Пять шагов к развитию Приамурья
Н. Колесов |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
Тактика развития
Оперативность – кредо нового губернатора. По прошествии 100 дней с момента его назначения он представил нам свою точку зрения на развитие области. Как и обещал. Главным минусом этого документа является то, что он имеет скорее тактический, нежели стратегический характер. В нем перечислены исходные данные, проблемы экономики, рецепты их решения, но они иллюстрируются отдельными практическими шагами и не объединены каким-то общим замыслом.
Причины тому две: во-первых, прежний род деятельности губернатора предполагал решение конкретных хозяйственных задач, а не наблюдение за долгосрочными тенденциями в экономике; во-вторых, даже федеральное правительство только в 2007 году начало писать концепции стратегии развития России. Увы, для нас привычнее жить одним днем и решать проблемы по мере их появления.
В то же время, губернаторская программа – это, конечно, взгляд в будущее, хотя в ней не обошлось без преемственности. Например, курс на развитие животноводства последовательно проводился и предыдущим составом администрации области, а слова об эффективном агропромышленном комплексе, который обеспечит продовольственную безопасность региона, напоминают советскую идею о «Приамурье – житнице Дальнего Востока».
Четыре кластера
Мысль о развитии сельского хозяйства на бескрайних просторах Амуро-Зейской равнины приходит в голову всем, кто знакомится с ней впервые. Проблема тут одна – бедные почвы, требующие постоянного внимания агрономов. Именно поэтому ставка еще в прошлом веке была сделана на неприхотливую и востребованную культуру – сою. Она же находится в центре внимания стратегии Николая Колесова. Один из четырех кластеров промышленного развития должен заниматься производством и переработкой «царицы амурских полей».
Вообще, идея создания кластеров (территориально-промышленных комплексов полного цикла производства) становится все более популярной в российском правительстве. Так, недавно уволенный глава Минэкономразвития Герман Греф предполагал создать в Иваново кластер, в котором текстиль проходил бы весь путь от изготовления тканей до высокой моды.
На Дальний Восток вообще и в нашу область в частности концепцию кластерного развития привнес руководитель Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов, работающий сейчас в аппарате полпредства президента России в ДФО. Анализ стратегии, разработанной амурским правительством, говорит о том, что г-н Крупнов также участвовал в ее создании.
Он же является одним из основных лоббистов формирования космического кластера на базе Свободного, предполагающего возрождение и модернизацию амурского космодрома. К сожалению, позиция правительства РФ в этом вопросе пока непреклонна – вице-премьер Сергей Иванов в ходе недавнего визита в Благовещенск заявил, что военный космодром будет закрыт, как и предполагалось. Однако руководитель Роскосмоса г-н Перминов на днях вновь подтвердил возможность создания нового космодрома на Дальнем Востоке. Правда, к 2020 году и «с нуля». Не исключено, что при принятии окончательного решения Приамурье будет рассматриваться как один из вариантов…
Кроме соевого и космического, стратегия предусматривает появление горно-металлургического и машиностроительного кластеров. Если с добычей полезных ископаемых в области и так все в порядке, то машиностроение в последние годы едва теплилось. Поскольку Николай Колесов почти всю свою жизнь посвятил этой отрасли, с ее возрождения в Приамурье он и начал первые промышленные преобразования.
Кадры извне
На примере машиностроения губернатор показывает, в чем он видит главную проблему экономики региона, и как планирует ее решать. Стагнация амурской промышленности произошла из-за «неэффективного использования производственных возможностей большинства предприятий, неумения, а подчас и нежелания руководства осуществлять свою деятельность по законам рыночной экономики». Все это, в свою очередь, вызвано дефицитом квалифицированных кадров, в том числе управленцев.
Справиться с кризисом, по мнению г-на Колесова, поможет «принятие жестких мер к руководству и собственнику убыточных предприятий». Соглашения правительства области с «АвтоВАЗом» и «КамАЗом» говорят о том, что происходит приглашение более эффективных и квалифицированных собственников, то есть – кадров извне. С точки зрения субординации областной бизнес рассматривается как органичное продолжение исполнительной власти.
