План Хабаровки (красный квадрат - площадь), 1880 г. |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
Этот дом на перекрестке улиц Карла Маркса и Пушкина вырос в послевоенные годы. На первом этаже разместились книжный магазин и парикмахерская. Более полувека соседствовали они, «Книжный мир» и «Ерофей». Однако с недавних пор там, где стригли и брили мужчин, продаются золотые цепочки, серьги, кольца.
В центре города, от набережной до площади Ленина, число предприятий, торгующих драгоценностями, умножилось. А мужская парикмахерская осталась одна, на углу Муравьева-Амурского и Калинина. Но и ей пришлось потесниться, поскольку часть ее площади отошла магазину «Алмаз». Невольно возникает вопрос: неужели мужчины стали отказывать себе в стрижке, чтобы скопить денег на покупку колечка возлюбленной?
Разумеется, это не так. Но два десятка лет назад была отправлена на свалку истории плановая система, когда по численности населения на жилмассиве определялось, сколько в нем должно быть булочных и винно-водочных, общепита и бытовки. Теперь же правит бал его величество рынок, и 3-я улица Строителей, получившая известность благодаря Эльдару Рязанову и его «Иронии судьбы…», представляется верхом совершенства. Тогда в новых микрорайонах вслед за типовыми многоэтажками возводились детсады, школы, поликлиники. А где они в Рабочем городке, «Строителе», других появившихся недавно жилмассивах Хабаровска?.. В общем, хваленый рынок не снимает противоречий между потребностями в образовательных, медицинских, других насущных услугах и их реальным наличием.
…И другие официальные лица
Сколько достойных представителей сильного пола обслуживал «Ерофей», в котором работу начинали с половины восьмого утра? Женщины-мастера помнят Александра Панченко и Павла Филиппова, возглавлявших хабаровскую мэрию, Сергея Лопатина и Юрия Оноприенко, заместителей председателя краевого правительства. Там же, в «Ерофее», где избегали крайностей в моде, предпочитали стричься генеральный директор «Дальлеспрома» Евгений Елизов, ректор академии экономики и права Владимир Лихобабин, другие начальствующие мужи. Плюс мальчики, которые отправлялись в первый класс, юноши, поступающие в институт, а также командированные и брачующиеся… Привести в порядок шевелюру в «Ерофее», через дорогу от главной площади города и края, считалось престижным, потому и были очереди, однако недовольных, как правило, не было. Что помешало обществу с ограниченной ответственностью «Ерофей», которое объединило трудовой коллектив, сохранить за собой без малого двести квадратных метров на Карла Маркса, 37 - те самые «квадраты», где много лет размещалась парикмахерская?
Сами мастера после судебных и прочих разбирательств не склонны вдаваться в подробности противостояния между ООО «Ерофей» и ОАО «Центр инновационных технологий», которому администрация города передала полномочия по аренде и продаже недвижимости. Но если властные структуры столицы края не устают заявлять о поддержке малого и среднего бизнеса, тогда почему этой самой поддержки был лишен, пожалуй, самый известный в городе салон мужских стрижек?
Ответа на этот вопрос в ОАО «Центр инновационных технологий» получить не удалось. Но поступило разъяснение бюрократического свойства: было предложено сформулировать тему письменно, после чего предстояло дожидаться аналогичного разъяснения. Впечатление такое, что специалистам инновационного центра нечем заняться, кроме сочинительства бумаг для пишущей братии. Эпизод почти по Райкину: «Раньше говорили - пошел вон! Теперь говорят - зайдите завтра!..»
Однако «Ерофей» не исчез, а переместился на Волочаевскую, 153, - в красный дом, занимающий целый квартал, от остановки 25-го маршрута до Госбанка. Правда, помещение там в два раза меньше, но мастера те же, улыбчивые и спорые. Они просили передать своим преданным клиентам, что готовы обслужить их по новому адресу.
