Вячеслав Шпорт. Фото Валерия Спидлена.
Вячеслав Шпорт. Фото Валерия Спидлена.
Впервые за последние сто лет, в Хабаровском крае за стол переговоров сели представители власти, бизнеса и общественности. По инициативе губернатора Хабаровского края (ныне с приставкой врио) Вячеслава Шпорта был возрожден Съезд сведущих людей. Он еще не открылся. Пока состоялось лишь установочное пленарное заседание, так называемый Форум общественно-государственного сотрудничества. Но именно на нем было решено, что власть поделится своей властью. 
 
В преддверии съезда за «круглыми столами», а таких тематических секций было 22, обсудили - какую роль общественность может играть в принятии краевых целевых программ, а также, какими путями может влиять на их исполнение. В рамках форума прошла также встреча губернатора края с представителями общественных организаций, где побывал и наш корреспондент.
 
Движение к общественному договору
 
По словам врио губернатора Вячеслава Шпорта, в Указах президента (так называемые, майские указы президента РФ от 7 мая 2012 года, закрепляющие основные направления развития России и содержащие основные мероприятиях по реализации государственной социальной политики. - Авт.) содержится большой спектр проблем, которые касаются жизни каждого человека в каждом регионе. И волшебной палочкой эти задачи не выполнить.
 
- А раз нет волшебной палочки, значит, что и предполагалось сразу, мы должны привлечь значительное количество гражданского общества, вовлечь его в работу и вместе реализовать Указы и поручения президента РФ, - подчеркнул Вячеслав Шпорт. И продолжил: «Это не значит, переложить свою работу на плечи другим. С нас никто не снимал ответственности. Мы должны вместе определить, в каком направлении нам двигаться, и какие первоочередные задачи выполнять. Мы должны знать, что ждет от нас общество, на что надеется, и что оно готово помогать...»
 
Как признался Вячеслав Шпорт, в правительстве края долго дискутировали: надо ли и на этот этапе привлекать общественных деятелей к разработке и реализации целевых программ. Были варианты ограничиться только специалистами-экспертами, которые бы как профессионалы, давали консультации. Но был выбран второй вариант, который предполагает, что общественность, общественные организации будут подключаться к работе правительства с самого первого этапа, когда еще только определяется выбор программ.
 
...И вот, в преддверии Съезда сведущих людей появился документ, под названием «Стратегия реализации послания президента РФ Федеральному Собранию РФ». И уже в рамках этой стратегии намечены различные мероприятия и предусмотрены механизмы их реализации.
 
Эта стратегия, как было заявлено на форуме, является неким инструментом модернизации управления Хабаровским краем. За основу взяли уже готовые и работающие краевые программы. Причем, 95% расходов краевого бюджета как раз и расписаны под выполнение государственных программ Хабаровского края.
 
- Мы задействовали в министерствах и управлениях большинство исполнителей, которые обычно, если честно говорить, лишь готовят документы, но не участвуют в практическом их исполнении, - объясняет механизм рождения краевых программ Вячеслав Шпорт. - Начальник им сказал: «Сделать», они ответили: «Есть!», и выполняют только теоретическую задачу. Теперь эта задача изменилась: надо чтобы они понимали, для кого пишут эти программы и распоряжения, чтобы они знали механизмы их реализации, чтобы это понимание было на всех уровнях власти. Ведь, кто такой министр? Это слуга народа. А для чего он решает те или иные задачи? Чтобы на конечном этапе - человек получил те права (право на труд, право на жилье и т.п.) и свободы, которые ему гарантируются Конституцией. Чтобы он получил ту отдачу, которую ждет от власти. Вот логическая формула работы власти...
 
Прежде, чем форум перешел к бурному обсуждению возможности «порулить» у власти, следует сказать: еще бароном Корфом было инициировано проведение Съездов сведущих людей. Первый из которых прошел аж в 1885 году. Интересно, что еще в то время, власти советовались и прислушивались к элитами, как развивать Приамурский край. Уже после революции 1917 года, спускались лишь директивы и планы. Ничего не изменилось и после второй революции 1991 года. И только теперь, можно сказать, общественные институты, решили задействовать в реализации как политической, так и экономической составляющей стратегии края.
 
