Один из аппаратов АС-7 («Поиск-6») в режиме строжайшей секретности работал на Камчатке
Один из аппаратов АС-7 («Поиск-6») в режиме строжайшей секретности работал на Камчатке
Этих аппаратов на земном шаре сделано в тысячи раз меньше, чем космических ракет. Всего четыре страны имели батискафы и глубоководные аппараты, которые могли погружаться на глубины больше 3500 метров (СССР-Россия, США, Франция и Япония). В 2010 году к ним добавился Китай.
 
Один из аппаратов АС-7 («Поиск-6») в режиме строжайшей секретности работал на Камчатке и 20 августа 1985 года впервые в СССР с экипажем на борту совершил успешное погружение в районе Камчатского разлома, достигнув глубины 6035 м. В 2012-2013 годах этот списанный батискаф неожиданно оказался в центре событий одного арбитражного дела. Благодаря «секретности» вокруг батискафа камчатский коммерсант в апреле с.г. отсудил у государства 28 млн. руб.
 
Секретные операции КГБ и ГРУ
 
В марте 1968 года в Тихом океане на глубине 5600 метров затонула советская подлодка К-129, вышедшая с камчатской военно-морской базы на боевое патрулирование. В августе 1974 года, в результате супердорогой и суперсекретной операции ЦРУ, американцы частично подняли субмарину. Советские военные, разведчики, инженеры и конструкторы, кто был допущен к этой информации, остались под сильным впечатлением о технических возможностях американцев.
 
Тогда в бешеной гонке вооружений ядерные державы в глубокой секретности разрабатывали глубоководные аппараты по заказу военных и разведывательных ведомств. Официальное назначение - научно-исследовательские операции на глубинах материкового склона. Только единицы знали про истинное предназначение этих аппаратов. Их задачей было обнаружение затонувших подлодок, случайно утерянных бомб с ядерной начинкой, воровство вражеских гидрофонов и прочей аппаратуры с целью получения технологических и прочих секретов, а также установка глубоководных ядерных зарядов и систем прослушивания на кабели связи.
 
Аппарат доставлен на Камчатку
 
В 60-х годах СССР начал разработку своего батискафа. Аппарат АС-7 проекта «Поиск-6» заложен 28.06.1975 г. на Ново-Адмиралтейском заводе и спущен на воду 12.06.1979 г. Заводские испытания «Поиска-6» производились на Черном море в Севастополе. Испытания были завершены только в сентябре 1983 г. погружением на глубину 1953 м. Аппарат принят для испытаний в ВМФ СССР 27.09.1983 г.
 
Второй этап государственных испытаний аппарата проводился на Тихом океане. В 1983 г. АС-7 на палубе балкера «Зоя Космодемьянская» был перевезен в Петропавловск-Камчатский, где в течение 1984-1985 годов выполнялись совместные работы аппарата с танкером «Аламбай», плавучим доком ТПД-43 и обеспечивающим судном «Георгий Козьмин». 20 августа 1986 г. (1985 г. по др. данным - Прим. авт.) АС-7 впервые в СССР с экипажем на борту совершил успешное погружение в районе Камчатского разлома и достиг глубины 6035 м. В следующем году подводный аппарат повторил это достижение, однако после контрольного выхода 15 сентября 1987 г., когда аппарат ударился о грунт и получил повреждения легкого корпуса, его поставили в док и прервали испытания. Комиссия государственной приемки в 1987 году, учитывая физическое и моральное старение аппарата, не приняла его в состав флота и дальнейшие работы признала нецелесообразными.
 
Те испытания показали, что гидравлика и системы жизнеобеспечения аппарата работали нормально. Вместе с тем, был выявлен и ряд недостатков, например, неудачная конструкция аккумуляторных батарей, технологические просчеты при изготовлении легкого корпуса (поплавка), использование химического вещества рафината риформинга в качестве жидкого наполнителя цистерн плавучести. Также имелись многочисленные случаи коротких замыканий в электрической сети аппарата.
 
Технические особенности
 
Любопытно, что при конструировании этого агрегата советские инженеры заимствовали классические идеи построения батискафа. Все знают, что в 1960 году батискаф «Триест» с двумя смельчаками достиг в Марианской впадине глубины 10.911 м. На такую глубину погружались только необитаемые аппараты. Советский аппарат был построен по типу «Триеста», который сделали итальянцы, а затем у них его купили американцы.
 
Подводная лодка погружается за счет того, что открываются клапаны вентиляции в балластных системах, воздух замещается забортной водой, и положительная плавучесть становится отрицательной. Для перемещения по вертикали рулями создается дифферент (наклон продольной оси относительно горизонтали), а воздух в балластных системах либо стравливается, давая место воде, либо расширяется, выдавливая воду наружу.
 