Стратегия социально-экономического развития обосновывает передачу крупных производственных активов в Приамурье компаниям из других регионов России. Естественно, такая практика имеет право на существование только при проведении открытых конкурсов между потенциальными инвесторами.
Пока, по признанию губернатора, реализация большинства промышленных проектов «осуществляется благодаря только личным связям». Со временем компании должны сами потянуться в область, да и свои, видимо, подрастут.
Пять приоритетов
Чтобы сделать амурскую экономику более цивилизованной, в стратегии предусмотрено пять приоритетов:
Во-первых, это «развитие и реализация сравнительных преимуществ экономики области в энергетике, добыче и переработке минеральных ресурсов». Речь идет о том, что необходимо усилить тот сектор экономики, который уже является «хребтом» Приамурья. Не секрет, что 10 из 17 проектов, представленных регионом на Дальневосточном экономическом форуме в Хабаровске, касаются именно энергетики и полезных ископаемых. Это и разработка железных руд Гаринского месторождения и титаномагнетитовых руд Большого Сейима, Бурейская, Нижнебурейская и Нижнезейская ГЭС, добыча Огоджинского угля и т.д.
Во-вторых, стратегия предполагает «обновление обрабатывающих производств, внедрение новых технологий и повышение уровня производительности труда». Не исключено, что модернизация затронет как раз предприятия машиностроительного комплекса, где планируется наладить выпуск «Лад» и «КамАЗов». Но главная отрасль, требующая в Приамурье коренного обновления, - это, конечно, лесопереработка. Для нее не помешала бы отдельная программа, а пока правительство области анонсировало строительство целлюлозно-бумажного комбината в Архаринском районе.
В-третьих, речь идет об улучшении «инвестиционного климата, обеспечению конкуренции и созданию четко работающих рыночных институтов». Стратегией предусмотрено «создание особых экономических зон, содействие продвижению товаров и услуг амурских предприятий на межрегиональных рынках, реализация мер по поддержке малого бизнеса».
На сентябрьском форуме в Хабаровске действительно был представлен проект особой экономической зоны в районе г. Благовещенска. Однако и он, и проект моста Благовещенск – Хэйхэ достались новому амурскому правительству в наследство от прежней администрации. Логично предположить, что, исходя из обновленной стратегии, в области появится более актуальное видение ОЭЗ, которое встретит одобрение в Москве.
В-четвертых, по мнению губернатора, необходимо «повышение качества человеческого капитала и формирование среднего класса, создание эффективной социальной инфраструктуры». Естественно, эти показатели зависят в первую очередь от общего уровня жизни в области, но и реализацию национальных проектов нельзя сбрасывать со счетов. К сожалению, сейчас в Приамурье планы развития промышленности звучат намного громче, чем проекты в сфере здравоохранения и образования. Благотворительные акции некоммерческих организаций из Татарстана не могут рассматриваться серьезно, поскольку представляют собой разовые и адресные мероприятия.
В-пятых, реализация стратегии направлена на «повышение эффективности государственных институтов и развитие институтов гражданского общества на региональном и муниципальном уровнях». Любопытно, что этим пунктом Николай Колесов обосновал дальнейшее выстраивание областной вертикали власти, где местное самоуправление подчинено правительству. По его словам, в Приамурье будет введена система оценки качества работы глав муниципалитетов.
Под развитием «институтов гражданского общества», видимо, подразумевается всяческая поддержка, которую областные власти будут оказывать общественным организациям, различным политическим партиям и независимым средствам массовой информации.
Илья Ронин,
«Амур.инфо», 08.10.07
---------------
Архив:
Доклад Н.А. Колесова о стратегии социально-экономического развития Амурской области
Дорогие жители Амурской области! Уважаемые гости!
Все мы сегодня являемся свидетелями и участниками зарождения новой традиции – первого официального празднования Дней Амурской области. Праздник отмечается по инициативе и при участии областного Правительства. Но адресован он, прежде всего, нашим дорогим амурчанам. И я очень хочу, чтобы этот праздник стал неотъемлемой частью нашей жизни, одним из главных общественных событий года, приобрел черты самого что ни на есть народного.