Кадры решают все
 
- Сегодня, когда уже расставлены основные приоритеты развития Хабаровского края, и выбран так называемый вектор модернизации, остро встает вопрос о профессиональных инженерных кадрах, - говорит участник форума Александр Абузов, представитель общественной организации «Деловая Россия» в Хабаровском крае, доцент ТОГУ. - Именно инженеры в будущем и должны реализовывать все обозначенные на сегодня направления, в частности, освоить высокотехнологичное производство. Но с учетом новых принципов образовательной системы - прямое значение профессии инженер, в будущем, скорее всего будет утеряно...
 
Александр Абузов спросил: Готово ли правительство края инвестировать в популяризацию технических специальностей, поддерживать технические направления науки, и соответственно, содействовать развитию высокотехнологических производств - которые являются флагманом процессов модернизации?
 
На что врио губернатора Вячеслав Шпорт, сказал, что сам инженер, и это звание для него имеет большое значение.
 
- Конечно, основа точек роста экономики, которые мы определили, это промышленность. А промышленность - это всегда инженерный труд, это инновации, - продолжил Шпорт. - Мы готовы инвестировать в популяризацию этих направлений и специальностей. И уже это делаем. Создание на территории Хабаровского края кластерной системы - это важнейший шаг в развитии экономики. А авиационно-судостроительный кластер уже работает. Он вошел в 25 лучших кластеров России и получает поддержку федерального центра. Еще мы планируем в июне провести инженерный форум на территории Хабаровского края. Поэтому, думаю, с кадрами, а особенно с инженерными, у нас проблем быть не должно.
 
Миссия выполнима
 
Не о кадрах, а уже о равном участии во взаимодействии с властью говорит Сергей Плешаков, директор Хабаровской краевой благотворительной общественной организации «Зеленый дом».
 
- Мы полагаем, что стороны в общественном договоре должны быть равны, или хотя бы в чем-то равны, иначе это не договор, а какие-то условия, выставленные обществу, - сказал он, обращаясь к участникам форума. - Некоммерческий сектор - как сторона договора - пока слабо прописан в документе. Ему нужна поддержка и инфраструктура. Хотя инфраструктуру мы можем сделать сами при соответствующей поддержке. Ведь потенциал у нас большой!
 
По мнению Сергея Плешакова, краю нужная новая система коммуникаций - это три сектора - три поля для взаимодействия: власть, бизнес и общественность в лице некоммерческих организаций (НКО). И все три сектора должны взаимодействовать и помогать. Каждая из этих сторон в договоре должна иметь собственную миссию: «власть» организует процессы жизнедеятельности и управляет ими, «бизнес» производит товары и услуги, а «НКО» работают с населением, просвещая и объединяя его, а также выполняют «сигнальную» функцию, извещая власть и общество о проблемах и предлагая пути их решениях...
 
А Юрий Плесовских, председатель Общественной палаты Хабаровского края, ректор ХГАЭП добавил, что многие предложения форумчан - уже предусмотрены многими профильными государственными целевыми программами Хабаровского края.
 
- Получается, люди просто не знаю, что там написано, - удивился Юрий Плесовских. - И вот поэтому мы предлагаем все государственные целевые программы, реализуемые на территории края, рассматривать на площадках Общественной палаты края. Мы готовы к этому обсуждению привлекать экспертное сообщество, представителей всех общественных объединений, работающих в крае, да и просто заинтересованных граждан. Мы полагаем, что подобные обсуждения ознакомили бы всех жителей края с содержанием госпрограмм, и дали бы возможность жителям края - для которых эти программы и пишутся, оценить, обсудить и внести предложения по их совершенствованию...
 
