|
«Тысячи голосов пытались и пытаются разъяснить россиянам значение поста, дать правила его соблюдения, рассказать историю формирования и тому подобное. Ежегодно, вот уже лет пятнадцать, сказанное повторяется, словно под копирку, количество информации о посте растет и растет, только вот никакого влияния на общественную жизнь это не производит. Для меня понятно, что дело тут совсем не в народе, утонувшем в телеэфире и не желающем воспринять «свет истины», а в том положении, что православие заняло в общественной жизни» - излагает в интернет-статье Юрий Белановский - заместителя руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при московском Даниловом монастыре, невольно соглашаешься с ним.
И, тем не менее, в этом многоголосии хочется изложить своё видение о постах в прочитанном не в качестве какого-то нравоучения, а в осознанных размышлениях над теми события и фактами, которые имеют место быть вокруг постов и всего того, что с ними связанно.
«Нет церковному посту!!!» - заявляют в своих интернет-посланиях на форумах одни из одиозных граждан, противников всего, что связано с православной религией.
Другие, несущие познавательную информацию, в том же интернете говорят:
- что православные посты были придуманы византийскими священниками (а затем поддержаны русскими) для того, чтобы народ добровольно отказывал себе в еде, вместо того, чтобы требовать ее от власть имущих, как граждане Рима в свое время требовали от принцепсов и никто из них не мог народу в этом отказать;
- что, ни у католиков, ни у протестантов нет таких жестких требований в плане пище к посту, у них большее внимание уделено молитве, покаянию и т.п. Т.е. гораздо более естественное отношение к человеческим потребностям;
- что по существу, православные посты - это служение не Богу, а царю. Поэтому следовать им - не уважать себя и добровольно объявлять себя рабами правящей элиты
- что необходимо сказать дружное «нет» - церковным постам! Не давать себя оболванивать.
Некоторые, проявляя любопытный интерес, задают вопросы:
Скажите, пожалуйста, откуда пошла традиция соблюдения постов. Всем известен библейский факт, что Иисус в пустыне соблюдал длительный пост перед своим распятием. А откуда и кем придуманы посты перед основными церковными праздниками? Например, кто придумал, как и что человек должен употреблять в пищу? Взять хотя бы тот же пред пасхальный пост. Где можно прочесть: в какие дни и что нужно употреблять в пищу? Кто разработал «постное меню»?
Почему в иные дни можно есть рыбу, а в другие - даже масла растительного нельзя употреблять. Известно, что «пост» не сводится только к особенной диете, то какие еще требования (правила) должен соблюдать «постящийся христианин»?
В какие дни начинается пост и когда заканчивается?
При ответе на эти и другие вопросы, рассказ о постах непременно необходимо начать с пасхи, неотъемлемой части великого поста.
Пасха - древнеславянский языческий праздник, включённый православной церковью в число своих праздников. Пасха длиться не один день, как полагают большая часть наших граждан, включая и некоторых истинных верующих. Пасха – это целая календарная неделя, завершающая великий пост. В разные годы Пасха может начинаться с 4 апреля по 8 мая.
В целом же, посты занимают значительное место в христианском культе. В православном церковном календаре около 200 дней занято постами. Каждый верующий должен постится по средам и пятницам в течение всего года, в крещенский сочельник, в день усекновения главы Иоанна Крестителя (В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка. По приказу Ирода Антипа в угоду незаконной его жены Ирадиады, отсекли голову Иоанну Крестителю (Мф. 14, 1-12) и Марк (Мк. 6, 14-29).)
Помимо этого существуют четыре многодневных поста – великий, петров, успенский и рождественский.
Великий пост начинается с понедельника, после сыропустной недели (масленицы) и продолжается около семи недель, вплоть до празднования пасхи. Кстати масленица также древнеславянский языческий многодневный праздник проводов зимы, включённый православной церковью в число своих праздников - масляная неделя перед великим постом, в разные годы может выпадать на февраль либо на март.
Великий пост разделяется на две части: святую четыредесятницу и страстную седьмицу. Первая из них якобы установлена в память тех важнейших «событий», о которых идёт речь в ветхозаветных и новозаветных книгах. Это и 40-летие блуждание израильского народа по пустыне, и 40-дневный пост Моиисея перед получением заповедей от бога на горе Синае, и 40-дневный пост Иисуса Христа в пустыне.. Вторая часть великого поста, которая непосредственно предшествует пасхе, установлена церковью в память о страданиях Христа, именуемых верующими «страстями господними».