Празднование Дней Амурской области должно стать для жителей области, для всех трудовых коллективов, для областного Правительства своего рода рубежом, когда мы подводим итоги наших достижений во всех отраслях и сферах жизни за прошедший год и строим конкретные планы на будущее.
На них я хотел бы остановиться отдельно и обозначить стратегию социально-экономического развития Амурской области.
Сегодня, можно сказать, старт Правительством области взят. Общественности уже был представлен отчет о первых ста днях деятельности и наступил час, когда я, как и обещал при вступлении в должность, готов поделиться с вами мыслями по поводу развития области на ближайшую и долгосрочную перспективу.
Амурская область расположена на юго-востоке России. Отделённая с трех сторон от соседних регионов горными хребтами, а с юга самой протяженной из всех субъектов Российской Федерации государственной границей с Китаем, она занимает площадь свыше 360 тыс. кв.км, что сопоставимо с территориями таких стран, как Финляндия, Германия, Япония.
Приамурье - богатый край и, на мой взгляд, обладает огромным потенциалом развития. Значительные запасы полезных ископаемых, оцениваемых приблизительно в 800 млрд. долл., гидроэнергоресурсы, лес, громадные сельскохозяйственные угодья. Потенциал пашни около 2 млн. га, а это - 35% сельскохозяйственных угодий всего Дальнего Востока.
Многие месторождения области сконцентрированы вблизи железнодорожных магистралей (Транссиб, БАМ), что позволяет использовать морские порты Хабаровского и Приморского краев для построения транснациональных траспортно-логистических путей.
Все это должно работать на благо жителей области, обеспечивать им достойный уровень жизни. Однако, несмотря на наличие объективных предпосылок в виде такого потенциала, область относится к категории депрессивных регионов, со слабо развитой экономикой.
Анализ ситуации, сложившейся в машиностроительной отрасли Амурской области показал, что основная причина неэффективного использования производственных возможностей большинства предприятий сводится к неумению, а подчас и к нежеланию руководства осуществлять свою деятельность по законам рыночной экономики. В этих условиях принятие жестких мер к руководству и собственнику убыточных предприятий должно переломить ситуацию с организацией и сбытом выпускаемой продукцией, а, следовательно, с отчислениями в областной бюджет.
Приамурье - традиционно купеческий регион, связующее звено в торговле между западом и востоком России. Кроме того, это активный посредник в торговых отношениях Якутии и Китая.
Ежегодно растет внешнеторговый оборот. В 2006 году он составил 270 млн. долларов, однако следует отметить, что импорт товаров превышает экспорт. Если в экспорте доминируют товары сырьевой группы: лес, лом черных металлов, то импорт составляют обувь, одежда, продукты питания. Основным торговым партнером области с долей 85% остается Китай.
Значительна роль сельского хозяйства в экономике области. Эта отрасль является одним из приоритетов нашей экономической политики. Мы производим широкий спектр продукции: зерно, сою, овощи, мясо, молоко, но объемы производства продуктов питания составляют только 45% от потребностей населения. Предприятия данной сферы работают крайне неэффективно.
Несмотря на ежегодный рост объемов производства, собственные доходы бюджета области остаются гораздо ниже уровня потребностей (доходы - 13 млрд. руб., расходы - 21,3 млрд. руб.; дефицит средств - около 40%.).
Годовое производство товаров оценивается в 3 млрд. долларов. На каждого жителя приходится немногим более 3 тысяч долларов в год, что свидетельствует о крайне низком уровне, сравнимом с такими слаборазвитыми странами как Никарагуа, Гондурас.
Отсюда и демографические проблемы: увеличение миграции лиц трудоспособного возраста, повышенная смертность, пониженная рождаемость. С 1992 года жителей области стало меньше почти на 200 тысяч человек.
В целом ситуация, которая в настоящее время сложилась в области, характеризуется значительным спадом производства, нарушением производственных связей, банкротством предприятий и, как следствие, снижением жизненного уровня и благосостояния населения, то есть налицо все признаки экономического кризиса.
Следует, конечно, сказать, что депрессивный характер регион приобрел ещё в период структурной перестройки экономики, из которой мы так и не выбрались. Проблемы не только накапливаются, но и углубляются.