Вячеслав Шпорт отметил, что раньше он бы выступил против таких идей, так как считал, что программы должны разрабатывать специалисты. Но теперь и общество стало другое, и задачи требуют не бездумного исполнения.
 
- Пути решения задачи можно пообсуждать, - сказал Вячеслав Шпорт. - Из 27 программ, которые сейчас работают на территории края, общество нам может помочь расставить приоритеты: что вперед решать и строить. К примеру, детский сад, котельную или плавательный бассейн. Такая дилемма, трилемма и четверлемма постоянно стоит перед правительством края. А средства - 4 - 5 млрд рублей - ограничены...
 
Программы поддержки
 
На форуме заслушали и конкретные просьбы. Так, Виктор Сайков, председатель Совета Хабаровского краевого союза садоводов, предложил поддержать правительством края создания центра развития и поддержки садоводства края. Отметив, что сегодня союз насчитывает более 600 тыс. человек - это 4 тысячи садовых обществ, занимает более 500 тыс. гектаров земли и дает 60% общего краевого урожая.
 
- И просим мы всего 50 млн рублей на его создание, - говорит Виктор Сайков. - Остальная часть могла бы быть внесена за счет садоводческих обществ. Также мы хотим собрать Форум садоводов. Это будет для нас большая польза...
 
На что, Вячеслав Шпорт недвусмысленно отметил: «Мы тоже являемся садоводами...»
 
- В сложный условиях: у нас резко-континентальный климат, - трудно выполнять программу продовольственной безопасности, - сказал он. - А садоводы и дачники незаметно оказывают нам помощь, они просто работают сами и все. Садоводы и себя кормят, и на рынках продают излишки. Садоводов надо поддерживать!
 
Известно, что в крае уже реализуются две целевые программы помощи садоводческим товариществам. Одна - по выделению субсидий на инженерное обустройство территорий с ежегодным бюджетом примерно в 2 млн рублей. Вторая - по реализации мероприятий развития инфраструктуры в рамках госпрограммы «Развитие сельского хозяйства Хабаровского края». Ежегодные краевые средства, выделяемые на поддержку садоводства, составляют 24 млн рублей, а с учетом софинансирования муниципальных образований эта сумма может достигать 55 млн рублей (той самой суммы, которую на свой центр и просят садоводы).
 
Поэтому им решено не только помочь, но и показать пути решения своих проблем. Впрочем, в еще большей поддержке нуждаются инвалиды. И от них тоже были представители на форуме.
 
Так, Елена Зенкина, председатель Хабаровской общественной организации «Всероссийского общества слепых» сказала: Ее радует, что предложения инвалидов вошли в целевую программу «Доступная среда на 2012-2015 гг» (создание социального такси, обеспечения ряда социальных объектов видеофонами для глухих, расширение краевого перечня техническими средствами - компьютерами с речевым обеспечением для слепых, смартфонами с речевыми выходами и GPS-навигацией, съемными пандусами).
 
- Но программа «Доступная среда» должна реализовываться не только краевыми структурами, но и предприятиями различных форм собственности, в том числе и частным бизнесом, - предложила Елена Зенкина.
 
Также, она предложила на базе интерната в поселке Солнечном открыть отделение милосердия и геронтологическое отделение для пожилых людей, которых трудно жить в обычных домашних условиях.
 
Идеи Елены Зенкиной получили одобрение. Кроме того, как было отмечено на форуме представителями профильного министерства, в крае успешно работает программа «Доступная среда» - на ее реализацию заложено 650 млн рублей. И она, одной из своих задач ставит решить проблему - в каждом районе создать безбарьерную среду для инвалидов.
 
- Нужно усилить работу в этом направлении, привлекать заинтересованные организации, - подтвердил пожелания председателя отделения «Всероссийского общества слепых» Вячеслав Шпорт. - Этот вопрос надо решать комплексно, как и трудоустройство людей с органичными физическими возможностями. Надо включить во все приемные комиссии новых сдаточных объектов министра социальной защиты населения края Николая Цилюрика. Это будет своеобразная экспертиза для безбарьерной среды в крае. У нас почти 90 тыс. инвалидов с различными ограничениями по здоровью. И с ними надо считаться...
 
