Фото: Bobby Yip / Reuters |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
Острый конфликт между властями южной китайской провинции Гуандун и еженедельным изданием «Наньфан Чжоумо» вспыхнул на прошлой неделе. В новогоднем номере газеты должна была быть опубликована редакционная статья, призывающая к политическим реформам в стране. Однако переписанная главой отдела пропаганды администрации провинции То Чжэня статья превратилась в оду Коммунистической партии Китая. Причем после такой правки статья не была предоставлена редакторам для просмотра, а сразу пошла в печать в нарушение неписаных правил цензуры.
Сначала свое негодование высказали журналисты «Наньфан Чжоумо», затем их поддержала китайская общественность. У редакции, которая с понедельника объявила забастовку, требуя отмены столь грубой цензуры и увольнения То Чжэня, начали собираться многолюдные митинги в поддержку журналистов и в защиту свободы слова. Сочувствующие приносили цветы к стенам редакции в знак уважения, держали плакаты, вступали в столкновения с полицией. Слова поддержки появились и в социальных сетях, причем свое сочувствие высказали и многие известные в Китае люди.
Стало известно, что это не единичный случай вмешательства провинциальных властей в работу газета: за один только 2012 год отдел пропаганды подверг жесткой цензуре 1034 статьи в «Наньфан Чжоумо». Особенно ужесточилась цензура с мая прошлого года после прихода на пост главы отдела пропаганды То Чжэня. Скандал усугубился в среду: журналисты пекинской «Синьцзин Бао», соучредителем которой, как и у «Наньфан Чжоумо», является госкорпорация Nanfang Media Group, сообщили, что их газету вынудили напечатать редакционную статью с критикой в адрес бастующей редакции. Главный редактор «Синьцзин Бао» в ответ на это пригрозил уйти в отставку. Один из журналистов издания в своем блоге так описал происходящее в редакции: «Кто-то молча грустит, кто-то плачет, кто-то громко заявляет, что уйдет из газеты. Мы не хотим становиться на колени, но наши колени подламываются. Мы, скрипя зубами, опускаемся на колени, но только на этот раз».
К вечеру среды начатые в понедельник переговоры властей с редакционным руководством «Наньфан Чжоумо» дали результаты. Стороны пришли к соглашению, детали которого не раскрываются. Однако известно, что журналисты «Наньфан Чжоумо» согласились выйти на работу с сегодняшнего дня и выпустить очередной номер. Власти пообещали не наказывать редакцию за трехдневную забастовку и обязались ограничить прямую цензуру публикаций издания, хотя другие меры давления на журналистов, такие, как директивы или угроза увольнения, скорее всего, сохранятся.
Сегодня вышел очередной номер «Наньфан Чжоумо», хотя газета появилась не во всех городах и торговых точках, где ее продавали прежде. И стало очевидно, что редакции тоже пришлось пойти на уступки. В этом номере планировалось опубликовать данные о тех 1034 статьях, которые подверглись цензуре в прошлом году, а также статью с высокой оценкой заслуг газеты в борьбе за реформы и свободу слова. Однако этот материал так и не появился.
Алена Миклашевская,
«Коммерсантъ-Online», 10.01.2013
------------
Southern Weekley, 南方周末 |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
Sina Weibo: Вспоминая Горбачева и Солженицына
Китайские микроблогеры рассуждают о свободе слова, будущем Китая и «внешних силах»
В конце прошлой недели в Китае разгорелся скандал вокруг известной газеты «Наньфан чжоумо» (Southern Weekly). Редакционный комментарий о необходимости конституционных реформ в Китае и некоторые другие ключевые материалы номера были удалены цензурой, вместо них читателям была предложена статья с громким названием «Сейчас мы как никогда близки к своей мечте», повествующая о достижениях современного Китая под руководством компартии.
Газета «Наньфан чжоумо» традиционно славится в Китае своими журналистскими расследованиями и либеральным подходом к подаче материалов, за что она не раз подвергалась критике со стороны официальных органов, однако до сих пор редакции удавалось решить разногласия с представителями отдела пропаганды не доводя дело до открытой конфронтации. Китайские СМИ работают в режиме самоцензуры, поэтому принимая решение пересечь границу дозволенного, журналист или редактор заранее знает, какие негативные последствия для его карьеры может иметь такой поступок. В случае с новогодней публикацией издание подверглось цензуре еще до выхода материала в печать, что и вызвало возмущение журналистов.
Когда же редакция газеты решила рассказать о случившемся в своем официальном микроблоге, оказалось, что тот уже контролируется органами цензуры. В ответ журналисты газеты опубликовали открытое письмо в личных микроблогах, в котором выразили протест в связи с произошедшим. В понедельник и вторник перед зданием «Наньфан чжоумо» в Гуанчжоу прошли митинги в поддержку редакции, в которых приняло участие около ста человек. Все это время сотрудники газеты вели переговоры с представителями властей, главным требованием редакции была отмена предварительной цензуры, а также снятие с должности начальника отдела пропаганды провинции Гуандун То Чжэня, который по словам представителей «Наньфан чжоумо» заменил материал в газете.
Первое время китайские центральные СМИ воздерживались от комментариев. 7 января газета «Хуаньцю шибао» в редакционной статье заявила о том, что реформа СМИ должна осуществляться «по мере изменения всего Китая» и что СМИ «никогда не станут особой политической зоной Китая». Кроме того, газета «Хуаньцю шибао» обвинила в разжигании конфликта некие «внешние силы», что вызвало особое возмущение и насмешки китайских микроблогеров. Ряд китайских СМИ, включая газеты Beijing News, Oriental Morning Post, Guangzhou Daily и Southern Metropolis Daily, нарушили указание партийных органов и отказались перепечатать редакционную статью «Хуаньцю шибао», что также вызвало ряд конфликтов внутри изданий.
Разногласия «Наньфань чжоумо» с отделом пропаганды провинции Гуандун были улажены в среду, новый номер газеты выйдет на этой неделе по расписанию. По данным газеты South China Morning Post, конфликт был разрешен при личном участии нового руководителя провинции Гуандун Ху Чуньхуа, которого многие считают восходящей звездой китайской политики.
Разразившийся конфликт вызвал широкие дискуссии о свободе слова в Китае, многие деятели науки и искусства выступили в личных микроблогах в поддержку газеты «Наньфан чжоумо». Самый популярный блогер в Китае (и даже во всем мире), актриса Яо Чэнь, на микроблог которой подписан 31 миллион человек, отреагировала на ситуацию цитатой из Александра Солженицына, написав, что «одно слово правды весь мир перетянет». Главный редактор китайского сайта Wall Street Journal Юань Ли опубликовала следующее сообщение: «Мистер Горбачев, разрушьте эту стену!». А известный китайский блогер Хань Хань отметил, что «даже если ты хочешь говорить о правилах, никто никогда не расскажет, в чем они точно состоят, поэтому каждый в большей или меньшей степени нарушает эти «предписания». По мнению блогера, главная беда заключается в том, что невидимый цензор в Китае «закрывает твой рот и говорит всем, что ты счастлив». Как следовало ожидать, этот пост Хань Ханя был удален.
«ИноСМИ», Россия, 09.01.13