В СССР при проектировании аппарата АС-7 был применен поплавок, наполненный рафинатом риформинга (первой фракцией перегонки нефти), проще говоря - бензином. Это позволяло принять на аппарат 320 кг полезной нагрузки на каждый кубометр рафината. Пространство в поплавке над поверхностью рафината постоянно заполняется азотом для предотвращения возгорания рафината.
 
«Поиск-6» в корне отличался от всех своих предшественников тем, что уже не был сверхмалой подводной лодкой. АС-7 был настоящим подводным гигантом. Его подводное водоизмещение достигало 950 тонн. Одного бензина по спецификации насчитывалось 240 тонн, да спасительно-отбрасываемая дробь (дополнительный балласт) «тянула» на 30 тонн.
 
При каждом погружении необычного подводного исполина в море выпускалось несколько десятков тонн бензина. «А как же экология?» - спросит любопытный читатель, и с этим каверзным вопросом, требующим разъяснения, будет, несомненно, прав. Бензин, применяемый в батискафах, всегда пугал моряков своими необычными характеристиками и непохожестью на свои земные аналоги. Во первых, он был сверхчистым и летучим. При сбросе в море он поднимался на поверхность и испарялся в течение 2 часов без всякого остатка и последствий для фауны. Вот почему для батискафов применение сверхчистого бензина разрешалось всеми международными экологическими и природоохранными организациями.
 
Но, из-за крайне низкой температуры воспламенения «корабельный» бензин был исключительно опасным. С открытым огнем, с сигаретой, к примеру, подходить и близко к батискафу запрещалось. Также нужно было исключить даже незначительные удары, касания и повреждения корпуса при буксировке батискафа и при постановке его в док, ибо в этом случае могло случиться самовозгорание.
 
Специально для нужд батискафа был переоборудован танкер «Дон» водоизмещением около 1500 тонн. В его танках хранился сверхочищенный «уравнитель плавучести». Для транспортировки батискафа к месту погружения использовали небольшой плавучий док с заостренным, как у судна, носом. Док вместе с АС-7 обычно вели в море буксиры либо обеспечивающие суда.
 
Технические данные: 4 электродвигателя, электрическая энергетическая установка на аккумуляторах (300 шт типа СП-680). Экипаж - 3 чел.; Длина - 29 м; Ширина - 6.3 м; Высота - 8.2 м; Осадка - 4.8 м. Водоизмещение - 355 т; Масса полезной нагрузки - 2300 кг; Масса груза, поднимаемого на поверхность со дна - 400 кг; Глубина погружения - до 6000 м (6015 м - максимальная в ходе испытаний); Скорости: горизонтальная - 2.65 уз, вертикальная - 0.5 уз; Дальность хода - 16 миль; Автономность - 72 час. (по жизнеобеспечнию, - 8/19 час. (по электроэнергии).
 
Рекордное погружение
 
В июле 1987 года была организована вторая глубоководная экспедиция «Приска 6». В качестве испытательного «колодца» выбрали камчатскую расщелину с глубинами около 6000 метров.
 
В рекордном погружении оказалась задействованной целая флотилия судов и кораблей Тихоокеанского флота. В море флот выходил по японскому прогнозу, который считался самым точным. Командовал АС-7 капитан 3 ранга Анатолий Павлов, ему помогал командир электромеханической части капитан 3 ранга Мосунов. На борту батискафа присутствовал ответственный сдатчик Ленинградского адмиралтейского объединения (ЛАО) - Леонид Лазуто.
 
Погружение батискафа шло долгих 12 часов. Наконец, в иллюминаторы подводники увидели желанное дно. Отметка на приборах свидетельствовала о нахождении гидрокосмического корабля на глубине 6035 метров! Это был новый рекорд, принадлежавший ВМФ СССР, и очередной крупный успех нашей страны - тогда еще Союза всех республик.
 
Выпуская бензин, АС-7 прошел над значительным участком дна и провел ряд ценных наблюдений, зафиксировав многие параметры этой глубины на фотопленку и на магнитную ленту.
 
Те несколько человек, которые погрузились на 6 км, совершили подвиг. По имеющимся сведениям, они все были награждены высокими правительственными наградами, а кто-то даже Звездой Героя. Из-за режима секретности, это нигде не освещалось в СМИ.
 
