Аэропорт «Елизово» — международный аэропорт Петропавловск-Камчатский |
|
Программа субсидирования льготных авиаперевозок с Дальнего Востока в европейскую часть России оказалась весьма успешной и будет продолжена.
Об этом, выступая на съезде транспортников России, заявил вице-премьер РФ Сергей Иванов. «Дотации перевозок пассажиров оказались одними из самых успешных, - сказал он. - Государство, конечно, будет и дальше субсидировать перевозки авиапассажиров из дальневосточных регионов в европейскую часть страны и обратно».
Замечательные слова! Вот только почему сотни, если не тысячи недовольных камчатцев сегодня бегают по авиакассам в поисках любой возможности купить льготные авиабилеты на лето?
Волнения камчатцев
Уже второй год президентская программа реализуется в три этапа. Сначала люди записываются в журнал на предварительное бронирование льготных авиабилетов (декабрь, январь и февраль ). Потом, когда открывается бронирование, все поступившие заявки с необходимыми данными заносятся в бронь.
Затем открывается собственно продажа билетов. Если все так четко проходит, как описано выше, почему люди вынуждены штурмовать авиакассы? Некоторые отвечают однозначно: «Нет уверенности, что президентская программа снова не даст сбой, а нам не достанутся льготные билеты».
Журналисты «КВ» решили разобраться в нюансах приобретения льготных билетов по президентской программе.
Варфоломеевская ночь: бронь досталась счастливчикам
Автор этих строк поинтересовался мнением руководителя одного из крупных авиаагентств. Там рассказали следующее: «Действительно проснувшаяся 14 марта Москва открыла для Камчатки бронирование авиамест в 24 часа по камчатскому времени. Почему ночью? Этот вопрос не ко мне.
Я приехала на свое рабочее место в 23 часа 30 минут и начала бронирование. Утром бронировать было уже нечего: бронь так же неожиданно исчезла, как и появилась... В нашей авиакассе я успела использовать примерно 200 броней, Работала одна, так как остальные операторы отдыхали, а я не решилась привлекать людей к ночной работе».
А вот о чем рассказала журналистам «КВ» оператор другого авиаагентства: «На работу пришла, как всегда, утром и обнаружила, что, оказывается, уже открыта программа бронирования. Я тут же начала заниматься бронированием авиамест, но к 12 часам вся бронь внезапно исчезла.
Многие записавшиеся на предварительное бронирование в декабре, январе и феврале, остались ни с чем.
Я не знала, как клиентам объяснить произошедшее. Подозреваю, что основную часть брони забрали более крупные авиаагентства, которые заранее знали о времени открытия бронирования и работали всю ночь. Обратившиеся к нам люди пребывали в шоке, это факт, но я ничем не могла им помочь. Поняла только одно: если такое происходит, значит, это кому-то выгодно».
Туманная перспектива
Люди продолжают обивать пороги многочисленных авиакасс, но билеты то появляются, то исчезают. Можно лишь гадать, будут ли дополнительно выделены места в самолетах для льготников. Есть вероятность, что часть людей останется без авиабилетов.
И понятно почему: заявок на бронирование льготных билетов на июнь, июль и август было много, а времени удовлетворить все заявки оказалось столь мало, что, скорее всего, не все авиаагентства успели за одну ночь оформить бронь.
В самом деле, как показал опрос операторов авиаагентств, часть заявок осталась неоформленной. Это означает, что поездка летом в отпуск для многих льготников накрылась, что называется, медным тазом.
Есть смысл в листах ожидания?
В этом году стоимость обычных авиабилетов на самолетах «Аэрофлота» и «Трансаэро» из Петропавловска-Камчатского до Москвы составляет от 50 до 60 тыс. руб., по президентской программе: - от 7 тыс. руб. до 7 тыс. 500 руб. Разница огромная, поэтому льготникам есть что терять.
Правда, сегодня можно на какие-то даты формально записаться на бронирование в некие листы ожидания, но эти списки редко подтверждаются.
Отдыхайте весной и осенью!
Справедливости ради стоит отметить, что билеты и сейчас имеются в свободной продаже по президентской программе, но... на апрель и октябрь. Кто продолжает брать приступом авиакассы, еще питая надежды на приобретение льготных билетов на июнь, июль и август, тем отказывают.
Лето, выходит, не для них. Но какая разница для авиакомпаний, осуществляющих перевозки льготных пассажиров Дальнего Востока в Москву и далее, ведь государство в полном объеме рассчитывается за них? Что является причиной ажиотажа вокруг льготников - недобросовестность авиаперевозчиков или их недостаточное количество?
