Афанасий Максимов |
|
- Я как гражданин, летчик и депутат не могу обойти стороной и не высказать свое мнение насчет произошедшей трагедии. В этой ситуации молчать нельзя, сейчас перед нами стоит много вопросов. Отмечу, что вопреки заявлениям властей, командир этого рейса не был столь опытным.
Сейчас выясняется, что у него «налет» в качестве командира составляет всего сто часов. До этого власти трубили о четырех тысячах часах летного времени, при этом опуская такие важные детали, как 5-летний перерыв в летной карьере, а также тот факт, что оставшиеся 3900 часов он пролетал в качестве второго пилота и затем ушел на пенсию. Уже возникают вопросы, почему налетав столько времени, он стал командиром так поздно, после пятилетнего пенсионного перерыва?
Я как пилот знаю, что Батагай - самая сложная точка, а его направили туда совершать перелеты, в том числе в Депутатский, в котором до этого происходило много авиакатастроф. Это показывает острый кадровый голод в малой авиации Якутии, квалифицированных летчиков катастрофически не хватает.
Если бы за штурвалом разбившегося судна находился более опытный пилот, трагедии можно было бы избежать. Из достоверных источников мне стало известно, что вертолет был заправлен «под завязку» и даже больше.
Помимо полных баков, в кабине, вместо нескольких пассажирских сидений, был установлен дополнительный резервуар с топливом. Вертолет «Ми-8» на своих стационарных баках может долететь от Депутатского до села Казачье и обратно, зачем потребовалось устанавливать дополнительный бак? В этом случае по технике безопасности в кабине не должны были перевозить более 15 человек.
Конечно, люди в тех местах ждут дотационный рейс месяцами, но это все равно не дает повода для риска, т. к. в случае катастрофы у пассажиров без сидений с ремнями безопасности практически нет шансов выжить. Кто создает такие условия? Кто несет ответственность за удручающее состояние малой авиации? Государство. И теперь мы с вами слышим, что «оказывается» на Север надо обратить внимание! Неужели надо было дожидаться такой страшной трагедии?
Если мы сегодня не наведем порядок в малой авиации Якутии, то можем потерять Север. Об этом я говорю еще со времен руководства «Илином». Я не понимаю Медведева, который будучи президентом, с умным видом хвалился тем, что федералы создали ФКУ «Аэропорты Севера». Когда самолеты авиакомпании «Полярные авиалинии» летят, к примеру, в Чокурдах, они этим же федералам платят по 200 т.р. за взлет-посадку. Конечно, эти расходы закладываются в стоимость авиабилета.
Авиакомпания вынуждена платить. Это государственный рэкет. Тоже самое и с управлением воздушного движения, которым владеют военные. За воздух мы также вынуждены платить деньги. К примеру, диспетчеры отказываются выходить на работу в субботу и в воскресенье, платите говорят по 5 т.р. за час, тогда выйдем на работу. Как это называется? После этого чиновники самого высокого ранга с умными лицами сетуют об отсутствии доступности авиаперевозок.
Если я расскажу своим друзьям из Аляски о том, что мы из одной деревни в соседнюю осуществляем санрейс с одной беременной женщиной на «Ми-8», они просто молча покрутят у виска.
Я еще в 2004 году предлагал обновить парк авиации Якутии легкими вертолетами. В этом отношении подход надо в корне изменить. Раз у нас есть казенное предприятие «Аэропорты Севера», то они не должны взимать такие грабительские деньги с авиакомпаний за взлет и посадку.
В Чокурдахе садится Ан-24, за это с него берут 200 т.р., т. е. 7 тыс. долларов, а на Аляске, в Анкоридже, за взлет и посадку самолета Боинг-747 весом в 400 тонн берут 200 долларов. Есть разница? Нам необходимо перенимать опыт Аляски, где малая авиация развита очень хорошо. В Анкоридже на 240 тыс. жителей приходится 60 тыс. частных самолетов и вертолетов. У каждого четвертого имеется самолет или вертолет и их государство это стимулирует и поддерживает, потому что владельцы частной авиатехники помогают решать инфраструктурные проблемы государства. Вот это настоящее частно-государственное партнерство, а не та монополия, которая действует у нас.
В трагедии, произошедшей в Усть-Янском районе, по моему мнению, есть вина экипажа, но в большей степени ответственны за гибель людей те, кто создал эти невыносимые условия для малой авиации в Якутии.
Кто заставил командира установить дополнительный бак? Кто заставил лететь в таких сложных метеоусловиях? У меня есть информация, что один из членов экипажа звонил своей маме и жаловался на то, что ему надо лететь в ненастную погоду.
Сегодня чиновники возомнили себя хозяевами жизни, они определяют кому куда лететь, что делать и т. д. Откройте глаза и посмотрите, что происходит вокруг вас. Сейчас местные и федеральные чиновники уже начинают списывать все на экипаж и погоду, выгораживая самих себя. Лично я начинаю свое собственное расследование авиакатастрофы в Усть-Янском районе и буду добиваться того, чтобы виновные понесли заслуженное наказание.
Антон Жондоров
News.Ykt.Ru, 11.07.13