И все же свершилось: парикмахерская «Ерофей», признанный брэнд Хабаровска, удалена с Муравьева-Амурского. Как кафе «Снежинка», как магазин «Старт», как центральный гастроном. Теперь на их месте едва ли не сплошь иностранные названия, и русский язык с вывесок вытесняется без обсуждения.
Бродвей как прачечная
Передел недвижимости на главной улице Хабаровска решительностью и неудержимостью напоминает революцию. Но не завершающий квартал 1917 года, когда надумали стрелять и вешать. Новая трансформация началась в 1991 году с дележа собственности, считавшейся общенародной. Но вот какой исторический зигзаг: хабаровские большевики, ликвидировав частные заведения, не спешили менять их предназначение.
- В торговый дом Кунста и Альберса на Муравьева-Амурского по-прежнему ходили за продуктами. Потом он стал центральным гастрономом, - рассказывает краевед Анатолий Жуков. - Продолжала работать баня, построенная предпринимателем Шабагуловым. Первый на Дальнем Востоке кинотеатр «Гранд Иллюзион», в гражданскую войну менявший вывески, в 1925 году получил название, которое отвечало задачам новой власти, - «Совкино».
Но чем дальше уходил 1917 год, тем больше примет дореволюционного прошлого возвращалось в повседневность Хабаровска. Фотография и часовая мастерская вновь открылись в здании, где они располагались в пору самодержавия. Возобновил деятельность яхт-клуб, а на аллеях и площадках детского сада, открывшегося в 1909 году, обосновался детский парк. Последний по времени штрих в неназойливом возврате к тому, чем располагала приамурская столица до революционных потрясений, - презентация магазина «Русская водка» в помещении, в котором почти столетие назад купец Пьянков торговал водкой, изготовленной на собственном заводе в центре Хабаровска.
Идеологические догмы не мешали здоровому практицизму: комсомолки и комсомольцы страстно хотели фотографироваться, возвратившийся к жизни яхт-клуб стал готовить кадры для рабоче-крестьянского Красного Флота. Даже магазин «Русская водка», где реализовывалась продукция ликероводочного завода, учитывал интерес граждан, предлагая им качественный продукт, когда прилавки большинства торговых точек города занимала «паленка».
Либералы, столкнув коммунистов с политического олимпа, без промедления развернули приватизацию, не особо внимая нуждам и чаяниям народа. Продать больше и дороже - так формулировали себе задачу не только хабаровские гайдары и чубайсы. На главной улице Хабаровска прекратил существование магазин «Старт», и теперь одежда и обувь для спортсменов и физкультурников продается на этажах бывшего центрального гастронома. Труды местных приватизаторов вызывают недоумение даже свободолюбивой публики.
- На углу Муравьева-Амурского и Дзержинского, где размещалась «Снежинка» и бебисы уплетали мороженное, теперь иностранный магазинище, в котором за три тысячи продают носки, а за пять - галстуки. Вряд ли их кто-нибудь берет, как и другие офигенно дорогие шмотки в бутиках, переполнивших наш Бродвей - Муравьева-Амурского стрит, - высказывается представитель хабаровской богемы поэт Максим Молотов. - Почему пропали «Даурия», «Лотос», другие кайфовые ресторации и кафешки? Куда делся клевый магазин «Рыба»?.. Впечатление такое, что центр города превратился в прачечную, где отмывают бабло.
А центр растет
Уходящее лето стало сезоном небывалых откровений власти. Когда жители Центрального округа потребовали закрыть круглосуточную пивнушку, которая с разрешения мэрии обосновалась на Уссурийском бульваре, начальник отдела городского управления торговли Любовь Расильбекова посоветовала недовольным сменить место жительства, переехав с центра на окраину. Тем же, кто взялся защищать зеленую зону, где началось устройство парковки, бросил упрек замначальника управления дорог и внешнего благоустройства Олег Гроо.
- Мы должны думать не про меньшинство, которое что-то в городе не устраивает, - заметил чиновник, ратующий за строительство парковок на обоих бульварах.
