Автор ее музыки - Юрий Владимиров (1925-1978), первый председатель Дальневосточного отделения Союза композиторов СССР, жил и работал в Хабаровске. К сожалению, Юрия Яковлевича рано не стало, но в городе его помнят до сих пор. Здесь у него осталась семья: вдова Тамара Петровна, дочь Наталья Юрьевна. К ним мы и пришли в гости. В дом №1 по ул. Льва Толстого, где последние двадцать лет творил композитор.
Дом, кабинет, «Petrof»
Этот дом в 1946 году построили японские военнопленные (широкий зияющий лестничный проем в подъезде - место для лифта, который так и не установили). Владимировы получили квартиру в этом доме-специалистов в 1958-м. Раньше он считался, как сказали бы сейчас, элитным. Здесь жили профессор А.М. Войно-Ясенецкий, профессор А.В. Маслов и др.
...Тамара Петровна открыла нам дверь не сразу, замысловатые замки не поддавались. У входа нас встретил рыжий лохматый лев. Чау-чау по кличке Антей. Держать в доме собак - оказывается традиция еще со времен Юрия Яковлевича. Мы проходим в просторную комнату, где был когда-то кабинет композитора. Голубые обои, в тон - большой мягкий угловой диван, широкие черные полки до потолка, небольшой столик, компьютер, на стене - портрет маслом - Юрий Владимиров за работой: ноты и «Petrof».
- Конечно, кабинет был совсем иной, - приглашая садиться, рассказывает Тамара Петровна Владимирова. - Сейчас здесь и другая мебель, и нет того самого чехословацкого пианино. Это был хороший инструмент - «Petrof», на котором и писал всю музыку Юрий Яковлевич. Я отдала «Petrof» в музыкальный салон краевой научной библиотеки. Они долго обещали, что сделают монограмму, но я так ее и не увидела.
Особое задание
Юрий Владимиров приехал в Хабаровск в 1958 году. Это было особое задание Союза композиторов СССР - организовать здесь дальневосточное отделение. И он это сделал. В Хабаровске была группа доморощенных талантливых музыкантов, композиторов, с которыми он начал работать.
- Даже не знаю, с чем можно сравнить то, как он много работал, - вспоминает Тамара Петровна. - Конечно, некоторые музыкальные произведения из них были конъюнктурными. Например, кантата «Здравствуй, БАМ!», баллада «Ленин в сердце» и т.д. Но большая часть песен была лирической. Наверное, все знают одну из них - «Хабаровские огни». Но это - не основное. Основным в его работе была оркестровая музыка. У него есть несколько симфоний. Причем свою первую симфонию он написал, будучи еще студентом...
Юрий Яковлевич родился 25 декабря 1925 года в Одессе, в музыкальной семье. Мама его - Розалия Ройзман - была пианисткой и концертмейстером Одесского оперного театра. Консерваторию она окончила в Берлине. Это было еще до всех потрясений (то бишь, до революции 1917-го), когда можно было свободно ездить за границу. Отец - Яков Владимиров - был певцом. Учиться Юрий начинал в Одесской консерватории. Во время Великой Отечественной войны его перевели в Москву, где он и закончил Московскую консерваторию. Причем сразу по двум классам: скрипки и композиции. Поэтому он прекрасно знал партитурное отображение музыки. На Дальнем Востоке, наверное, он был единственным, кто на концертах всю партитуру читал с листа. Для многих это было совершенно непостижимо. Сейчас его симфонии и не играют, уж очень сложные они в исполнении.
У Владимировых и дома часто собирались большие компании творческих людей. Например, были все те, кто тогда преподавал в институте культуры, в музыкальном училище, и даже заходили бывшие студенты.
Музыкальные врачи
Тамара Петровна познакомилась со своим будущим мужем в 1961 году в Хабаровске.
- Я училась в аспирантуре, мне нужно было подтянуть английский язык, а его родственница как раз закончила английский факультет, - вспоминает. - И я ходила к ним вечером заниматься. Вот так и познакомились. Потом он рассказывал, что специально приходил домой поздно, чтобы меня не видеть, потому что сразу влюбился...
