|
О планах ОАО «Международный морской перегрузочный терминал» (ММПТ) построить терминал стало известно несколько месяцев назад. Местные жители связывают эту идею с интересами структур, близких к вице-спикеру краевого ЗС Джамбулату Текиеву. «Угольный терминал строится практически в центре поселка - на расстоянии всего 200–400 метров от жилых домов. Роза ветров здесь такая, что, с какой бы стороны ни дул ветер, угольная пыль все равно будет оседать в поселке и на окружающих пляжах», - говорилось в открытом письме жителей Славянки (несколько тысяч подписей) на имя губернатора Приморья Миклушевского и полпреда президента в ДВФО Ишаева, отправленном в начале марта.
В первых числах июня проектировщики провели в Славянке презентацию с целью убедить местных жителей в том, что новые технологии позволят обойтись без выбросов угольной пыли. Врио гендиректора ММПТ Виктор Покотилов заверил собравшихся, что предприятие (плановая мощность - 10 млн тонн в год) будет соблюдать все нормы природоохранного законодательства РФ. На нем будут применены современные средства пылезащиты, а в дальнейшем планируется переход на закрытые технологии.
Славянцы отнеслись к этим словам с недоверием, что вполне объяснимо. Еще год назад ученые ДВО РАН, входящие в Координационный совет по проблемам экологии Приморского края, посвятили экспорту угля через приморские порты отдельное заседание совета. Тогда были обозначены три болевые точки: порт Посьет (где, по словам председателя совета Бориса Преображенского, «идет запыление всего и вся, но местное население куплено»), порт Восточный и рыбный порт во Владивостоке (тревогу подняли жители улицы Тополевой, которых стало засыпать черной пылью).
«Отказ Японии от АЭС после аварии в Фукусиме увеличит спрос на уголь, а значит, проблема обещает быть затяжной и тяжелой, - говорил тогда доктор геолого-минералогических наук заслуженный эколог РФ Борис Преображенский. - Выбор места для угольного терминала - это дело географов. Приспосабливать под такие сооружения уже действующие порты - неверный подход… Угольная проблема важна и сейчас, и в будущем, этим мы еще наедимся по уши, поэтому нужно скорее обратить на нее внимание органов власти». Имеющиеся приморские порты не приспособлены к «цивилизованной» перегрузке угля, поэтому ученые предлагали найти место для обустройства нового глубоководного порта в районе поселка Дунай.
Спустя год, как видим, добавилась новая «горячая точка» - Славянка, центр заповедного Хасанского района. Местные жители, заметим, много лет жалуются на ядовитые бензапиреновые пары, возникающие из-за перевалки нефтепродуктов местным ЗАО «Востокбункер»; теперь здесь же хотят оборудовать еще и терминал для перевалки угля.
Губернатор Миклушевский, которому представители Славянки задали соответствующий вопрос еще в конце марта на «большой встрече» с населением, поддержал протестующих: «Я знаю о том, что митинг прошел в Славянке и жители высказали свое мнение. К нему нужно прислушаться.
Зачем нам угольный терминал, если он будет загрязнять окружающую среду?» Встревоженным славянцам слов мало: они считают, что проблему с непостроенным терминалом нужно решать сейчас, пока она не перешла, говоря медицинским языком, в терминальную стадию. 7 июня муниципальный комитет Славянского городского поселения рассмотрел обращение инициативной группы жителей Славянки, решивших провести референдум, чтобы выяснить отношение местных жителей к строительству угольного терминала. Организация референдума, даже местного, - дело очень непростое, но первый этап пройден: депутаты проголосовали «за». Теперь, согласовав инициативу с представительным органом власти, славянцы вправе идти дальше - собирать подписи и готовить документы для передачи в избирком.
Кузьмичев Егор,
«Новая газета во Владивостоке», №191, 13.06.13