Проезд на «красный»
 
Еще один важный вопрос на форуме поднял Виктор Шпаков, президент Хабаровской краевой ассоциации автотранспортников. По его словам, важен оперативный анализ и планирование вопросов безопасности дорожного движения. «Но какой этот уровень в Хабаровском крае, с учетом передовых информационных технологий?» - спросил он.
 
Вячеслав Шпорт начал с горькой статистики. В прошлом году в ДТП мы потеряли 232 человека. И, конечно, никто не отменял задачи - искать оптимальные варианты решения безопасности движения. Но в этой организации движения еще непочатый край работы.
 
- К примеру, в США, на красный свет, можно поворачивать направо, если нет препятствий и таким образом, не задерживать движение, - приводит пример Шпорт. - А у нас этого делать нельзя! Разреши на «красный» поворачивать направо, повернут и налево. И приведут еще какую-нибудь российскую пословицу: «Каждый имеет право налево...» Может быть надо начинать с детского сада и школы - там учить правила дорожного движения. Я же помню с детства «Обойдя автобус с носа, попадаешь под колеса». Потому что автобус надо обходить сзади, а трамвай спереди. И я это помню до сих пор. А правила «буравчика» - правило «правой руки»... Поэтому нам нужен комплекс мер для решения проблем безопасности дорожного движения.
 
Деловой климат
 
Не только о комплексном решении проблем, но и вовлечении в эту работу как больше людей и общественных организаций говорил Евгений Шулепов, председатель Дальневосточного объединения промышленников и предпринимателей (ДВОПП).
 
- У нас в крае 26 февраля с.г. произошло историческое событие - 14 предпринимательских организаций подписали соглашение корпоративной этики, - начал за здравие Евгений Шулепов. И тут же выдал: «Но это 3% от всего предпринимательства!»
 
- Поэтому общественный договор должен прописать, каким должен быть предприимчивый гражданин, - продолжил он. - «Нам нужен благоприятный деловой климат» - говорим мы, но 97% предпринимателей не принимают участие в этой работе по наведению благоприятного климата. А должно быть, чтобы хотя бы половина делового сообщества принимала участие в общественном договоре и вкладывала инвестиции в желанный климат. Нужно управлять этим процессом.
 
На что Вячеслав Шпорт одобрительно кивнул и процитировал: В этом году на 10% увеличилось налоговая составляющая от предпринимательства, более 50% бизнес-структур повысили в этом году своим наемным работникам зарплату. Из бюджета края также увеличена поддержка предпринимателям в 50 раз.
 
А Сергей Мазунин, председатель Хабаровского регионального отделения малого и среднего предпринимательства «Опора России», член Общественной палаты Хабаровского края добавил к сказанному, что благоприятный деловой климат складывается из нескольких составляющих, и тут какое-то объединение в некие корпорации - не главное.
 
- Кадровая проблема стоит на первом месте у предпринимателей, - сказал он. - Кроме того, чтобы с запада России к нам поехали люди, должны быть государственные гарантии и северные надбавки, которые бы не перекладывались на предпринимателей.
 
По словам Сергея Мазунина, решение кадровых проблем можно исправить путем совершенствования механизмов распределения квот на иностранную рабочую силу.
 
- У нас из 42 тыс. заявок, удовлетворили 24 тыс., в результате малый и средний бизнес страдает от нехватки рабочих рук, - продолжил Мазунин. - При этом, в долю бюджета Хабаровска вклад от предпринимательства поступает 20% средств, столько же процентов от работоспособного населения занято в коммерческих структурах. А растущие потребности в кадровом обеспечении - это одно из условий инвестиционной привлекательности территории. Бюджет недополучает около 1 млрд рублей налоговых поступлений лишь из-за того, что есть места, но нет для них кадров...
 
