Илющенко Н.Н. |
|
В мае прошлого года Владимир Набойщиков, не желая мириться с существующими проблемами на производстве, выразил свою позицию. В конце апреля этого - шагнул из окна. За это время были и суды, и экспертизы, и доказательства, и даже направление к психиатрам, которые (целая комиссия!) признали, что Набойщиков - не их пациент. Последовало увольнение с работы. Владимир еще боролся. Последний раз мы виделись с ним где-то очень ранней весной, мельком, обещал зайти, рассказать последние новости.
Сегодня их рассказывает его друг и коллега Артем Горбунов.
«16 мая прошлого года. Хабароск всколыхнула новость - трамвайщики бастуют. Водитель Депо-1, Набойщиков В.А. перекрыл своим вагоном движение на конечной станции «Вокзал», вызвал телевидение и город узнал, что, оказывается, водителям ХТТУ не выплачивают заработную плату.
Но была предыстория.
За три дня до этих событий, я, бывший водитель Депо-1, написал заявление на имя начальника депо о том, что пользуясь статьей 142 ТК РФ не выйду на работу до тех пор, пока не получу своих денег.
На тот момент по депо шли слухи: зарплату не стоит ждать до начала июня, а ждать мне уже надоело. Написал я заявление, заверил его у диспетчера.... Через пару часов меня вызвали на ковер. Начальник Депо-1 и лидер профсоюза, очень неубедительно пытались мне доказать, что я неправильно считаю дни задержки зарплаты, апеллируя условиями трудового договора, из которого ясно выходило, что прав все же я.
Я ушел домой, размышляя, то ли они действительно - безграмотны, то ли притворяются. Правда, сначала пришлось зайти в поликлинику за больничным листом - довели меня на том ковре до белого каления, трясло всего - первый раз в жизни давление подскочило.
Владимир Набойщиков, как мой ближайший друг, естественно, знал про мою протестную выходку и по-своему сочувствовал и переживал.
О том, что он перекрыл движение на вокзале, я узнал от наших общих друзей, позвонивших мне по телефону и просивших отговорить его. Я дозвонился. Но Владимир ответил, что уже встал и будет стоять, потому что делать так, как сделал я - писать заявления - бесполезно, никто не узнает и никто не поддержит аналогичными заявлениями. «Надо вызвать телевидение, - сказал он, - пока меня волоком в депо не утащили». Это был поступок. «Если бы я сейчас работал, то поддержал бы тебя - перекрыл бы движение на где-нибудь на «Химфармзаводе», - сказал ему я. Он ответил: «Знаю друг».
Наши начальники пришли к выводу, что произошедшее на вокзале - организованная акция, незаконная забастовка. Но по-настоящему, участником ее был один Владимир, которому просто надоело вранье и показуха, творящиеся в МУП ХТТУ.
На следующий день, 17 мая, подавляющая часть водителей Депо-2, отказалась работать - они написали все же кучу заявлений по ст. 142 ТК РФ. Так они поддержали Владимира.
И произошло чудо - сразу нашлись деньги на зарплату.
Через пару дней начальник ХТТУ Илющенко Н.Н. вызвал к себе в кабинет на переговоры группу активистов. Нас было семь человек, пятеро от Депо-2 и двое от Депо-1. Начальников на переговоры собралось человек двадцать. Хотя на переговоры это было мало похоже , скорее были смотрины: определяли, кто наиболее опасен.
К 24 мая Владимир и я четко знали, что нас будут давить. И давить нас будет именно Илющенко - все будет по его указке, остальное начальство будет просто выполнять команду - ведь практически все они до прихода Илющенко были мелкими служащими в различных службах депо, а теперь стали послушными начальниками.
И мы решили бороться до конца всеми возможными законными средствами, хотя уже тогда я говорил: «Нам тут все равно не дадут спокойно работать , даже если мы скинем Илющенко».
Ревизорская служба безопасности движения особо рьяно принялась вылавливать нас за различные мелкие нарушения, которые никогда не имели каких-либо последствий или ущерба. И все эти жалкие рапорты были оспоримы, ибо доказать написанное в них было нечем , кроме «честного» слова ревизора. Но по нашим карманам это било ощутимо.
Я весь июнь 2013 сидел в депо, не выводя свои вагоны на линию. Ибо знал что, во-первых, все вагоны выдаваемые мне - неисправны, а, во вторых, нет смысла выезжать из депо, если на меня устроена настоящая облава - поймают, хотя бы за ту же эксплуатацию неисправного вагона, а это уже грубое нарушение , за это и уволить могут. Из 160 часов рабочего времени у меня было более 80 часов внутридеповского простоя.
Я перебирал за день по шесть - семь «исправных» вагонов резерва, гоняя их из ремонта обратно в ремонт. И практически на всех этих «исправных» вагонах была неисправна тормозная система. Начальство тужилось поймать меня на саботаже.., но всем прекрасно известно, что любой водитель трамвая при желании, найдет на практически любом вагоне кучу неисправностей, несовместимых с перевозкой пассажиров. Кое-кто меня тогда поддержал, принципиально загоняя неисправные вагоны в депо.
