О достижениях и перспективных планах в экономике Дальнего Востока до 2020 года шла речь на открывшемся вчера пленарном заседании второго Дальневосточного международного экономического форума.
Как заметил его участник, заместитель председателя Государственной Думы РФ Владимир Катренко, год назад на форуме уже обсуждался вопрос о социально-экономической политике и концепции развития Сибири и Дальнего Востока. Что изменилось за этот год?
— Мы перешли к практической реализации своих планов, — говорит Катренко. — Хотя еще недавно речь шла лишь о необходимости стратегического планирования. Сегодня уже есть федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года». Ее и надо выполнять.
Программа предусматривает финансирование в размере более 566 миллиардов рублей уже со следующего года. Эти деньги пойдут на создание благоприятных условий для жизни людей.
По словам Владимира Катренко, 58 процентов всех средств программы предполагается направить на развитие транспорта, еще 28 процентов — на развитие энергетики. При этом основную часть денег на реализацию программы — более чем 426 миллиардов рублей — дает федеральный центр. Остальные деньги необходимо привлекать в виде инвестиций.
Его поддержал губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев. Он заострил внимание собравшихся на том, что федеральная программа является мощным инвестиционным импульсом для социально-экономического развития региона. Хотя за столь короткий срок будет решена лишь часть задач по формированию динамичной экономики.
— Необходимо уже сейчас создавать предпосылки для формирования в будущем социально-привлекательной среды для населения, — считает Ишаев. — Это отставание настолько сильное, что мы утратили хотя бы формальное преимущество в уровне производства валового регионального продукта на душу населения. В целом по Дальнему Востоку и Забайкалью он снизился до 89,5 процента от среднероссийского уровня.
На форуме определили путь дальнейшего развития экономики Дальнего Востока. Ее характер вплоть до 2020 года должен быть опережающим и комплексным. Ставки сделаны на интенсификацию производства, основанную на применении эффективных средств производства (оборудования, машин), современных технологий, совершенных форм и методов организации труда и управления производством.
— Региону необходим максимум финансовой самодостаточности, — объясняет Ишаев. — Необходимо пересмотреть существующее закрепление доходов между бюджетами всех уровней. Поэтому я считаю, что вполне возможно передать в бюджеты субъектов долю налога на прибыль, зачисляемую в федеральный бюджет, а также НДС в размере не менее 10 процентов.
— Отдайте по-хорошему! — обратился в президиум Виктор Ишаев. — Нам это позволит повысить уровень доходов в субъектах и снизить дефицитность региональных бюджетов.
Правда, что касается самодостаточности, то, как отметили участники форума, при нынешней внешней политике можно легко потерять экономическую самодостаточность. Китай уже лидирует по темпам роста экономики, а значит, способен оказывать влияние на будущее региона, на его экономическую структуру. Уже сегодня производители подстраиваются под интересы Китая и выполняют все их требования. А требование у них простые: им нужны в неограниченных количествах лес, газ и нефть…
По мнению экономистов, чтобы дать импульс развитию экономики Дальнего Востока, не надо выдумывать новых форм и методов, надо посмотреть, как работает в этом направлении Китай, и перенять их модель развития. Лесо- и нефтеперерабатывающие производства работают в Китае вдоль российской границы, тем самым китайцы создали на своей территории некую контактную зону, которая является буфером в экспорте и импорте товаров и услуг.
Эксперты обращают внимание, что подобную экономическую контактную зону с сопредельными экономиками стран Северо-Восточной Азии можно сформировать вдоль границы на нашей территории. Эта контактная зона сможет опираться на крупные промышленные предприятия: в Благовещенске, Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Уссурийске, Владивостоке и Находке. Именно здесь должен быть создан своеобразный фильтр, который будет поставлен на пути сырьевых, транспортных и энергетических потоков, обеспечивая повышение доходности региона.
Директор Института Дальнего Востока РАН (Москва) академик Михаил Титаренко предложил совершенно иной ход в конкурентной борьбе за развитие экономики Дальнего Востока России и соседних с ним государств.
По его словам, необходимо как можно скорее развивать Северный морской путь, который свяжет Европу с Дальним Востоком. Поэтому товары, доставляемые через Северный Ледовитый океан, перевозить в два раза дешевле, чем по любому транспортному коридору. К тому же путь из Балтики до Японии занимает около 20 дней, а значит, грузы можно доставлять чуть ли не вдвое быстрее, чем через южные моря, по которым сегодня пытаются возить транзит. Правда, работает этот путь лишь в течение пяти-шести летне-осенних месяцев, когда ледовая обстановка не столь сложна.
