|
Майские праздники в Якутии ознаменовались скандалом. Сначала депутат местного парламента, руководитель алмазной компании «Алмазы Анабара» Матвей Евсеев установил на территории своего предприятия памятник генералиссимусу Сталину, затем последовала реакция общественности. Весьма бурная, что и не удивительно, учитывая неоднозначность исторической фигуры Иосифа Джугашвили.
Чуть позже в интернете появилось душещипательное послание господину Евсееву с требованием памятник срочно убрать и публично извиниться. Воззвание к предпринимателю подписали два протоирея и группа товарищей, объявивших себя «православными мирянами».
Авторы изрядно постарались, подведя, так сказать, фактуру под свои мысли, что весьма похвально, так как включенные в текст обращения сканы документов зрительно сделали его более весомым. Снабдили свои умозаключения восклицательными знаками и выражениями типа «горько сознавать», «если вы не в курсе», «и после этого вы сможете смотреть в глаза потомкам невинно убиенных», «объясните же нам: Вы считаете, что величие нашего государства состоит в том, чтобы убивать священников и епископов, уничтожать людей только за то, что они верят в Христа?», «но если вы не верите бумаге и чернилам», «вы плюнули на могилы наших дедов и прадедов» и тому подобное.
Впрочем, сегодня речь не о форме послания, а о его сути.
То, что у двух протоиреев и нескольких лиц, имеющих какое-то отношение к православной вере, есть своя точка зрения на роль и значение Сталина в истории нашего государства, не вызывает удивления. Как-никак образованные люди, имеющие гражданскую позицию, которую они, собственно, и изложили в публичном обращении.
Однако, проанализировав это обращение, можно прийти к некоторым выводам.
Первый лежит на поверхности. Православные Якутска в уже обозначенном составе обвинили (другого слова не подберешь) Евсеева в том, что он совершил отвратительный поступок, поставив «памятник убийце православных епископов, священников и мирян, убийце русских и якутов».
В то же время существует официальная точка зрения православной русской церкви, которую в марте 1953 года озвучил Патриарх Московский и всея Руси Алексий перед панихидой по И.В. Сталину в Патриаршем Соборе в день его похорон. Патриарх среди прочего сказал: «Память о нем для нас незабвенна, и наша Русская Православная Церковь, оплакивая его уход от нас, провожает его в его последний путь, «в путь всея земли», горячей молитвой».
Нынешний Патриарх Кирилл прямо заявил, что считает недопустимым попытки ставить на одну доску и уравнять нацизм и сталинизм. «Я плохо отношусь к таким попыткам… - отметил Патриарх. - Попытки дать предвзятый исторический комментарий, исказить смысл исторических событий, к сожалению, являются достоянием не только сего дня…».
Вместе с тем, осуждая сталинские репрессии против невинных, всемирный русский народный собор (ВРНС) во главе с Патриархом Кириллом поддержал идею переименования Волгограда в Сталинград. «Независимо от оценки личности Сталина, Сталинград стал символом нашего военного искусства и символом высочайшего мужества, одновременно с Фермопилами и Саламином. Именно Сталинград, а не Волгоград, известен народам планеты как поворотный пункт в борьбе с фашизмом», - говорится в заявлении ВРНС, опубликованном 5 февраля 2013 года.
Есть еще один факт. Категоричным неприятием личности Сталина и всего советского периода российской истории прославилась Зарубежная Русская православная церковь. В свое время она поддерживала Гитлера и антибольшевистские силы, посылая ему благодарственные адреса митрополита, послания и телеграммы. «Карающий меч Божественного правосудия обрушился на советскую власть, на ее приспешников и единомышленников, - радостно взывали к пастве иерархи РПЦЗ 22 июня 1941 года. - Христолюбивый Вождь германского народа призвал свое победоносное войско к новой борьбе, к той борьбе, которой мы давно жаждали - к освященной борьбе против богоборцев, палачей и насильников, засевших в Московском Кремле…». Вдумайтесь! Это было сказано 22 июня 1941 года - в день нападения гитлеровской Германии на нашу Родину.
Митрополит РПЦЗ Анастасий благословил на братоубийство во время Великой Отечественной Войны другого морального урода - генерала Власова. До сих пор этот синоним предательства остается очень почитаем у зарубежников, они не оставляют попыток переписать историю и реабилитировать предателя. Предателя, не верующего ни в Бога, ни в черта, и о преступлениях которого перед нашим народом говорить излишне.