Вячеслав Шпорт предложил данную проблему рассмотреть на профильном комитете, заметив, что «мы не выбираем и половины квот на иностранную рабочую силу».
 
Хабаровск на положительной волне
 
Заключительном аккордом на форуме стало короткое, но емкое выступление Александра Соколова, мэра Хабаровска. При этом, он заверил Вячеслава Шпорта, что поддерживает его начинание в проведении Съезда сведущих людей и ценит ту помощь, которую край оказывает муниципалитету.
 
- У нас намечено решить 65 задач - это 400 мероприятий, - говорит мэр. - Конечно, все в «народную программу» не запишешь. Поэтому надо определить приоритеты: какие из них получат поддержку, а какие нет. Кроме того, работа по принятию трехлетнего бюджета создала бы благоприятную ситуацию, как в экономике, так и в обществе. Заложила бы стабильные доходы, из которых можно было распределять стабильно расходы.
 
По словам Александра Соколова, работа с обществом пока строится в одностороннем порядке, с одной лишь просьбой: «А что нам даст администрация?»
 
- Нам надо создавать общественное мнение по ключевым проблемам, - предлагает он. - Мы должны шире доносить до населения ту позитивную информацию, которая имеется, которую мы наработали. И в тех СМИ, где есть государственная доля, мы должны пытаться рассказывать о своей положительной работе...
 
Этим и сорвал аплодисменты.
 
Вячеслав Шпорт заверил, что сейчас программы принимаются как раз на три года, и «они, однозначно, будут финансироваться все три года».
 
И все же, главным лейтмотивом форума, что ли неким опасением, звучало - не ошибиться бы с теми задачами, которые будут совместно с обществом определены как первоочередные. Но как правило, чем больше будет мнений, тем точнее должны определиться с целями и задачами. Ведь основа всему - неравнодушное участие в государственных делах.
 
Как заверили организаторы подготовки Съезда сведущих людей: именно на съезде, который пройдет в ближайшее будущее, представители власти и общества должны подписать Общественно-государственный договор, по которому и будут работать.
 
Константин Пронякин.
 
P.S. Точная дата Съезда еще не определена. Но как заверили в пресс-службе губернатора и правительства края, он пройдет точно в этом году.
 
От теории - к практике
 
Инициатива собирать ежегодные Съезды губернаторов Приморской, Амурской и Забайкальской областей и представителей деловых и финансовых кругов Приамурского края принадлежит первому генерал-губернатору, командующему войсками Приамурского военного округа барону Андрею Корфу. Демократ Корф известен и тем, что ввел телесные наказания для политзаключенных и вызвал тем самым волну протеста.
 
Тем не менее, в 1885 году в Хабаровке состоялся первый Съезд сведущих людей (высших чиновников, промышленников, купцов 1-й гильдии) для выяснения нужд края. Через год - второй Съезд. Вопросы, которые обсуждались на съезде, тщательная подготовка докладов, предлагаемых участниками съездов, помогали заселению края и развитию промышленности на огромной территории востока империи.
 
С введением Съездов появилась возможность влиять на законы, регулирующие жизнь провинции, отстоящей от центра на тысячи километров.
 
Корф ввел в практику приглашение на Съезды губернаторов сведущих граждан. Так началась история Съездов сведущих людей. На съездах присутствовали все высшие чиновники края, губернаторы областей, промышленники, купцы, ученые, обсуждались самые различные аспекты развития и становления края. Работали специально созданные профильные комиссии.
 
Известно, что второй Съезд сведущих людей продолжался в течение 23 дней. В его работе приняло участие 73 человека. Вопросы решались на специальных комиссиях. По словам генерал-губернатора Приморской области Иосифа Баранова, атмосфера на съезде была такова, что «всякий мог свободно, без всякого стеснения высказывать свои взгляды и свои мысли».
 
Третий съезд сведущих людей открылся 120 лет назад в начале февраля 1893 году, работал он две недели.
 
