаровское СУ СКП.
Завершенное милицией дело направлено в Железнодорожный районный суд. Как удалось узнать „Ъ“, рассматривать его будет судья Евгений Русанов. По оценкам специалистов, данное дело является не самой значимой частью в уголовном преследовании хабаровских «общаковцев», но — самой «проходной» в судебных инстанциях. Дата начала предварительных слушаний будет назначена в ближайшие дни. Только по обвинению в вымогательстве «авторитету» грозит до семи лет заключения.
Эрнест Филипповский,
«Коммерсант», № 185.