Батискафу прочили большое будущее, союзная наука включила его в свои перспективные планы, связанные с исследованиями в Тихом океане. Но в 1988 году на контрольном погружении с АС-7 стряслась беда. После очередной ревизии и освидетельствования батискаф начал проводить новый глубоководный спуск. На глубине примерно 5600 метров экипаж неправильно рассчитал плавучесть и не справился с управлением такого большого и плохо управляемого корабля. В результате неграмотных действий батискаф ударился о грунт и разбил носовую часть. Всплывать пришлось экстренно, в аварийной обстановке, мгновенно отстрелив два 15-тонных контейнера свинцовой дроби.
 
Повреждения оказались серьезными. Почти два года батискаф восстанавливал «здоровье».
 
Развал СССР и приказ вице-адмирала Ю. Шуманина
 
Может кто помнит, что в 1981 году в заливе Шелихова (Охотское море) в 32 милях от западного побережья Камчатки со дна моря (глубина 65 м) было поднято подслушивающее устройство весом несколько тонн. Как оказалось, это была третья модификация изделия «Кокон». Американские субмарины уже примерно 10 лет устанавливали на телефонные кабели связи, соединяющие Камчатку с материком, прослушивающию аппаратуру, периодически забирали пленки с записями или меняли сами устройства на более совершенные. Т.е. во время Холодной войны была потребность в глубоководных аппаратах не столько в научных или спасательных целях, сколько в шпионских. Возможно, поврежденный батискаф «Поиск-6» смогли бы восстановить...
 
21 сентября 1987 года вышло указание о прекращении Государственных испытаний АС-7. Аппарат так и не был принят в состав ВМФ. Батискаф передали на ответственное хранение в Камчатскую флотилию. В сентябре 1988 года вышло секретное постановление правительства о прекращении всех работ по проекту «1906». До истечения назначенного срока службы батискаф хранился на док-палубе ТПД-43 у причала №5 в Завойко. Затем вместе с доком был выведен на старое корабельное кладбище в бухте Раковая и по причине банального разгильдяйства затоплен без салюта и почестей. Скорее всего, с дока своровали запорную бронзовую арматуру и он затонул вместе с батискафом. Так захлебнулось дальнейшее наступление на океан отечественной техники.
 
В 1991 году рухнул СССР, а вместе с ним стало рушиться вся и всё. Россия погрузилась в глубочайший кризис, в стране началась Великая криминальная революция. «Поиск-6» уже был никому не нужен. Конечно, военные могли его отдать для сохранения в музей как первый советский батискаф, достигший таких глубин. Но знаете, как у нас относятся к истории. Это в США десятки кораблей различного ранга и подлодок увековечены как музеи и памятники.
 
В итоге 16 ноября 1992 года командующий Камчатской военной флотилией КТОФ ВМФ вице-адмирал Ю. Шуманин подписал секретный приказ №0124 (секретные начинались с нуля, совсекретные - с двух нулей - Прим. авт.), первым пунктом которого значилось: «Исключить из состава флота и передать на слом транспортный док «ТПД-43», проект 764 (заводской номер 68)…».
 
Местом дислокации списанного флота до решения о его разделке было определено озеро Богородское. Приказ также подписал контр-адмирал М. Кулак, начальник штаба КВФ. В этом документе ни слова не говорится о батискафе «Поиск-6», хотя плавдок был специально сделан именно для транспортировки батискафа, т.е. это был единый комплекс. Почему адмиралы не «заметили» 29-метровую мини-подлодку?
 
Приказ контр-адмирала В. Дорогина
 
4 февраля 1995 года командующий КВФ контр-адмирал В. Дорогин утвердил ликвидационный акт списания плавучего транспортного дока ТПД-43. В состав комиссии входили 10 командиров частей (Лупач, Силков, Голубятников, Бакиев, Семенов, Вергер, Куринов, Суслонов, Смагин, Тихоновский). Плавдок уже был затоплен в бухте Раковая, но об этом ни в приказах о списании, ни в ликвидационных актах - ни слова...
 
Двумя днями раньше, 2 февраля командир в/ч 70076 В. Тихоновский подписал «Акт о готовности «ТПД-43» к продаже. И опять ни слова про батискаф, как будто там его и не было. К продаже был «подготовлен» затонувший док ТПД-43 весом примерно 2200 тонн.
 
Покупка затопленного плавдока
 
В середине 90-х российские власти затеяли грандиозную сдачу в аренду и списание военного имущества. Многие флотоводцы быстро смекнули, какой сказочный бизнес сулит им сокращение ВМФ! Только на ТОФе из боевого состава были исключены 213 вспомогательных судов, 35 кораблей и подводных лодок. А когда доблестные военморы продали то, что было на воде, началась торговля тем, что было под водой.
 