Четвертый хабаровский съезд, созванный Приамурским генерал-губернатором - «генералом-ракетой» Деаном Субботичем, состоялся в 1903 году и продолжался более двух недель. На нем были представлены все слои населения: администрация, предприниматели, горожане, банкиры, крестьяне, торговцы, золотопромышленники, рыбопромышленники.
 
В программе съезда вопросы ставились примерно следующим образом:
- Что могло бы способствовать развитию морских промыслов в крае?
- В какой мере осуществима в настоящее время национализация нашей промышленности?
- Возможно ли рассчитывать на обеспеченный сбыт здешней рыбы на сибирские и европейские рынки?
 
На съезде было создано 6 секций, на них заслушивались доклады, выносились постановления, которые рассматривало общее собрание и принимало окончательные решения. Всего было проведено восемь общих собраний.
 
Пятый Съезд сведущих людей уже Дальнего Востока открылся после длительного перерыва - в мае 1994 года, шестой - в 1999 году. Далее, опять перерыв.
 
В 2012 году в рамках реализации Стратегии модернизации управления краем при министерствах были сформированы общественные советы, в которые вошли представители гражданского общества и эксперты. Участники секций обсуждали государственные целевые программы, занимающие в структуре расходов краевого бюджета 95%. Сформированы предложения в проект общественного договора Хабаровского края.
 
В 2013 году решено возродить Съезд сведущих людей. В преддверии его, 15 апреля в Хабаровске открылся Форум общественно-государственного сотрудничества. В нем приняло участие более 500 человек, работало 22 секции.
 
На площадках форума обсудили проект общественного договора Хабаровского края - цели и механизмы взаимодействия власти и общества. Окончательный вариант документа будет принят на VII Съезде сведущих граждан.
 
Теперь у граждан появится уникальная возможность влиять на совершенствование системы управления краем. Именно с этой целью принята Стратегия развития Хабаровского края, рассчитанная до 2018 года, в которой и прописаны механизмы участи общественности.
 
Проект Общественного договора Хабаровского края
 
Настоящий проект Общественного договора разработан Общественно-государственной комиссией по модернизации управления краем на основе общественно-государственного сотрудничества для обсуждения его общественностью Хабаровского края с целью внесения в него изменений и дополнений и последующего принятия.
 
Предполагается, что договор будет в целом (в основном) одобрен (принят) Съездом сведущих людей.
 
Возможные его наименования: «Общественный договор Хабаровского края», «Меморандум об общественно-государственном сотрудничестве в Хабаровском крае», «Конвенция общественно-государственного сотрудничества Хабаровского края».
 
Учредители договора об общественно-государственном сотрудничестве:
- правительство Хабаровского края в лице губернатора края
- Законодательная дума в лице председателя думы
- органы местного самоуправления в лице глав и председателей Советов депутатов муниципальных образований, Центров общественно-государственного сотрудничества в муниципальных образованиях
- Общественная палата Хабаровского края в лице председателя
- представители некоммерческих организаций (НКО) и иных представительств общественности края, избранные Форумом общественно-государственного сотрудничества в Наблюдательный Совет системы общественно-государственного сотрудничества
- представители политических партий и движений
 
Предмет и содержание договора
Предметом договора является формирование в Хабаровском крае системы общественно-государственного сотрудничества и правил взаимодействия власти и общества в управлении краем и муниципальными образованиями.
 
Содержанием договора является определение направлений, форм и правил взаимодействия власти и общества в целях формирования действенных механизмов и институтов участия граждан в управлении краем. Институты участия, создаваемые в исполнение настоящего договора, должны иметь достаточные полномочия для влияния на принимаемые властью решения и организации общественного контроля.
 
Основные направления общественно-государственного сотрудничества:
Участники договора обязуются содействовать развитию институтов общественно-государственного сотрудничества по следующим направлениям:
 
1. Жилищное строительство, благоустройство и ЖКХ, развитие городской и сельской среды.
 