Титаренко объясняет, что северный путь — не обычная дорога, принадлежащая одному региону, а национальная транспортная магистраль, и она должна работать под государственным руководством.
Специалисты уже подсчитали, что рентабельность атомного ледокольного флота в нынешней ситуации возможна лишь при условии, что грузооборот на трассах северного пути составит не менее 2,8 миллиона тонн в год. В минувшую навигацию он был почти втрое ниже.
— Полноценное включение азиатской части России и прежде всего Дальнего Востока и Сибири в систему мирохозяйственных связей представляет собой основное условие нормального социально-экономического развития самого региона, — мнение Михаила Титаренко. — Именно Северный морской путь может стать локомотивом экономики Дальнего Востока.
При этом на форуме настаивали, чтобы на Дальнем Востоке не обходили вниманием развитие авиасообщения и аэропортов. Ведь за последние пятнадцать лет их число сократилось почти в три раза. В этих условиях особое значение приобретает развитие сети транзитных авиационных центров и узловых аэропортов — так называемых хабов. Наконец, здесь, на Дальнем Востоке и в Сибири, активно развивается наукоемкая промышленность. Достаточно вспомнить самолет «SuperJet-100», строящийся на Комсомольском-на-Амуре авиационном объединении им. А. Гагарина. Это серьезная заявка на возвращение России в мировую элиту гражданского самолетостроения.
На форуме подытожили, что все перечисленные меры должны дать эффективный ход в развитии экономики. Согласно прогнозам ученых, к 2013 году рост валового регионального продукта на Дальнем Востоке вырастет 2,6 раза по сравнению с текущим годом, а инвестиции вырастут еще больше — в 3,5 раза.
При этом экономический рост должен решить и социальные вопросы, которые накопились среди населения региона за период стагнации. Так, с 1990 по 2007 годы численность населения Дальнего Востока и Забайкалья, по данным статистики, сократилась на 1,8 миллиона человек, из них 1,2 миллиона — это эмигранты, которые покинули Дальний Восток в поисках лучшей жизни. За год Дальний Восток теряет до 10 процентов населения, по прогнозам, к 2020 году в регионе останется 4,7 миллиона человек (из нынешних 6 миллионов), к 2050 году — менее 4 миллионов человек. Если в 1990 году на Дальнем Востоке на каждые сто человек приходилось 13 новорожденных, то в 2005 году эта цифра стала меньше: всего 11 новорожденных на сто человек.
В качестве одной из мер по стабилизации демографической ситуации Виктор Ишаев предложил увеличить субсидирование из федерального бюджета по ипотечным кредитам на покупку жилья для молодых семей.
— Мы предлагаем преобразовать этот механизм по принципу: 30 процентов плюс 30 процентов, — рассказывает губернатор. — При рождении второго и третьего ребенка частичное, а потом полное погашение кредита. Сейчас же применяется такой механизм, по которому 30 процентов кредита финансируется из бюджета края, и только 10 процентов — из федеральной казны.
С такой постановкой вопроса участники заседания полностью согласились.
Сегодня международный экономический форум продолжит свою работу. Правда, в этом году впервые не будут обсуждать вопросы рыбной отрасли. Зато запланирован круглый стол по проблемы экологии Амура.
-------------
Комментарии
Камиль Исхаков,
полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе:
— В силу своего уникального положения Дальний Восток является ключевым связующим звеном в транспортной системе России. Поэтому необходимо создать условия для увеличения перевозок через порты Дальнего Востока транзитных международных грузов, расширения маршрутов движения грузов по Транссибирской магистрали, включая использование Байкало-Амурской магистрали.
Владимир Пехтин,
заместитель председателя Государственной Думы РФ:
— В этом году особое внимание уделяется развитию экономики Дальнего Востока. Мы приступаем к планомерному развитию в регионе рыбопромышленного и лесоперерабатывающего комплексов. К примеру, на базе рыбозаводов будут созданы перерабатывающие центры, которые должны самостоятельно осваивать более половины выловленных объемов морепродуктов.
Также на Дальнем Востоке будут активизированы геолого-разведочные работы.
В рамках федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» на этот год из федерального бюджета запланировано выделить 30 миллиардов рублей (из них 25 миллиардов — во Владивосток). По федеральной программе уже защитили проекты Сахалинская область на 14 миллиардов рублей и Хабаровский край на 12 миллиардов рублей.
Константин Пронякин,
«Российская газета», № 207, 19.09.07.