Майор Матвеев вышел на связь из тюрьмы.
Майор Матвеев вышел на связь из тюрьмы.

В минувшую пятницу жительница Хабаровского края Лидия Левина, добравшись на перекладных до Нижнего Тагила, добилась свидания с заключенным Игорем Матвеев. Теперь уже бывший майор внутренних войск МВД Матвеева приговорен судом к 3,5 годам лишению свободы после своего скандального видеообращения к президенту России, в котором рассказал, что солдат кормят собачьими консервами.

 

Расплата за правду

 

Наша газета уже не раз подробно рассказывала об Игоре Матвееве и о том «мусоре», что он неоднократно выносил из армейской избы на суд общественности. Первый раз Игорь Владимирович оказался за решеткой десять лет назад, попав в следственный изолятор Хабаровска. Этому заключению тоже предшествовал вынос армейского сора. А в прошлом году Матвеев был помещен в СИЗО Владивостока, став единственным дальневосточником, которого внесли в так называемый список политзаключенных России (составлен международной ассоциацией «Сидящая Россия»).

 

Напомним, майор Матвеев обрел почти мировую известность прошлой весной, когда разместил в интернете скандальный видеоролик. В нем он рассказал и про собачьи консервы, замаскированные под тушенку для солдат, и про гастарбайтеров-нелегалов, работающих и живущих на территории воинской части, и про другие злоупотребления восточного командования внутренних войск МВД. Многое из того, о чем поведал всему миру майор, - подтвердилось. Однако ему, похоже, не простили громкий вынос сора из армейской избы. Вскоре против Матвеева возбудили уголовное дело. Суд, признав Матвеева виновным в избиении двух военнослужащих, приговорил в его к трем с половиной годам колонии, и лишил воинского звания. Затем против Матвеева возбудили еще одно уголовное дело.

 

Следствие по второму делу еще не закончилось. Однако в середине июля нынешнего года правдоискателя Матвеева неожиданно для его защитников отправили под конвоем в Нижний Тагил. Сейчас он там находится в колонии №13, отбывая наказание по первому делу.

 

Изоляция Матвеева

 

После того, когда СМИ сообщили про этапирование Игоря Матвеева из Владивостока в Нижний Тагил, о правдорубе долгое время ничего не было слышно. И только неделю назад он первый раз вышел на связь с общественностью.

 

Как сообщила газета «Московский комсомолец», пообщаться с выпавшим из поля зрения после обвинительного приговора Матвеевым удалось благодаря правозащитникам, которые имеют право на 15 минут общения с их подзащитным. Видеосвязь была организована на Центральном телеграфе в Москве. Разговаривала с Матвеев Лидия Левина, накануне прибывшая туда из Хабаровска. Лидия Николаевна пригласила на эту видео-встречу корреспондентов. Вот что об этом рассказала газета «МК»:

 

«Правозащитница Лидия Левина подняла трубку, и на экране появился экс-майор Матвеев. …С экрана смотрел осунувшийся человек в робе темно-серого цвета и в такого же цвета кепке. Как выяснилось, в Хабаровске Матвеев сидел в обычной повседневной одежде — допускались даже джинсы.

 

- Только не спрашивайте об условиях содержания. Все равно правды не скажет — плохо говорить нельзя, — предупредила правозащитница еще до конференц-связи.

 

- Игорь Владимирович, после того, как ваша фамилия промелькнула в президентских списках на помилование, в вашем деле произошли позитивные изменения? — задал «МК» свой первый вопрос.

 

- Не то что позитивные... После появления моей фамилии в президентских списках, сверху была дана команда провести объективное расследование. Главная военная прокуратура направила аналогичный запрос в военную прокуратуру по Тихоокеанскому флоту. Но объективное расследование не было завершено, так как военная прокуратура во взаимодействии с 304-м военно-следственным управлением приняли меры для закрепления выводов суда и возбудили уголовное дело в отношении моих свидетелей. Четыре свидетеля защиты, которые дали изобличающие показания, — это майор ФСБ Олег Карасев, прапорщик Виктор Середенко (которого принуждали к даче ложных показаний), а также Андрей Иванов и Иван Сорокин. В отношении их всех были заведены уголовные дела за дачу ложных показа...

 

На этом связь с майором Матвеевым прервалась. Как потом объяснили Левиной, в колонии неожиданно пропало электричество... Такие «чудеса» там происходили и ранее. Когда 14 сентября с Матвеевым по телефону связался координатор общественной инициативы «Гражданин и армия» Сергей Кривенко, связь прекратилась уже через четыре минуты».