«Как-то в 1993 году я спросил отца Александра Киселева, которого некоторые называли духовником РОА, о самом главном, что является критерием того, ощущает ли человек себя православным или нет: «Отец Александр, скажите, Власов исповедовался, причащался?», - говорит наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов). - Отец Александр ответил печально и коротко: «Мне об этом ничего неизвестно». То же засвидетельствовал внук отца Александра Киселева, священник Петр Холодный. Только на этот же вопрос отец Александр ответил ему более четко и определенно: «Нет, Власов не исповедовался и не причащался». Человека, который имел все возможности приступать к таинствам Православной Церкви, но сознательно не делал этого, я бы побоялся назвать православным христианином».
Такая вот она своеобразная, эта зарубежная православная церковь.
Сдается, два протоирея запамятовали об этих фактах, а православные миряне, возможно, и вовсе не знали. Или вполне вероятно, просто имеют свое личностное отношение к ним. Все может быть.
Но суть дела от этого не меняется. Если серьезно отнестись к тому, что изрекли в своем обращении к Евсееву избранные православные Якутска, то получается, во-первых, - они пошли против официальной позиции Русской православной церкви, которая отличается взвешенным и терпимым подходом к личности Сталина, отмечая его заслуги и явные перегибы. И если мирянам изложенная в обращении позиция может сойти с рук, то Владыке Роману, епископу Якутскомц и Ленскому, стоило бы присмотреться к своим подчиненным и выяснить, какой церкви они служат.
А во-вторых, выходит из обращения, господа протоиерей Михаил Павлов - клирик Никольского храма г. Якутска, протоиерей Сергий Клинцов - настоятель Преображенского храма, Ирина Ганжа, Татьяна Данилевская, Светлана Павлова, Ариадна Борисова, Татьяна Попцова, Леонид Шеметов, Елена Бондарь, Татьяна Емельянова, Гертруда Александровна Дмитриева, Ирина Александровна Дмитриева, Андрей Викторович Заякин, Дмитрий Николаевич Морозов всецело и полностью поддерживают власовцев и гитлеровских прихвостней из Зарубежной русской православной церкви. И поддерживают, похоже, все, несмотря на то, что «кровь невинно убиенных наших предков пятнает всех, кто пытается её оправдать», что власовцы уничтожили тысячи наших соотечественников, что они просто-напросто предатели…
Вот такой грустный вывод напрашивается.
И еще один. Как и обещал. Два протоирея со товарищи вопрошают «Объясните же нам!» Вопрос: а почему господин Евсеев должен им что-то объяснять? Нет, правда, почему? У него своя точка зрения на фигуру Сталину, у них - своя. И что теперь? Затопчем Евсеева с памятником и ветеранами, которые попросили его поставить?
Если уж на то пошло, впору общественности Якутска спрашивать с указанных лиц, по какому праву, подписавшись православными мирянами, они излагают отличную от официальной точку зрения на личность Сталина? Или - что уж совсем страшно, аж караул - может, они вообще во власовцы записались?! «И после этого Вы сможете смотреть в глаза потомкам невинно убиенных»?! (Здесь можно для особой экзальтации еще два знака восклицания поставить).
Ну, а если серьезно. Странно, что верующие люди выступили с публичным обвинением в адрес другого верующего. Не суди, да не судим будешь. Эту истину знает каждый православный христианин.
Юрий Поливанов,
YKTIMES.RU, 12.05.13
P.S. Вместо того, чтобы фактически вносить раскол в ряды верующих, господам церковникам, «православным мирянам» да и нам всем, лучше поучиться у других стран терпимости и уважению к собственной истории. В Англии, недалеко друг от друга стоят памятники Карлу I и Оливеру Кромвелю - двум антагонистам английской революции. Стоят себе вполне мирно и не вызывают противоречий в обществе. Хотя в свое время страсти там кипели еще те. Памятник Карлу роялисты с риском для жизни прятали от «пламенных» английских революционеров, а ненависть к «кровавому тирану» Оливеру Кромвелю у поклонников монархии была столь велика, что во время Реставрации тело лорда-протектора извлекли из могилы, повесили, а затем четвертовали.
Не меньшие страсти кипели во Франции во времена французской революции. Но сейчас там мирно уживаются памятники Данотону, Людовику XVI, а именем Робеспьера названа станция Парижского метро.
Народы, прошедшие через горнила великих испытаний и больших потрясений, нашли в себе силы с уважением отнестись к собственной истории.
YKTIMES.RU, 12.05.13