8 октября 2009 года ТПД-43 купила «Паланская промышленно-транспортная компания» («ППТП»), хозяином и гендиректором которой являлся человек смелого характера - Артем Светличный. Многие крутили пальцем у виска когда узнавали, что Артем купил затонувший плавдок. Сами понимаете, что судоподъем - затратное и хлопотное дело.
 
9 октября 2009 года Светличный платежным поручением перечислил военным, а именно - в Центральное управление материальных ресурсов и ВЭС Минобороны РФ, 720 тыс. руб. за покупку затонувшего плавдока и дизельной подлодки С-327, 1961 г.п. весом 1000 т. Металл продавался по 145 руб. за тонну.
 
15 октября 2009 года Светличному была выдана доверенность № 19/к-451 для предъявления командиру войсковой части №25029 на получение на территории войсковой части №87272 «товара», т.е. плавдока. Дальше Артёму предстояло потратиться на судоподъем, поднять док и отбуксировать его к месту разделки.
 
И надо же, г-н Светличный сумел поднять док! 15 мая 2011 года между ООО «ППТК и ООО «Аквамет +», в лице директора С. Рябовол был заключен договор о водолазном осмотре затопленного в бухте Южная «ТПД-43», а также конвертации и герметизации дока для последующей буксировки в бухту Моховая на участок разделки.
 
Работы по судоподъему обошлись в 8 млн. руб. Камчатский филиал ФГУП «Сахалинское бассейновое аварийно-спасательное управление» определяло стоимость аналогичных работ в декабре 2010 года в сумме более 12 млн. руб., а войсковая часть №25147 Министерства обороны РФ - более 8 млн. руб. Ориентировочные сроки работ - 35 суток. Работы у «Аквамет +» шли на удивление хорошо. Водолазы смогли быстро залатать дыры и док подняли. Вот тогда и был обнаружен легендарный и единственный в России батискаф, сумевший погрузиться на 6 км. Имеющиеся сейчас в России глубоководные аппараты «Мир» сделаны в Финляндии. Выходит, что технологически сделать глубоководный аппарат или батискаф сложнее, чем космическую ракету, а людей, которые бы погружались на такие глубины, в разы меньше, чем космонавтов.
 
НЛО и команда военных «Стоп»!
 
9 июня 2011 года А. Светличный уведомил ВРИО Командующего Войсками и Силами на Северо-Востоке РФ Е. Алешина, что в процессе подъема дока были обнаружены фрагменты неопознанного плавательного средства. В случае принадлежности этого плавательного средства ВМФ или другим заинтересованным лицам, покупатель предложил принять участие в изъятии батискафа из спорного имущества либо об отказе. 17 июня 2011 Е. Алешин информировал покупателя, что в доке ТПД-43 находится опытный глубоководный аппарат «Поиск-6», дальнейшая судьба которого уже решается в Главном штабе ВМФ. До решения этого вопроса разделка спорного имущества на металлолом невозможна. Военмор просил оставить спорное имущество на перестой в воинской части №40194 («Шпора»), пирс №1, бухта Завойко. Это было первое роковое решение заместителя командующего. Как я уже писал выше, при списании плавдока нигде ни слова не упоминалось о батискафе, т.к. после испытаний он не был принят в состав ВМФ СССР. При этом военные знали о секретной машине и предполагали, что судьбу «Поиска 6» должны решать в органах контрразведки для снятия грифа секретности.
 
Покупатель плавдока подчинился требованию военных и поставил плавдок к пирсу «Шпора». С этого момента началась долгая переписка. А. Светличный писал, что он купил плавдок, а не секретный батискаф и просил аппарат забрать, т.к. бизнес несет потери.
 
12 сентября 2011 года командующий войсками и силами на Северо-Востоке РФ К. Маклов указал собственнику спорного имущества, что командующий войсками Восточного военного округа К. Сиденко запретил осуществлять разделку ТПД-43 и дал командиру войсковой части №40194 указания по обеспечению охраны и неприкосновенности ТПД-43 и «Поиска-6».
 
Между ООО «ППТК», с одной стороны, и командующим Макловым и командиром войсковой части №40194 Опрышко с другой, 13 сентября 2011 года составлены акты о передаче лома от ТПД-43 и «Поиска-6» под ответственное хранение командиру войсковой части №40194 для обеспечения охраны, безопасности и неприкосновенности аппарата до момента снятия грифа секретности.
 