Похоже, власть предержащие относятся к центру города как к грядке, с которой желательно снять максимум урожая. Действительно, местные пивоваренные компании налоговыми отчислениями серьезно подпитывают бюджет города, но значит ли это, что для реализации пенного напитка все средства хороши?.. Увеличение числа парковочных мест уместно возле торговых центров и учреждений, но вряд ли превращение дворов в автостоянки обрадует жителей сталинок, хрущевок, брежневок, которых в центральной части города предостаточно. Как, впрочем, и жителей новостроек, ведь в последние два десятилетия улицы, примыкающие к Муравьева-Амурского, застраиваются как никогда активно.
Сколько угодно примеров, когда с первых этажей съезжают жильцы и в переоборудованных помещениях открываются магазины и офисы. Но сплошной торговли, как и коридорно-кабинетной бесконечности, в центре Хабаровска не предвидится. Хотя эта перспектива для властных структур чрезвычайно привлекательна, реальность опровергает чиновные мечтания. И если к пятиэтажкам прибавляются высотки, если появляются семьи и рождаются дети, то обилие магазинов, предлагающих золото, когда хлеб продается в киосках, скорей раздражает, чем радует. Как и бывший центральный гастроном, торгующий спортивными трусами и майками.
Предложением переехать на Красную Речку, адресованным всем недовольным порядками в центре, чиновница мэрии, как унтер-офицерская вдова из гоголевского «Ревизора», сама себя высекла. «У меня легкость в мыслях необыкновенная» - так, кажется, объяснял свои невероятные поступки достопамятный Хлестаков из упомянутой пьесы классика.
Михаил Карпач,
«Приамурские ведомости», 29.08.12
---------------
«Дальний Восток» выкупят за 200 миллионов рублей
Гостиница «Эспланад», 1923 г. Хабаровск. |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
По словам министра Ишаева, ведомство будет находиться сразу в двух городах - в Хабаровске и в Москве.
- В Хабаровске будет работать 210 специалистов. Здесь мы уже нашли подходящее рабочее место - бывшую гостиницу «Дальний Восток». Это хорошо отремонтированное здание, в мраморе, граните. Его мы приобретаем по 34 тыс. рублей за кв.м. Ресторан-бистро на первом этаже уберем и на его месте сделаем зал для заседания коллегий. Нижний ресторан, где принимали и премьера, и президента, продолжит работать, - сказал министр-полпред Виктор Ишаев. - Документы пока еще не оформлены, но работа ведется.
«Цена, могу сказать, ниже, чем стоимость 1 кв.м жилья без отделки в центре Хабаровска», - подчеркнул Виктор Ишаев.
Напомним, бывшая гостиница «Дальний Восток», где последнее время располагался бизнес-центр, имеет общую площадь 5111,8 кв.м. Таким образом, государство может потратить на ее выкуп, по примерным подсчетам, около двухсот миллионов рублей (173,8 млн.).
Здание это с 1997 года арендовало ЗАО «Артель старателей «Амур». Постановлением губернатора Хабаровского края от 07.10.2002 г., №441 гостиница «Дальний Восток», как объект краевой собственности, была передана «на инвестирование восстановления» (реконструкцию) все той же артели «Амур», «с дальнейшим определением долей в праве общей долевой собственности». Сейчас, похоже, с долями определились окончательно и все здание перейдет в федеральную собственность.
Напомним, здание на нынешней ул. Муравьева-Амурского, 18 было построено в 1909 году и состояло из одного подъезда. Гостиница тогда называлась «Эспланад» (фр. esplanade от лат. explanare - выравнивать) и являлось частной собственностью хабаровского фармацевта Генриха Лухта. В 1920-е гг. гостиница была национализирована, служила местом проживания местных партийных и советских руководителей. Далее, в 1928 году к ней было пристроено большое крыло, которое заняло весь квартал до угла с ул. Истомина. Дом этот стал именоваться коммунальной гостиницей №1, а в 1944 году получил название гостиницы «Дальний Восток». В августе 1959 г. здесь останавливался соловей советской эстрады (лирический тенор и «опальный Орфей») Вадим Козин.
Константин Пронякин,
«МК в Хабаровске», 09.07.12