На митинге 19 апреля представители самых разных политических партий и общественных движений требовали отставки губернатора.
В Приамурье - весна, которая теперь ассоциируется не только с опустошительными палами, но и с открытием сезона «охоты» на чиновников
Уголовные дела в отношении членов амурского правительства невольно вызывают дежавю, напоминая события годичной давности. Неужели снова кто-то ошибся?..
Когда в газете «Московский комсомолец на Амуре» не так давно вышла статья с выразительным названием «Энурез совести», повествующая о вояже амурских чиновников на Камчатку за счет областной больницы, мало кто из ее читателей верил, что дело дойдет до уголовного преследования. Лишь после привлечения к ответственности главврача ОКБ Василия Лысенко стало ясно – у местного «дела врачей» появятся новые фигуранты.
Они не заставили себя ждать. Уже 16 апреля министру здравоохранения Амурской области Рамилю Тураеву было предъявлено обвинение в злоупотреблении должностными полномочиями. В тот же день зрители «Первого канала» и телеканала «Россия» узнали и цену вопроса – «794 тысячи рублей, за которые министр Тураев теперь держит ответ перед следственным управлением - в такую сумму обошлась аренда самолета по маршруту Благовещенск-Камчатка-Благовещенск. Рейс состоялся в октябре прошлого года. Деньги внесла Амурская областная клиническая больница, якобы за доставку в Благовещенск тяжелобольного пациента».
Начальник следственного управления прокуратуры Амурской области Андрей Голомбиевский на всю страну ответственно заявил, что никакого «больного не было». Зато были чиновники, которые в комфортабельном самолете бизнес-класса слетали на Камчатку и хорошо провели там время.
Телерепортаж заканчивался многоточием, поскольку пообещал зрителям «еще два уголовных дела о нецелевом расходовании бюджетных средств в Амурской области», суммы ущерба по которым исчисляются десятками миллионов рублей.
И буквально вчера «АмурПолит.ру» стало известно, что под подпиской о невыезде в Благовещенске находятся первый вице-губернатор по социальным вопросам Гузалия Минкина, министр строительства и архитектуры Андрей Белов, а также руководитель управления государственного заказа и регулирования тарифов Анвар Гайнутдинов. Все они, по версии следствия, входили в число пассажиров злополучного рейса. Применение к ним меры пресечения в виде подписки о невыезде говорит о том, что они так же, как Тураев, являются подозреваемыми в совершении преступления.
В пятницу 18 апреля было предано огласке еще одно уголовное дело – оно возбуждено в отношении руководителя «Государственного жилищного фонда при губернаторе Амурской области» Дмитрия Колина. Ранее эта организация уже фигурировала в уголовном деле мэра Зеи Дмитрия Булдина, который «потребовал» у Зейской ГЭС добровольно пожертвовать данному фонду 27 миллионов рублей.
В интервью «Российской газете» областной прокурор Владимир Чистов рассказал, что на счета жилищного фонда наложен арест. Кроме того, он поведал об уголовном деле по факту самовольного захвата земли на территории памятника природы «Урочище Мухинка». Там, на территории бывшего военного санатория, строится так называемая загородная резиденция губернатора.
Итак, мы снова видим целый вал уголовных дел, резкие заявления представителей правоохранительных органов, подробное освещение борьбы с коррупцией в Приамурье на центральном телевидении. Год назад практически так же шла федеральная кампания по отстранению от должности экс-губернатора области Леонида Короткова.
Нет никакого сомнения в том, что и нынешние уголовные эпизоды в конечном итоге аукнутся главе региона. Николай Колесов на недавней пресс-конференции назвал их адресатом именно себя: «Я знаю, что все эти акции, которые происходят, они происходят против губернатора, против меня». Это и понятно – едва ли первое лицо области не знало о злоупотреблениях в жилищном фонде, созданном по его инициативе, или о том, каким образом финансируются авиаперелеты подчиненных ему министров.
Даже если уголовные дела обойдут стороной самого Николая Колесова, теперь ему предстоит потратить много усилий для того, чтобы восстановить свою репутацию. Не будем забывать, что в глазах жителей области он и его команда с самого начала были «людьми из ниоткуда». А после криминальных скандалов имидж управленцев из Казани рискует остаться испорченным навсегда. Об этом, в частности, свидетельствует прошедший в Благовещенске 19 апреля митинг, на котором представители самых разных политических партий и общественных движений требовали отставки губернатора.
Чем бы ни закончились уголовные дела в отношении чиновников областного правительства, уже сейчас можно утверждать, что эксперимент по «десантированию» в Амурскую область новой правящей верхушки из Республики Татарстан оказался неудачным. Лакмусовая бумажка пристального внимания контрольных органов лишний раз доказала народную мудрость, которая гласит, что хрен редьки не слаще.
По всей видимости, Президент России Владимир Путин допустил ошибку, рекомендуя нашему региону новую административную команду. С кем не бывает, как говорится. Обидно только то, что грабли, на которые с завидным постоянством наступают наши власти, бьют по лбу не им, а амурчанам.