Среди основных проблем – следующие:
- первая, архисложная, – кадровый голод на фоне значительно возросших требований к роли человеческого капитала в социально-экономическом развитии. Утрачена система комплексной подготовки квалифицированных кадров, причем не только управленческих, но и рабочих. Конечно, это проблема всей страны, но в области она стоит особо остро;
- вторая - слаборазвитая инфраструктура (дороги, линии электропередач, инженерные сооружения). Ряд действующих дорог на севере области вообще бесхозны и содержатся предприятиями (лесозаготовителями, золотодобытчиками). Дороги - это артерии экономики. Без них мы не сможем развиваться.
В этих условиях первоочередная задача Правительства области - осуществление антикризисного управления, подготовка плацдарма для реструктуризации и развития экономики области.
Для повышения эффективности работы органов власти сформировано Правительство Амурской области, в состав которого приглашены профессиональные и опытные управленцы из других регионов России.
Одно из самых слабых звеньев в существовавшей системе управления – это областной бюджет и поэтому задача областного Правительства провести совместно с областным Советом народных депутатов комплекс действий и мероприятий по совершенствованию бюджетной политики с целью – принять на 2008 год реальный и прозрачный бюджет.
Бюджет области недополучает значительную часть средств из-за несовершенной системы налогообложения. В настоящее время прорабатывается вопрос о радикальном изменении существующей налоговой политики в области. Решается проблема определения стоимости земли и имущества для повышения уровня доходов бюджета от этих налогов. Прекращена практика предоставления субсидий предприятиям. Пересматриваем принципы финансирования социальной сферы. Это меры непопулярные, но необходимые.
Такой подход к формированию бюджета области позволяет обеспечить весьма неплохой задел к переходу региона из категории депрессивных в категорию районов с инновационным развитием.
Начата работа с федеральными органами власти по привлечению средств в область через участие в федеральных целевых программах, а также национальных проектах. Уже сейчас ведется строительство животноводческих комплексов, обновляется оборудование школ и больниц. Решается вопрос о привлечении средств Инвестиционного фонда.
Ситуация в жилищном строительстве требует немедленных действий со стороны органов власти. Для обеспечения строительства жилья в соответствии с требованиями Президента необходимо восстановить строительный комплекс - от производства строительных материалов до развития компаний-подрядчиков и механизмов финансирования.
Нельзя строить доступное качественное жилье, используя привозные материалы. Уже сейчас решается вопрос по организации производства цемента до 1 млн. тонн в год. Необходимо строительство завода для выпуска не менее 10 млн. штук облицовочного кирпича, пенобетона. В рамках развития малоэтажного строительства проведены переговоры с ОАО «КАМАЗ» об организации в области завода по производству блочных домов мощностью до 2 млн. кв.м.
Будем увеличивать производство щебня для строительства дорог и поставок для ОАО «РЖД»: сначала до 3 млн. тонн, а в дальнейшем возможен рост объемов до 8 млн. тонн.
В соответствии с достигнутой с Министерством сельского хозяйства РФ договоренностью в области планируется реконструировать 10 сельских поселений.
Утверждена программа ликвидации ветхого жилья, согласно которой область в течение 4 лет получит 4,6 млрд. руб., при этом 198 млн. руб. уже получены.
Определенные успехи достигнуты и в сфере социальной ипотеки: отсутствие первоначального взноса, срок погашения кредита - 25 лет, 7% годовых по кредиту, цена за 1 кв. метр - 17 000 рублей.
Принятие закона «О государственной поддержке развития жилищного строительства в Амурской области» и создание внебюджетного фонда для финансирования жилищных программ позволит существенно увеличить темпы строительства жилья за счет внебюджетных источников финансирования.
На Дальнем Востоке отсутствует автомобилестроение. ОАО «АвтоВАЗ» готово организовать отверточное производство тысячи автомобилей в год, одновременно КАМАЗ готов начать сборку 720 кранов и лесовозов ежегодно, а также создать производство запасных частей к своим автомобилям.