Петров пост начинается в первый понедельник после духова дня и оканчивается 29 июня, в день праздника святых Петра и Павла. Успенский пост выпадает на период с 1 по 15 августа. Рождественский пост длиться 40 дней - с 15 ноября по 25 декабря по старому стилю.
Как и многие другие христианские обычаи, посты пришли из седой древности как христианские, навязывает нам церковь. Однако, они возникли, прежде всего, в силу тех условий, в которых протекала жизнь наших далёких предков. Первобытные люди, жизнь которых во многом зависела от воли случая, нередко влачили полуголодное существование. Естественно, что в первую очередь, следовало обеспечить пищей тех, кто добывал продукты питания, охотников, уходивших на поиски диких животных. А оставшиеся дома женщины и дети должны были довольствоваться остатками пищи. В те суровые годы и возник обычай откладывать лучший кусок для тех, кто добывал пищу.
Впоследствии ограничения в пище принимали форму узаконенных запретов. Эти ограничения находили место во время инициаций - принятия подростков в полноправные члены племени. Вместе с жестокими физическими испытаниями, которыми подвергались юноши, посвящаемые обязаны были выдерживать многодневный пост. Пищевые запреты в древних культурах постепенно теряли первоначальное значение, получая религиозную окраску.
Заимствовав посты из древних культов, христианство придало им новое содержание. Они, по словам служителей церкви, являются испытанием верующих в стойкости против искушений, в терпимости и смирении, угодных богу.
Однако, здесь уместно вспомнить дословно знаменитые рассуждения Михайло Ломоносова в своём послании государственному деятелю России при правлении Императрицы Елизаветы Петровны Ивану Ивановичу Шувалову «О сохранении и размножении российского народа» от 1 ноября 1761 года, связанные с постами.
Он пишет: «…невоздержание и неосторожность с уставленными обыкновениями, особливо у нас в России вкоренившимися и имеющими вид некоторой святости. Паче других времён пожирают у нас масленица и св. неделя великое множество народа одним только переменным употреблением питья и пищи. Легко рассуждать можно, что готовясь к воздержанию великого поста, по всей России много людей так загавливаются, что и говеть время не остаётся. Мёртвые по кабакам, по улицам и по дорогам и частые похороны доказывают то ясно. Розговенье тому же подобно. Да и дивиться не для чего. Кроме невоздержания в заговенные дни питиём и пищею, стараются многие на весь великий пост удовольствоваться плотским смешением законно и беззаконно и так себя до чистого понедельника изнуряют, что здоровья своего никоею починить не могут, употребляя грубые постные пищи, которые и здоровому желудку тягостны. Сверх того вскоре следует начало весны, когда все скверности, накопленные от человека и от других животных, бывшие во всю зиму заключёнными от морозов, вдруг освобождаются и наполняют воздух, мешаются с водой и нам с мокротами и цинготными рыбами в желудок в лёгкое, в кровь, в нервы и во всё строение жизненных членов человеческого тела вливаются, рождают болезни в здоровых, умножают оные в больных и смерть ускоряет тех, кои бы ещё могли жить долее. После этого приближается светлое Христово воскресение, всеобщая христианская: тогда хотя почти беспрестанно читают и многократно повторяются страсти господни, однако мысли наши уже на св. неделе. Иной представляет себе приятные и скромные пищи, иной думает, поспеет ли ему к празднику платье, иной представляет, как будет веселиться с родственниками и друзьями, иной ожидает, прибудут ли запасы из деревни, иной готовит живописные яйца и несомненно чает случая поцеловаться с красавицами или помилее свидаться.