 

Красная зона

 

Тогда Лидия Левина сама отправилась в Нижний Тагил. И в минувшую пятницу, 5 октября состоялась первая встреча «в живую» с заключенным Матвеев. До этого его никто не навещал.

 

- С Игорем Владимировичем мы говорили, сидя друг против друга, но опять-таки по телефону, нас разделяла стеклянная перегородка, - рассказала нам Лидия Левина, когда мы ей позвонили из Хабаровска в Нижний Тагил. – Поэтому я не могла передать ему то, в чём он крайне нуждался, – конверты с марками и бумагу формата А 4. Надеюсь это сделать при встрече уже в комнате для свиданий, которая должна состояться на следующей неделе.

 

Левина более двух часов разговаривала через стеклянную преграду со своим подзащитным. Однако так ничего и не узнала от экс-майора об условиях в колонии. Он едва успел надиктовать ей три своих заявления по поводу приговора суда и второго уголовного дела. На такие заявления осужденный Матвеев имеет законное право по ст. 125 УПК РФ. Однако реализовать это право не может. Почему? Причина, казалось бы, простая. Администрация ИК №13 принимает подобные жалобы и заявления только в конвертах с марками. А оные, как сообщила нам Левина, почему-то отсутствуют в местном тюремном магазине. Да и денег у Матвеева нет.

 

По словам Левиной, Матвеев уже четырежды пытался подать свои заявления в адрес правосудия через администрацию колонии. Но всякий раз ему отказывали в приеме этих «челобитных», именно из-за того, что они, мол, не в конвертах с марками. Это при том, что в этой колонии, как отметила Левина, осужденным выдают все предметы первой необходимости, включая зубные щетки. Выходит, у заключенных нет никакой нужды в конвертах, в которых можно было бы направить жалобу в суд или прокуратуру?!

 

Эта канцелярская проблема нам кажется не только странной, но и недопустимой. Ибо из-за такой, на первый взгляд мелочи, Матвеев, по большому счету, лишен доступа к правосудию.

 

Нижнетагильская колония №13 едва ли не самая знаменитая в стране. Была построена еще в 1959 году для содержания осужденных военных офицеров, силовиков, представителей правоохраннительных органов, судей и адвокатов. Долгое время она была единственная в своем роде. Сейчас подобных колоний в РФ мы насчитали аж шесть.

 

Однако Нижнетагильская ИК №13(в народе ее окрестили «Красная утка») по-прежнему считается элитной. Говорят, там есть корпуса с отдельными комнатами, спортзал с тренажерами, бассейн и даже своя часовня. Достопримечательности этого места несвободы хорошо изучил в свое время зять Брежнева, бывший заместитель главы МВД СССР генерал-полковник Юрий Чурбанов. Известно, что сидел он тихо, трудился в механосборочном цехе (во славу и ныне знаменитого Уралвагонзавода). Даже написал потом книгу «Заключенный №1».

 

Парился на здешних нарах когда-то и скандально известный адвокат Дмитрий Якубовский - «генерал Дима». Тот за три года отсидки как-то успел и умудрился принять иудаизм, жениться на своем адвокате, написать научную диссертацию о правах заключенных и книгу о местном самоуправлении в России.

 

Сейчас в «Красной утке», насколько нам известно, нет бывших генералов. К слову, Игорь Матвеев не задолго до этапирования в Нижний Тагил стал добиваться возбуждения уголовного дела в отношении одного из генералов внутренних войск. Может, поэтому из тюремного магазина вдруг пропали большие конверты с марка? Как бы то ни было, но тем самым экс-майора фактически лишился своего права на переписку с судами во Владивостоке, с которыми он воюет.

 

Ирина Харитонова,

«Хабаровский Экспресс».

 

P.S.

В одном из ближайших номеров нашей газеты мы планируем подробнее рассказать об этой поездке Лидии Левиной в Нижний Тагил, а также о том, как она – бывший библиотекарь - стала защитником Игоря Матвеева.

 

P.P.S.

В редакцию пришло письмо хабаровчанки, которая попросила нас выяснить, как она может перечислить небольшую сумму денег для Игоря Матвеева. Как сообщила нам Лидия Левина, перевести деньги можно через Сбербанк, на карту «Viza» № 4276700010424673

.