Другим важнейшим направлением в ближайшие два года является развитие лесопереработки. Планируется организовать несколько деревообрабатывающих предприятий с мощностью переработки по 250 тыс. куб. м. в год, в том числе в Архаринском и Селемджинском районах. Назрела необходимость создания предприятия по глубокой переработке древесины и производству пищевых добавок.
Строительство нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» дает возможность осуществлять в области нефтепереработку.
Идут работы по восстановлению амурской авиации. Приобретены и начали осуществление авиарейсов 4 самолета ЯК-40 для обслуживания местных авиалиний. В планах налаживание постоянного авиасообщения с городами Хабаровск, Якутск, Чита и Харбин.
В сельском хозяйстве, кроме уже строящихся комплексов, планируется создание трех свиноводческих ферм. Но главный вопрос здесь - доведение площади пахотных земель до уровня 1990-го года. В настоящее время свыше 80 тысяч гектаров земли уже распахано. В поддержку развития сельского хозяйства в Тындинском районе уже в этом году начнется строительство завода по производству фосфорных удобрений.
Цель этих мероприятий - формирование эффективного устойчивого агропромышленного производства, обеспечивающего продовольственную безопасность области. Для интенсификации темпов развития агропромышленного комплекса проработан вопрос о поставке в область сельскохозяйственной техники. Уже получены первые партии тракторов К-744 и автомобилей «КАМАЗ».
Сегодня реализация названных проектов осуществляется благодаря лишь личным связям. Искренняя благодарность всем, кто протянул, образно говоря, руку помощи мне и жителям Амурской области.
Наша задача переломить сложившиеся тенденции и к 2009 году, сформировать бездефицитный бюджет, увеличить объемы строительства жилья со 130 тысяч до 1 млн. кв.м., решить проблему ветхого и аварийного жилья, дать толчок развитию машиностроения, сельского хозяйства, деревообработки, начать трудный путь к экономическому процветанию региона.
Кроме того, реализация намечаемых проектов позволит к 2012 году выделить ряд особо значимых для региона кластеров, хотя основы кластерной политики Правительством России пока только формируются. Мы готовимся в стратегии развития региона особое внимание уделить соево-зерновому, горно-металлургическому, машиностроительному и космическому кластерам.
Все вышеизложенные меры составляют начальный этап стратегии развития области.
В дальнейшем наша задача - найти и использовать точки роста, которые будут способствовать активному развитию области в среднесрочном и долгосрочном периодах.
Одна из обозначенных - разнообразная и богатая минерально-сырьевая база. Современная ситуация на мировых рынках и прогноз их развития позволяет сделать вывод о высокой степени востребованности имеющихся и потенциальных минерально-сырьевых ресурсов.
Все ключевые факторы положены в основу разработанной Правительством области Концепции стратегии социально-экономического развития региона до 2012 года и на перспективу до 2025 года.
В зависимости от реализации названных факторов рассматриваются 3 варианта развития в долгосрочной перспективе: инерционный, базовый и оптимальный.
Инерционный вариант предполагает сохранение существующих тенденций и реализацию уже начатых инвестиционных проектов (нефтепровод, Гаринское месторождение, Нижнебурейская ГЭС) без применения специальных мер со стороны органов власти.
Работа по этому сценарию не позволит нам в полной мере снизить дотационность областного бюджета и степень зависимости от федеральных трансфертов, решить первоочередные социальные задачи, поэтому в своих планах мы ориентируемся только на базовый и оптимальный сценарии.
Базовый вариант рассчитан с учетом реализации намеченных проектов, активного участия органов власти всех уровней в развитии области и предполагает развитие при наиболее благоприятной внутренней и внешней конъюнктуре. При этом должны быть реализованы все инвестиционные проекты, осуществление которых признано целесообразным для достижения целей стратегии.
Оптимальный сценарий представляет собой корректировку базового с использованием существующих ресурсных ограничений. Он должен обеспечить опережающий рост экономики области.
Предполагается поэтапная реализация оптимального и базового сценариев развития.
Обозначенные Президентом и Правительством РФ приоритеты территориального развития, в том числе и связанные с развитием регионов Дальнего Востока, создали предпосылки к разработке новой редакции федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 г.».