2. Качество и доступность потребления («благ цивилизации»), развитие современных бытовых сервисов, нового технологического уклада жизни.
 
3. Развитие социальной сферы, соцобеспечения и общественной безопасности, формирование в Хабаровском крае уклада (образа) жизни, основанного на принципах и ценностях справедливости, солидарности, служения отечеству и обществу, чести и человеческого достоинства, гражданской и предпринимательской инициативы, признания заслуг, добрососедства и толерантности.
 
4. Поддержка семьи, материнства и детства, народонаселения.
 
5. Социально ориентированная экономика, предпринимательство и занятость, формирование деловой среды, формирование инновационной креативной среды, инновационное развитие.
 
6. Молодежная политика, включая социальные лифты.
 
7. Сфера досуга.
 
8. Культура, образование, укрепление духовных и нравственных основ общества, развитие нравственного самосознания, «хабаровской идентичности» и патриотизма, формирование общественно-государственной системы воспитания.
 
9. Здоровый образ жизни и здравоохранение.
 
10. Экология и природопользование, дачные хозяйства.
 
11. Развитие институтов гражданского общества и гражданского самосознания.
 
Перечень направлений общественно-государственного сотрудничества является открытым и может быть расширен по инициативе любого участника договора и граждан.
 
Основные формы общественно-государственного сотрудничества:
 
1. Общественно-государственная Комиссия по модернизации управления краем на основе общественно-государственного сотрудничества, гражданского участия и развития местного самоуправления
 
2. Наблюдательные и консультативные советы в составе краевых целевых программ
 
3. Краевой общественно-государственный центр стратегического планирования и управления будущим (форсайт-центр) и сеть форайт-центров при вузах, НИИ, в муниципальных образованиях, в составе НКО, в составе краевых целевых программ. Краевая общественно-государственная система стратегического планирования предполагает создание разветвленной сети экспертных сообществ и «панелей населения».
 
4. Совещательные органы при губернаторе, правительстве и Законодательной думе края.
 
5. Комиссии в составе Общественной палаты края.
 
6. Формы общественно-государственного сотрудничества, основанные на современных инфокоммуникационных технологиях: краудсорсинг, смартсорсинг, сеть сорсинговых и экспертных сообществ сети в Интернет.
 
7. Общественные обсуждения правительственных и законодательных инициатив, общественные слушания по общественно значимым вопросам управления краем.
 
8. Регулярные Форумы общественно-государственного сотрудничества для обсуждения и принятия стратегически значимых решений
 
9. Центры общественно-государственного сотрудничества в муниципальных образованиях
 
10. Инициативы граждан и НКО, реализуемые в порядке, принятом очередным Форумом общественно-государственного сотрудничества.
 
11. Общественно-государственные программы, управление которыми осуществляется специально созданными для этого общественно-государственными органами.
 
Состав форм (институтов) общественно-государственного сотрудничества является открытым и может изменяться (дополняться) по инициативе участников.
 
Все названные институты представляют собой единую сетевую систему общественно-государственного сотрудничества, не предполагающую жесткой иерархии институтов. Узловыми в этой системе являются:
 
- Общественно-государственная комиссия по модернизации управления на основе общественно-государственного сотрудничества - «головной» центр системы общественно-государственного сотрудничества, непосредственно ответственный за реализацию настоящего общественного договора;
 
- Краевой общественно-государственный центр стратегического планирования (форсайт-центр);
 
- Общественная палата Хабаровского края;
 
- Центры общественно-государственного сотрудничества в муниципальных образованиях;
 
- Форумы общественно-государственного сотрудничества для обсуждения и принятия стратегически значимых решений;
 
- Общественно-государственные программы, управление которыми осуществляется специально созданными для этого общественно-государственными органами.
 