Видели бы вы перекошенные лица начальства, когда два водителя устраивают техническую забастовку, а депо захлебывается неисправными вагонами. Начальники бегают по депо, подгоняют работу слесарей и электриков... Думаете, они о людях, стоящих на остановках переживали? Они о кармане своём тряслись - у них премия зависит от плана выпуска вагонов на линию, им главное, чтобы в часы пик на линии работало определенное планом выпуска количество вагонов, и не важно, что большая часть этих вагонов - заведомо неисправны. И плевать им на пассажиров, стоящих по остановкам: в промежутке времени с 10 утра до 16 вечера хоть половина вагонов в депо стоять будет на ремонте - за этот отрезок времени начальству отчитываться перед городом не надо.
Может, господину Илющенко дать приказ ревизорам проверить техническую исправность всех вагонов, которые выходят на утренний выпуск? Никогда! Это будет коллапс... Это значит никакой премии. Поэтому ревизорам лучше заниматься изничтожением непокорных водителей.
Набойщиков писал про бардак в ХТТУ во все инстанции, в министерство транспорта, в городскую администрацию, в газеты.
С подачи Набойщикова прокуратура в июле 2013 г. подтвердила то, что Илющенко Н.Н. продал свой личный микроавтобус за 600 000 рублей трампарку. При этом продолжал использовать в машину для собственных нужд. Ремонт и заправка машины, естественно, происходили за счет предприятия.
Так же, прокуратура выявила факты взятия Илющенко Н.Н. кредитов на свое имя, и передачи этих средств бухгалтерии ХТТУ на погашение зарплат водителей. А все ли полученные средства он передал на погашение задолженностей по зарплате? Себе ничего не оставил? А кто оплачивает теперь эти кредиты? ХТТУ? Что -то мучают меня эти вопросы на фоне красивой комбинации с микроавтобусом.
А что нам скажет Илющенко по поводу двухкомнатной квартиры по ул. Ангарской, которую якобы купили за счет средств ХТТУ и продали непонятно кому? А продали, случайно, не дешевле, чем купили?
А ещё интересно мне про кредиты, по которым трампарк выступал поручителем: это правда , что фамилии заемщиков - Илющенко? Родственники?
И все это время на собраниях водителей депо Набойщикова и меня поливали грязью. Илющенко кем только не выставлял нас перед коллективом.... и представителями желтой прессы, и наймитами коммерческих перевозчиков, заинтересованных в развале депо, угрожал засудить нас за клевету.
Нас выгоняли с охраной с территории депо, когда мы собирали подписи против Илющенко. Появляться в депо в свои выходные нам так же запрещалось. Все люди, подписавшие наши статьи и обращения, были поодиночке вызваны в кабинет начальника эксплуатации, где на них оказывалось психологическое давление.
Однажды, когда Владимир пришёл на работу, его не допустили на линию. В тот день начальство послало его на медкомиссию к наркологу и психиатру, и ему пришлось пару часов проходить унизительные тестирования.
Я уволился с трампарка в конце июля 2013 г. По собственному желанию. Работать было не возможно.
А Владимир остался. Его уволили в декабре 2013 г. по статье «За неисполнение служебных обязанностей», опираясь на рапорты ревизоров. Уволили водителя высшего - первого - класса, награжденного знаками минтранса «За безопасную работу» 2 и 3 степеней, 17 лет жизни отдавшего депо.
Владимир пытался устроиться на работу, но со статьей в трудовой книжке это проблематично. Подрабатывал по мелочам. Находясь в глубокой депрессии, отчаявшись, он пошел проситься обратно в трампарк. «Мы подумаем», - ответили ему. Но все, над чем они подумали это то, как выставить этот случай перед коллективом. На собрании водителей начальство выступило так: «Вот полюбуйтесь, сам пришел, осознал свою вину, раскаивается в содеянном..., но нам, в нашем дружном коллективе такие не нужны».
Мы судились с ХТТУ два раза, пытаясь восстановить его на работе и отменить статью в его трудовой книжке. Свидетелей Владимира суд не вызывал. Связь между увольнением и конфликтом истца с работодателем, и, следовательно, прямая заинтересованность работодателя в увольнении Владимира, суд не интересовала. Факт того, что Владимира уволили в тот день, когда он был на больничном, тоже считался судом нормальным явлением. Независимая судебная экспертиза, оправдавшая действия Владимира по одному из рапортов ревизоров, суду так же была не интересна. Где справедливость?
После последнего суда, 16 апреля 2014 г, мы встретились у меня дома. Он был полностью опустошен и подавлен. Володя сказал мне: «Если со мной что-то случиться, не осуждай меня». Видимо, я тогда не смог в ответ подобрать правильных слов.
27 апреля 2014 г. он выбросился в окно пятого этажа. В своей смерти он обвинил начальника ХТТУ».
Записка Набойщикова |
|
...Задело другое - комментарий к печальной новости на одном из информационных сайтов: «Это в ваших любимых сериалах герои-одиночки побеждают систему. Система сама и заказывает такие фильмы, чтобы быдло молчало и ждало таких «героев»...
Подготовила Ирина Северцева
«Молодой дальневосточник», 08.05.14 (в газете «МД» №19, ст. «Трамвай ушел»)
* * *
От редакции:
Еще одно самоубийство
В Хабаровске по факту смерти работника троллейбусного депо проводится проверка
11 мая в одном из помещений троллейбусного депо ХТТУ Хабаровска обнаружено тело 34-летнего работника данного предприятия с признаками повешения.
По данному факту следственными органами СКР по Хабаровскому краю проводится доследственная проверка, устанавливаются все обстоятельства произошедшего, в том числе причина смерти мужчины. По результатам проверки будет принято процессуальное решение.