Цель - формирование необходимой инфраструктуры и благоприятного инвестиционного климата для развития приоритетных отраслей экономики Дальнего Востока и Забайкалья с учетом геостратегических интересов Российской Федерации.
В рамках реализации этой ФЦП на территории Амурской области предусмотрена реализация 17 проектов на общую сумму 37 млрд. рублей. Более 80% этой суммы будет выделено из федерального бюджета.
В сфере развития транспортного комплекса предполагается строительство дорог к основным крупным городам области, что позволит соединить их с автомобильной дорогой «Амур» и, тем самым, обеспечить реализацию задуманных перспективных проектов в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве.
Ещё 9 объектов предусматривается в сфере топливно-энергетического комплекса. Реализация ФЦП также позволит значительно улучшить инженерную инфраструктуру жилищно-коммунального сектора.
По экспертным оценкам строительство названных объектов позволит увеличить валовый региональный продукт к 2012 году в 2,5 раза и, как следствие, приведет к повышению уровня наполняемости бюджета.
С учетом реструктуризации экономики, выполнения ряда крупномасштабных инвестиционных проектов, природно-ресурсного потенциала региона Правительством области подготовлены предложения по стратегическим направлениям социально-экономического развития до 2025 г. В них отражены основные аспекты деятельности органов государственной власти региона по достижению стратегической цели социально-экономического развития области – стабильное улучшение качества жизни населения.
Достижение главной стратегической цели обеспечивается по ряду направлений.
Первое. Развитие и реализация сравнительных преимуществ экономики области в энергетике, добыче и переработке минеральных ресурсов.
Для реализации данного направления планируется развитие инфраструктуры экономики – транспортных коридоров.
Будем стимулировать расширение масштабов частного финансирования инфраструктурных проектов за счет развития механизмов государственно-частного партнерства и совершенствования политики тарифного регулирования.
Второе. Обновление обрабатывающих производств, внедрение новых технологий и повышение уровня производительности труда.
Планируется создание особых экономических зон, центров трансферта технологий, содействие продвижению товаров и услуг амурских предприятий на межрегиональных рынках, реализация мер по поддержке малого бизнеса.
Обязательно будем проводить целенаправленную работу по снижению административных барьеров и развитию системы технического регулирования со стороны представителей федеральных контролирующих органов на территории области.
Третье. Улучшение инвестиционного климата, обеспечение конкуренции и создание четко работающих рыночных институтов.
Это потребует от нас повышения эффективности деятельности системы государственного управления в рамках проводимой административной реформы, наведения порядка в сфере землепользования и рынка недвижимости по предоставлению земельных участков под строительство.
Четвертое. Повышение качества человеческого капитала и формирование среднего класса, создание эффективной социальной инфраструктуры.
Необходимо обеспечить реализацию национальных проектов в сфере здравоохранения и образования, предоставить населению доступное и комфортное жилье, преодолеть бедность и значительно повысить благосостояние всех слоев населения. Нужны эффективная демографическая политика, направленная на увеличение рождаемости, снижение смертности, поддержка материнства и детства, формирование здорового образа жизни, укрепление социального института семьи.
Пятое. Повышение эффективности государственных институтов и развитие институтов гражданского общества на региональном и муниципальном уровнях.
Органы управления всех уровней должны работать с максимальной эффективностью. По примеру Президента в области будет введена система оценки качества работы глав органов местного самоуправления.
В целом реализация озвученных направлений приведет к устойчивому развитию экономики, что позволит производить валовой региональный продукт в расчете на одного жителя на уровне, сопоставимом с уровнем развитых стран. Годовой объем инвестиций в экономику возрастет в 7 раз. Профицит областного бюджета составит около 14 млрд. руб.
Экономический рост, в свою очередь, позволит увеличить реальные доходы населения уже в 2012 году, а к 2025 году решить все проблемные вопросы в социальной сфере.
Для успешной реализации стратегии развития Правительством области будет сформирован и согласован с федеральными органами власти план мероприятий, включающий совместные действия органов власти и хозяйствующих субъектов.
Развитие области – это наша общая задача.
Правительство Амурской области.