Обязанности участников общественно-государственного сотрудничества
 
Все участники общественно-государственного сотрудничества обязаны:
 
- руководствоваться установкой на взаимопонимание и формирование общей политической воли жителей Хабаровского края,
 
- руководствоваться принципом толерантности, уважения многообразия мнений, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности,
 
- руководствоваться установкой на конструктивное разрешение разногласий и конфликтов, возникающих во взаимоотношениях гражданских сообществ и власти.
 
Нормативно-правовое обеспечение общественного договора:
 
По каждому из названных выше институтов должны быть приняты Положения и, в случае целесообразности, нормативно-правовые акты, наделяющие институты достаточными полномочиями для влияния на принимаемые властью решения и организацию общественного контроля. Соответствующие Положения и нормативно-правовые акты могут быть приняты только по итогам их общественного обсуждения и достижения в отношении них широкого общественного консенсуса.
 
Участие граждан в системе общественно-государственного сотрудничества
Участие в системе общественно-государственного сотрудничества открыто для всех граждан - жителей Хабаровского края.
 
Участие граждан в общественно-государственном сотрудничестве осуществляется посредством участия в работе институтов общественно-государственного сотрудничества, признанных настоящим договором и приложениями к нему.
 
Порядок (свод правила) участия граждан в системе общественно-государственного сотрудничества разрабатывается Общественно-государственной Комиссией по модернизации управления краем на основе общественно-государственного сотрудничества и принимается на очередном Форуме общественно-государственного сотрудничества после его общественного обсуждения.
 
Участие и обязанности власти в системе общественно-государственного сотрудничества.
 
Органы исполнительной и законодательной власти Хабаровского края, органы местного самоуправления обязаны принимать участие в деятельности органов общественно-государственного сотрудничества и содействовать их формированию и функционированию, в том числе финансированием.
 
Правительство края обязуется принять кодекс государственного служащего Хабаровского края (включая высших должностных лиц), предусматривающий соответствие государственных служащих принципам и требованиям настоящего договора и административную ответственность служащих за несоответствие настоящему договору.
 
Законодательная дума Хабаровского края и органы местного самоуправления обязуются разработать и принять аналогичные кодексы для депутатов Законодательной думы и местного самоуправления, муниципальных служащих.
 
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» правительство края обязуется в кратчайшие сроки внедрить критерии и порядок оценки гражданами руководителей: территориальных органов федеральной власти, региональных органов исполнительной власти, их структурных подразделений; органов местного самоуправления; унитарных предприятий и учреждений, действующих на региональном и муниципальном уровнях, а также акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности. Указанные критерии должны отражать соответствие руководителей принципам и требованиям настоящего договора.
 
Наблюдательный Совет системы общественно-государственного сотрудничества
 
Первый Наблюдательный Совет формируется из состава учредителей договора об общественно-государственном сотрудничестве
 
В дальнейшем Наблюдательный Совет избирается очередным Форумом общественно-государственного сотрудничества. Порядок избрания Наблюдательного Совета определяется Форумом.
 
Наблюдательный Совет осуществляет контроль за исполнением договора об общественно-государственном сотрудничестве.
 
Форумом общественно-государственного сотрудничества Наблюдательному Совету могут быть делегированы отдельные полномочия Форума, связанные с разработкой и принятием дополнений (приложений) к настоящему договору.
 
Внесения изменений (дополнений) в общественный договор:
 
Настоящий общественный договор является открытым для внесения в него изменений и дополнений. Порядок внесения изменений в общественный договор разрабатывается Общественно-государственной комиссией по модернизации управления краем на основе общественно-государственного сотрудничества и принимается на очередном Форуме общественно-государственного сотрудничества после его общественного обсуждения.
 
Форумы общественно-государственного сотрудничества проводятся не реже одного раза в год, не позднее марта очередного года, или по требованию участников настоящего договора, поддержанному 25% членов Наблюдательного совета системы общественно-государственного сотрудничества.
 
Отдельные полномочия Форума по внесению изменений (дополнений) в общественный договор могут быть делегированы Форумом Наблюдательному Совету.