А. Светличный продолжал писать письма золотопогонникам с просьбой прояснить ситуацию со снятием грифа секретности. Тут уже взвились как кобры особисты из отдела военной контрразведки. Похоже, у трудяг невидимого фронта появилось настоящее дело по защите интересов Родины, чтобы ни один супостат не узнал секреты батискафа.
 
Секретов нет
 
Любопытно, что 14 июля 2011 года в штабе группировки заседала военно-техническая комиссия под председательством контр-адмирала Е. Алешина. Выступавшие офицеры пришли к выводу, что сведений, составляющих государственную тайну, на батискафе нет. Чертежи «Поиска-6» давно опубликованы в открытых СМИ. Тут взвился представитель режимного отдела, отвечающего за сохранение гостайны. Он сказал парадоксальную фразу, что опубликование в печати секретных сведений не является основанием к их рассекречиванию и требовал вести обсуждение в соответствии с инструкцией по режиму секретности, введенной приказом №010 от 2005 года.
 
К чести морских офицеров, они не послушали «режимника» и приняли решение ходатайствовать перед командующим ТОФ о снятии режима секретности с глубоководного аппарата. Но командующие медлили... В итоге дождались затопления плавдока вместе с батискафом, а затем последующего иска о взыскании убытков.
 
Плавдок затонул во время шторма
 
8 февраля 2012 года гендиректору ООО «ППТК» было сообщено, что в условиях шторма 27 декабря 2011 года спорное имущество с находящимся внутри него батискафом «Поиск-6» затонуло у пирса №1 бухты Завойко с креном на левый борт и дифферентом на нос. Возможный заработок от продажи металлолома у А. Светличного отодвинулся на неопределенный срок...
 
Подъем нерентабелен
 
После того, как ТПД-43 снова затонул, его опять осмотрели водолазы. Вывод - дальнейший судоподъем будет крайне затруднен, т.к. плавдок сел на камни. Бизнесмен А. Светличный уже понес немалые расходы на купленное им имущество и теперь оставался ни с чем. Но ведь его интересы пострадали и в этом была явная вина военных чинов.
 
Тогда компания Светличного подала иск в арбитражный суд о возмещении убытков на сумму 28 млн. руб. и выиграла его. В деле есть акты экспертиз со сложными формулами расчета, которые подробно обосновывают, почему 2200 тонн ржавого металлолома должны стоить почти миллион долларов.
 
В арбитражном деле автор видел доверенности юристам, подписанные министрами обороны А. Сердюковым и С. Шойгу. Военные, как говорится, стояли «на смерть». Не признавали сумму иска, пытались перенести дело в Москву.
 
В ходе судебного разбирательства было установлено, что в результате необеспечения хранителем сохранности имущества истца, переданного на хранение, данное имущество было утрачено (затопление неразделанного смешанного лома от ТПД-43). Доказательства того, что войсковой частью №40194 принимались все необходимые меры по сохранности имущества предприятия и надлежащим образом выполнялись обязанности по контролю за его сохранностью, ответчиком в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, представлены не были.
 
Поскольку материалами дела подтвержден факт нарушения войсковой частью обязательств по хранению имущества, причинения убытков истцу и их размер, наличия причинной связи между понесенными убытками и ненадлежащим исполнением обязательств по хранению, суд пришел к выводу, что требования истца являются обоснованными.
 
5 апреля 2013 года судья Арбитражного суда Камчатского края О. Бляхер взыскала с Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ за счет казны Российской Федерации в пользу ООО «Паланская промышленно-транспортная компания» убытки в размере 28 238 тыс. руб. и расходы по уплате государственной пошлины в сумме 163 688, 51 руб., а всего - 28 401 688, 51 руб.
 
P.S.
По хорошему, батискаф «Поиск-6» не мешало бы как-то поднять на поверхность. А затем зачистить от ракушек и ржавчины и сохранить для потомков как историческую реликвию. Также не помешало бы не продавать на гвозди последнюю подлодку «Варшавянку». Есть идеи вытащить ее на пляж Озерновской косы. Можно переоборудовать в музей, а то ведь позорище, что на Камчатке, являющейся военно-морской базой нет, ни одного корабля-музея или подлодки. Есть только памятник в виде торпедного катера, который поставили в неудобном месте. Но ведь надо этим заниматься, создавать инициативную группу, собирать деньги, согласовывать с военморами. Вот только нужна ли им историческая память, когда были так легко распроданы боевые корабли, эсминцы, крейсера и авианосцы?
 
При подготовке статьи были использованы открытые материалы в сети интернет и материалы арбитражного дела.
 
Игорь Кравчук,
«Камчатское время», №18 (945-946), 08.05.13