Возраст и цена билетов
Напомним, что льготная цена авиабилетов распространяется на детей и молодежь, которым не исполнилось 23 лет, а также на женщин в возрасте от 55 лет и на мужчин от 60 лет.
А вот у «Трансаэро» в прошлом году действовала дополнительная программа, по которой возрастная категория была уменьшена: у женщин - с 50 лет, у мужчин - с 55.
Оценка ситуации
«То, что второй год происходит с бронированием авиабилетов по президентской программе, иначе как вопиющим безобразием не назовешь», заявили нам в очередном авиаагентстве.
Над Камчаткой просто издеваются! Те несколько часов, которые неожиданно дают на бронирование мест в самолетах по президентской программе, да еще под покровом ночи, ситуацию только усугубляют. Счастливчиками оказываются лишь те, кто числился в первой или второй сотне записавшихся. Как говорится, кто не успел, тот опоздал.
Гласность президентской программе!
По мнению работников авиаагентств программа бронирования льготных мест по президентской программе должна объявляться заранее и работать днем, а не ночью. О начале действия льготной программы необходимо информировать людей через СМИ. Тогда люди будут сразу же выкупать льготные билеты: и те, кто был с бронью, и те, кто по какой-то причине не успел забронировать место в самолете.
Кроме того, как полагают в камчатских авиагентствах, те, кому поручена реализация президентской программы, должны просчитывать необходимое количество льготных билетов и авиакомпаний для нашего региона. Есть предложение ликвидировать предварительное бронирование, а продавать льготные авиабилеты по факту.
Дело в количестве рейсов и авиакомпаний?
В камчатских авиаагентствах отметили еще один важный момент. Пару лет назад, к примеру, «Аэрофлот», делал два рейса в сутки, то есть, летом летал дополнительный рейс. Уже второй год подряд как в зимнем расписании «Аэрофлота», так и в летнем, на Камчатку значится всего один рейс.
По этой причине в летние месяцы значительно меньше льготников могут отправиться к местам отдыха. Такая же ситуация по другим авиакомпаниям. Как мы видим, ажиотаж с летними перевозками льготников кем-то создается искусственно. Купить билеты на лето нет возможности по причине отсутствия мест в самолетах...
О добросовестной работе авиа- и турагентств
Существует проблема и в добросовестном отношении к своей работе некоторых авиа- и турагентств, которые не считают нужным объяснить клиентам нюансы президентской программы.
Например, в одной из авиакасс на вопрос о том, можно ли купить авиабилет по президентской программе, читателям «КВ» был дан лаконичный ответ: «Президент РФ занят олимпиадой: льготная программа авиаполетов им еще не подписана». При этом никакой информации о бронировании и т.п. задающему вопрос предоставлено не было.
Требуется расследование
Люди возмущены и задают вполне резонный вопрос: кому нужны манипуляции с льготными авиабилетами, дискредитирующими президентскую программу на Камчатке?
Минтранс не в курсе
В минувшую пятницу в конце рабочего дня автору этих строк удалось дозвониться до врио министра транспорта и дорожного строительства Камчатского края Михаила Цыплакова.
Он честно признался, что не владеет описанной выше ситуацией, но, поскольку проблема озвучена, то он и его подчиненные будут заниматься этим, а о результатах обязательно сообщат редакции «КВ».
Гуам нас спасет?
Сейчас некоторые турагентства, учитывая невозможность купить билеты по льготным ценам до Москвы, предлагают камчатцам воспользоваться предложением отдохнуть на американском чудо-острове Гуам, где можно выбрать по душе отличный заморский отель.
Минимальная стоимость перелета от Петропавловска-Камчатского до Гуама и обратно с пребыванием 14 дней в отеле и отдыхом на шикарном берегу моря двум камчатцам обойдется примерно в 93 тыс. руб. В это время перелет из Петропавловска-Камчатского в Москву и обратно одному пассажиру будет стоить 50-60 тыс. руб.
P.S.
Камчатцы - люди непривередливые, мы не избалованы турами из Москвы в Турцию, Египет или Израиль за «смешные» 150-200 долл. Для нас не эта сумма страшна, а стоимость перелета до столицы. Может, стоит правительству РФ организовать чартер с Камчатки в Крым? Тогда можно будет убить двух зайцев - наполнить вновь обретенный Россией полуостров туристами и решить проблему дефицита авиабилетов на другом полуострове. Уже название тура готово: «С полуострова - на полуостров!» А президенту - звезда за поддержку идеи!
Владимир Ямпольский,
«Камчатское время», 04.04.14