Не зная, не гадая тысячи льготников: ветераны труда, инвалиды, участники войны после решения судьи Хабаровского краевого суда Ирины Мороз в одночасье стали «зайцами», т.е. пассажирами, совершающими безбилетный проезд.

 

19 марта 2013 года Хабаровский краевой суд отказ удовлетворить иск пенсионера Александра Сорокина, который попытался отменить действие единого социального проездного билета на территории Хабаровского края и в частности в Комсомольске-на-Амуре и перейти на полный денежный расчет.

 

Лицемерие власти состоит в том, что деньги, выделяемые на социальную поддержку ветеранов, идут на дотации муниципальному городскому транспорту. Дотировать муниципальные предприятия напрямую запрещает закон о защите конкуренции. Чтобы его обойти была выдумана хитрая схема. Создается краевая целевая программа по социальной поддержке граждан пожилого возраста, инвалидов. Под эту программу в краевом бюджете определяются средства на компенсацию расходов на оплату проезда. Так, стоимость проезда по единому социальному проездному билету в месяц в Хабаровске и  Комсомольск-на-Амуре с 01 января 2012 года в полном объеме передается муниципальным транспортным предприятиям.

 

По здравому смыслу и по справедливости должно быть так: если на социальную защиту ветерана проживающего в Комсомольске или Хабаровске выделено 540 рублей, то в случае отказа от единого проездного билета льготник должен получить эти же 540 рублей, а не номинальную стоимость в 100 рублей, указанную на билете.

 

В таком случае ветераны действительно заметили бы заботу о себе, а сейчас престарелые граждане, инвалиды и другие уважаемые властью люди, вынуждены по полчаса и более ждать на морозе нужный им муниципальный автобус, в то время как мимо них в том же направлении проходят десятки частных автобусов. Получая в свое распоряжение 540 рублей компенсации за проезд, льготник был бы избавлен от мук ожидания муниципального автобуса, и уехал бы первым подошедшим.

 

Но такое положение не устраивает краевые власти. Ведь при отказе от проездного билета, льготнику не хотят выплачивать его полную стоимость, чем насильно привязывают к муниципальным предприятиям.

 

Требование пенсионера Александра Сорокина состояло в том, что выпускать проездные билеты должны перевозчики, т.е. транспортные предприятия, а не органы государственной власти. И покупать их надо в автобусе. Это будет соответствовать нормам гражданского законодательства, Устава автомобильного транспорта и Правилами перевозок пассажиров.

 

К примеру, из проездного билета пассажир должен узнать, кто оказывает ему такую услугу как перевозка пассажира. И это не праздное любопытство. Ведь проездной билет служит документом, подтверждающим заключение договора перевозки. Без него невозможно предъявить претензию перевозчику.

 

С января этого года все перевозчики обязаны застраховать своих пассажиров и при дорожном инциденте пассажир может получить страховку до двух миллионов рублей. Таким правом могут воспользоваться все пассажиры за исключением, так называемых льготников, поскольку у них не было и нет билета с наименованием перевозчика. Не к кому предъявить претензию, к министерству социальной защиты такие претензии не предъявляются.

 

Лукавство правосудия состоит в том, чтобы не заметить очевидные вещи. Судья Ирина Мороз в решении указывает «единый социальный проездной билет удостоверяет не заключение договора перевозки (субъектами которого в соответствии со ст. 786 Гражданского кодекса РФ являются перевозчик и пассажир), а является формой реализации меры социальной поддержки льготной категории граждан».

 

Получается, для того чтобы угодить губернатору Хабаровского края, краевому судье даже не зазорно всех льготников превратить в правонарушителей, ведь безбилетный проезд в транспорте является административным правонарушением и тысячи уважаемых стариков с нелегкой руки краевого судьи становятся «зайцами».

 

Чтобы доказать абсурдность такого вывода Александр Сорокин подал исковое заявление к муниципальному транспортному предприятию о возложении обязанности выдавать к единому социальному проездному билеты билет, выпущенный транспортной организацией.

 

Олег Паньков,

правозащитник

 

P.S. На решение Хабаровского краевого суда пода апелляция в Верховный Суд РФ.

.