«АмурПолит.ру»,
Андрей Романцов
----------
Архив:
Интервью прокурора Амурской области Владимира Чистова «Российской газете» № 85 от 18.04.2008 г. «Кто следующий?». Амурские чиновники все чаще нарушают законы
ОБЛАСТЬ лихорадит от арестов и уголовных дел против чиновников. Проверки проходят в ряде ведомств и структур. За разъяснениями корреспондент «РГ» обратился к прокурору области Владимиру Чистову.
Российская газета |Владимир Тимофеевич, кто из чиновников попал в поле зрения прокуратуры и за что?
Владимир Чистов | За последние два месяца в отношении руководителей и чиновников возбуждено четыре уголовных дела.
Первое из них — в отношении мэра Зеи Дмитрия Булдина по факту превышения им должностных полномочий. Он направил руководству Зейской ГЭС письмо, в котором просил перечислить 27 миллионов рублей не в бюджет города на содержание и ремонт муниципального жилья (согласно соглашению между ГЭС и мэрией средства на долевое содержание жилого фонда включены в тариф на электроэнергию, вырабатываемую ГЭС), а на расчетный счет «Государственного жилищного фонда при губернаторе Амурской области». Деньги были перечислены во внебюджетный фонд, что причинило тяжкие последствия и существенно нарушило права и законные интересы жителей Зеи.
На счет «Государственного жилищного фонда при губернаторе Амурской области» наложен арест. В отношении руководителя фонда Дмитрия Колина возбуждено уголовное дело за злоупотребления в коммерческой организации. Это второе дело.
Третье — в отношении главного врача областной клинической больницы Василия Лысенко, который допустил нецелевое расходование около 800 тысяч рублей: оплатил чартерный рейс для увеселительной прогулки чиновников областной администрации на Камчатку. Его подозревают в халатности.
И четвертое уголовное дело было возбуждено против областного министра здравоохранения Рамиля Тураева. Он подозревается в злоупотреблении должностными полномочиями, повлекшем тяжкие последствия. По версии следствия, им было оказано давление на главврача областной больницы, который является его подчиненным. Суд удовлетворил ходатайство следователя, и министра арестовали, посчитав, что он пытался активно скрыть следы преступления.
Надо ставить чиновников в рамки закона. А то, что область лихорадит от уголовных дел, это неправда. Прокуратура ведет свою работу, как и вела прежде.
РГ |Недавно в прокуратуре создан отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Уже можно говорить о каких-нибудь результатах?
Чистов | Да, можно. В этом отделе работают четыре человека. Так вот, они привлекли к ответственности взяточников в два раза больше, чем в прошлом году. Кроме того, они отслеживают законодательство, которое принимается на региональном уровне, на предмет коррупциогенности, а также проверяют соответствие занимаемым должностям всех государственных служащих, правоохранительные и муниципальные структуры.
Также могу сказать, что у нас есть претензии к руководителям конкретных подразделений. Например, есть вопросы к руководителю государственного предприятия «Страховая медицинская компания «Дальмедстрах» Рагде Сафину. По нашему мнению, 17 марта его приняли на работу незаконно, так как он не имеет требуемого стажа работы на руководящих должностях. Как в этом случае реагировать прокурору? Мы написали представление губернатору, попросили решить вопрос в рамках закона. Также возникают дополнительные вопросы по финансированию этой структуры. Ждем реакции.
Нами ведется проверка по фактам строительства представительского дома правительства области. Он строится на базе бывшего военного санатория. Уже возбуждено уголовное дело в части самовольного захвата земли на территории памятника природы «Урочище Мухинка». Вместо 11 гектаров под строительством оказалось занято 19 гектаров земли. И этот захват земли сделал, по версии следствия, руководитель коммерческого предприятия, который взял в аренду этот земельный участок. В отношении него также возбуждено уголовное дело по факту самоуправства. Но он сейчас скрывается в Китае и объявлен в розыск. Мы также проверили, как эти федеральные земли перешли в разряд областных земель. Сейчас в суде находится мое заявление об изъятии земель федерального значения из чужого незаконного владения.
РГ | Какие нарушения были обнаружены при проверке прошедшей выборной кампании в главы местного самоуправления?
Чистов | По инициативе прокурора района через суд уже отстранен от должности глава Константиновского района Константин Гамза в связи с тем, что он имел непогашенную судимость.
Больше скажу, в Константиновском районе имеются все основания признать выборы вообще недействительными. Потому что в избирательном бюллетене Гамзы не было разъяснено, по какой статье он был судим, был указан только номер статьи Уголовного кодекса РФ. А Благовещенским городским судом он был осужден к году лишения свободы условно по статье «уклонение от уплаты налогов».
РГ |Какова ситуация с уровнем преступности в области?
Чистов | Если говорить в целом о состоянии преступности в Амурской области, то она снизилась. По итогам первого квартала преступлений зарегистрировано на 16,5 процента меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Нераскрытых преступлений стало меньше на 25 процентов. Увеличилась раскрываемость убийств на 28,5 процента.
Константин Пронякин, Амурская область,
«Российская газета», № 85, 18.04.08.