Ответят ли за человеческие жертвы ИП Ефимов (на фото владелец автобусов Андрей Ефимов) и его покровители в Минтрансе? Фото Юрия Ковалева
Ответят ли за человеческие жертвы ИП Ефимов (на фото владелец автобусов Андрей Ефимов) и его покровители в Минтрансе? Фото Юрия Ковалева
5 августа с.г. автобус маршрута №301 «Комсомольск-Хабаровск» (владелец ИП Ефимов) в районе 144 км комсомольской автодороги выехал на «встречку» - объезжая препятствие - трактор, - и врезался в другой пассажирский автобус маршрута №304 «Хабаровск-Комсомольск». Погибли 15 пассажиров. Водитель, совершивший смертельное ДТП - Юрий Михейкин - арестован. Но только ли виноват водитель?
 
Индивидуальный предприниматель Андрей Ефимов в феврале текущего года в очередной раз стал победителем «Конкурса на организацию и осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении в Хабаровском крае на период с 01.04.2015 по 31.12.2019» по лоту №7. Данный лот объединял маршруты № 250 «г. Комсомольск-на-Амуре - п. Ягодный», № 301 «г. Комсомольск-на-Амуре - г. Хабаровск» и № 310 «г. Комсомольск-на-Амуре - с. Селихино - г. Хабаровск».
 
Тендер проходил на основании свежего нормативного акта, изданного в конце прошлого года губернатором Хабаровского края. Порядок проведения соответствующей процедуры в нашем регионе декларирует: целью открытого конкурса является «повышение безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров и багажа, укрепление транспортной дисциплины перевозчиков».
 
Хороша цель, но как она достигается? Ведь с позиции здравомыслия к участию в конкурсе нельзя допускать организации и индивидуальных предпринимателей, уже «прославившихся» в ДТП с человеческими жертвами. Не стерлись еще из памяти события июля 2013 года, когда автобус все того же успешного ИП Ефимова А.В. въехал в стоящий на обочине грузовик. Были человеческие жертвы, но и этот инцидент не привел ни к лишению нерадивого перевозчика лицензии, ни к отстранению его от участия в краевом конкурсе.
 
Жизнь людей бесценна… Между тем, в перечне основных показателей участников открытого конкурса Вячеслав Шпорт каждую человеческую жизнь, унесенную при дорожно-транспортном происшествии, оценил в «минус 30 баллов». Для сравнения: управление транспортным средством в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения, согласно объявленным условиям, лишает претендента всего 10-ти баллов. Такова «чиновничья арифметика»: смерть человека при ДТП словно равна трем стаканам водки за рулем.
 
Еще одна парадоксальная несуразица в оцениваемых показателях: наличие нарушений лицензионных требований является для руководства регионального Минтранса показателем не со знаком минус, а положительно оцененным результатом. Безответственность? Или полная некомпетентность разработчиков документа?
 
При таком подходе к организации пассажирских перевозок в Хабаровском крае каждый из нас является потенциальной жертвой, а первые лица региона будут соболезновать семьям погибших еще не раз. Вспоминается предстартовая реплика пилота из черного анекдота: «Ну что, покойнички, полетаем?»
 
Почему же у нас в фаворе такие предприниматели? Людская молва утверждает, что в краевом министерстве промышленности и транспорта края у Андрея Ефимова работает «однокашник». Действительно, без протекции, по моему мнению, победить предпринимателю с неоднозначной репутацией в таком масштабном конкурсе врядли удалось бы. Тем не менее, маршруты, которые застолбил за собой бывший депутат Комсомольской гордумы А.В. Ефимов, вошли без каких-либо изменений в лот №7.
 
Напомним, законность условий открытого конкурса на осуществление регулярных межмуниципальных пассажирских перевозок в 27 регионе в период с 2015 до 2020 года в начале 2015 года проверяло Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю.
 
Согласно официальной информации УФАС, поступавшей в СМИ, Федеральный Закон «О защите конкуренции» требовал приостановить проведение масштабного конкурса среди автотранспортных компаний края до окончательного рассмотрения жалобы, которую направлял в антимонопольный орган индивидуальный предприниматель из Комсомольского района В.Б. Ленский.
 
По мнению руководителя частного транспортного предприятия, предложенная организаторами закупок процедура не стыкуется и с постановлением Губернатора Хабаровского края №89 (от 28.11.2014) «О порядке проведения открытых конкурсов на организацию и осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам межмуниципального сообщения…».
 
- При рассмотрении предложенного нам «Перечня маршрутов» сразу бросаются в глаза лоты, словно специально приготовленные под конкретных участников конкурса, - предупреждал в начале 2015 года Владимир Ленский. - Я обратил внимание сотрудников УФАС на то, что организатор перевозок, кроме прочих нарушений законодательства, превысил свои полномочия, установив перед претендентами такое обязательное требование, как наличие автобусов повышенной комфортности. Но ведь ни о каких салонах бизнес-класса в краевом и федеральном законодательстве даже речи нет!
 
Безусловно, при таких условиях конкурирования многие перевозчики, имеющие лицензии и парк дорогостоящих автолайнеров, изначально обречены на провал. Они просто лишены шанса выиграть ряд лотов, сформированных с нарушением законодательства. Некоторые маршруты словно специально подогнаны под бизнес определенной крупной компании. К тому же, в отдельных лотах фигурируют одни и те же автобусные маршруты. В то же время, согласно букве Закона, «каждая группа маршрутов неделима и разыгрывается только в целом».
 
Такова ответственность чиновников, призванных по долгу своей службы развивать конкуренцию в сфере пассажирских перевозок. Неужели они не знают ключевого требования - организаторы краевого тендера не имеют право вводить дополнительные условия, кроме определенных постановлением Губернатора Хабаровского края от 28 ноября 2014 г. №89. А оно, к слову, не предусматривает наличие автобусов повышенной комфортности.
 
Однако, явно превышая свои полномочия, организаторы бизнес-состязания требовали от других претендентов на лот №7 наличие 5 автобусов бизнес-класса, которые на момент объявления торгов были только у Андрея Ефимова. На других лотах и маршрутах в отдаленные населенные пункты края (Амурск, Солнечный), где не было участия ИП Ефимова, чиновники не заботились об особом сервисе для населения и не требовали от участников конкурса наличия автобусов повышенной комфортности.
 
К сожалению, Управление ФАС по Хабаровскому краю и арбитражный суд Хабаровского края не обнаружили нарушений при проведении конкурса на организацию и осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении в Хабаровском крае. Результат закономерен.
 
Гром не грянет, мужик не перекреститься. Неужели только большие человеческие жертвы и личное внимание Президента России к трагедии у озера Гасси могут заставить краевых чиновников проявить рвение и неподкупный интерес к соблюдению законодательства в сфере пассажирских перевозок?
 
Один ли год занимался перевозкой пассажиров Андрей Викторович на межмуниципальных автобусах с перебитыми номерами кузова и двигателя, как установили эксперты уже после аварии? Куда смотрела ГИБДД? А спросят ли следователи с членов конкурсной комиссии Минтранса Хабаровского края, проверявших и оценивавших подвижной состав ИП Ефимова на первом этапе конкурса?
 
А пока за все, как обычно, отвечает стрелочник - водитель злосчастного автобуса, взятый под стражу.
 
Олег Паньков,
депутат гордумы Комсомольска-на-Амуре.