Наконец заутреню в полночь начали и обедню до свету отпели. Христос воскрес! Только в ушах и на языке, а в сердце, какое ему место, где житейскими желаниями и самые малейшие скважины все наполнены. Как с привязу спущенные собаки, как накопленная вода с отворённой плотины, как из облака прорвавшие вихри, рвут, ломят, валят, опровергают, терзают. Там разбросаны разных мяс раздробленные части, разбитая посуда, текут пролитые напитки, там лежат без памяти отягчённые обьяданием и пьянством, там валяются обнажённые и блудом утомлённые недавние строгие постники. О истинное христианское пощение и праздненство! Не на таких ли бог негодует у пророка: «Праздников ваших ненавидит душа моя и кадило ваше мерзость есть передо мною!» Между тем бедный желудок, привыкнув чрез долгое время к пищам малопитательным, вдруг принуждён принимать тучные и сильные брашна в сжавшиеся и ослабевшие проходы и, не имея требуемого довольства жизненных соков, несварённые ядения по жилам посылает, они спираются, пересекается течение крови, и душа в отварённые тогда райские двери из тесноты тела прямо улетает. Для уверения о сём можно справиться по церковным запискам: около которого времени в целом году у попов больше мёду на кутью исходит? Неоспоримое есть дело, что неравное течение жизни и крутопеременное питание тела не токмо вредно человеку, но и смертоносно, так что вышеписанных строгих постников, причём усердных и ревностных праздниколюбцев, самоубийцами почесть можно. Правда, что ежели кто на масленице приуготовляется к посту житиём умеренным, в пост не изнуряет себя излишно и говеет больше духом, нежели брюхом, св. недели радуется о препровождении великого поста в истинных добродетелях, в труде обществу полезных и богу любезных, а не о том, что дожил до разрешения на вся, тот конечно меньше почувствует припадков от нездорового времени, а особливо когда трудами кровь приводит в движение и, словом, содержит себя хоть то постными, то скоромными пищами, однако равно умеренными, без всяких скачков и пригорков».
Вот и сбылись рассуждения - пожелания великого Ломоносова Михаила после прошедших долгих двух с половиной веков, правды ради, не для всех, и сейчас бездарно губящих своё здоровье, а главное, здоровье своих детей.
В настоящее время, модернизируя своё вероучение, церковь, говоря о постах, акцентирует внимание не на воздержание от пищи, а на «духовном воздержании». В конце концов, для неё в первую очередь представляет интерес: именно тот психологический настрой верующих, который связан с идеей воздержания. В дни постов увеличиваются проповеди о слабости и ничтожестве человека, о необходимости упования во всех своих делах на бога. Подавления человеком естественных стремлений и желаний, «добровольные испытания» рассматриваются как доказательство пренебрежения к «мирским интереса» во имя интересов духовных. Посты оказываются, таким образом, весьма эффективным средством религиозного влияния на людей.
Вышесказанное можно подтвердить повествованием того же Юрия Белановского о великом посте, размещённого в интернете некоторое время назад.
Он пишет: «Всем памятны слова, что практика - критерий истины. Я уверен, что многие интересующиеся православием люди задумывались о том, что Великий пост дает человеку реально? Каковы плоды? Эта тема со всей остротой впервые обозначилась на крупнейшем православном интернет-сайте некоторое время назад в Рождественский пост. До этого времени о посте в СМИ столь откровенно не говорили; как правило, свидетельствовали «как надо по традиции», умалчивая, как должно быть истинно по- христиански и не упоминая, «как есть на самом деле». На сайте опубликовали заметку священника, который, насколько я понял, честно признался, что не видит смысла в посте, не видит тех плодов от поста, что ожидал долгие годы, но при этом не дерзает нарушать церковную дисциплину и продолжает поститься. Замечу, что подобные свидетельства от православных мирян и дискуссии о смысле постов давно уже наполнили православную блогосферу. Вопреки ожиданиям, наиболее «либерально» к постам относятся православные христиане с большим, более десяти лет, опытом церковной жизни. Понятно, что это свидетельства достаточно разрозненные, по ним трудно делать обобщения, но нельзя и просто так отмахнуться от них.
Это очень важно. Оказывается, далеко не вся церковная дисциплина, предложенная в «церковных книгах», однозначно работает. Оказывается, сравнительно долгая искренняя христианская жизнь может и должна вносить коррективы в отношении воплощения некоторых дисциплинарных предписаний. Я думаю, что эпоха изложения «православных истин» вообще, вне контекста опыта христиан, вне контекста тех результатов, что можно наблюдать, заканчивается. Начинает пробиваться правдивое осмысление жизни, осмысление того наследия, что христиане имеют от своих предков.
Сказанное еще раз убеждает меня в том, что нет никакой необходимости подробно информировать и тем более призывать наших не церковных соотечественников к соблюдению поста, тем более, если даже среди христиан есть разный опыт его переживания и осмысления. Думаю, что гораздо важнее свидетельствовать о том к чему призывал Христос, о том ради чего Он умер и воскрес. А пост уже придет своим чередом как одно из средств духовной жизни, и в той форме, какую человек сможет вместить».
Составил, прочитал, а осмыслив прочитанное, принял к сердцу
Борис Сухинин,
Южно-Сахалинск
специально для «Дебри-ДВ»