Родом Тамара Петровна тоже с Украины, только с Винницы. Как оказалась в Хабаровске? Родители приехали сюда поднимать медицину. Ее девичья фамилия - Юрьева. Ее мама была акушером-гинекологом, и последние годы - главным акушером-гинекологом Хабаровска. А отчим - Самуил Берович Голубчин - профессор кафедры акушерства и гинекологии Хабаровского медицинского института.
- Наташа родилась поздно, когда мне уже был 31 год, я уже окончила аспирантуру и защитила диссертацию. Я сама себе поставила такое условие, - вступает Тамара Петровна. - Я тоже врач, доктор биологических наук - эпидемиолог и вирусолог. Я окончила Хабаровский медицинский институт в 1958 году. И всю жизнь проработала в хабаровском Научно-исследовательском институте эпидемиологии и микробиологии. Была директором.
Козерожий характер
По словам Тамары Владимировой, Юрий Яковлевич - человек был очень увлекающийся. У него было много учеников. Он преподавал и в музыкальном училище, а с открытием в городе института культуры (ныне - Хабаровский государственный институт искусств и культуры) преподавал и там, руководил кафедрой теории и истории музыки. И в тоже время продолжал создавать музыку.
- Он еще собирал объемные открытки, - вступает в разговор дочь композитора Наталья Юрьевна. - И у нас было невероятное количество книг. Сейчас осталась, наверное, десятая часть от прежней библиотеки. Много книг было по истории музыки, по искусству. Кроме того, у папы было огромное количество пластинок с классической музыкой, которые он тоже собирал. Литературу по музыке, искусству мы тоже отдали в музыкальный салон Хабаровской краевой научной библиотеки. А коллекцию пластинок подарили хабаровскому музыкальному училищу... А еще он коллекционировал бутылки (смеется). Можете об этом, конечно, не писать. Красивыми, какими-то необыкновенными бутылками были уставлены в его кабинете все полки, которые, кстати, он сделал сам. В те годы, что касается бутылок, собирать их было непросто. Ведь в наших магазинах ничего не было. Например, часть бутылок мы привезли, когда ездили всей семьей отдыхать в Болгарию. При этом, собирая бутылки, папа не пил.
- Он все делал своими руками, - вздыхает Тамара Петровна. - Очень любил плотничать, столярничать. Вообще был удивительный человек… Юрий Яковлевич был очень эмоциональный. С большим чувством справедливости, и ответственности. Он очень нервничал, если что-то звучало не так. К сожалению, у него было слабое сердце. У музыкантов, у дирижеров ведь колоссальные стрессы. Особенно во время выступлений. Он по гороскопу - козерог. Типичный козерожий характер.
- У Юрия Яковлевича были сложные отношения с компартией, - продолжает она. - Первый раз его в партию не приняли. Я думаю, истинной причиной была пятая графа в паспорте… Дело в том, что настоящая фамилия Юры - Бродский. А Владимиров - это псевдоним его отца, который потом Юра взял и себе. Он и стал фамилией. В общем, я открыла вам тайну семьи, о которой особо никому не рассказывала.
Константин Пронякин, Ирина Харитонова
ФОТО
Дом №1 по ул. Льва Толстого в Хабаровске, где последние двадцать лет творил композитор/ Нажмите, чтобы УВЕЛИЧТЬ |
|
Пленум дальневосточного отделения Союза композиторов СССР. Юрий Владимиров (крайний справа) с дочерью/ Нажмите, чтобы УВЕЛИЧИТЬ |
|
МУЗЫКА
Юрий Владимиров. «Дальневосточный концерт для фортепиано с оркестром». Аккомпанирует Дальневосточный симфонический оркестр (фортепиано - Вячеслав Соболевский) | |
Трехчастный цикл, включающий Сонату, Интермеццо, Скерцо | |
(mp3, 13Мб) |
Клавдия Шульженко: «Не надо» (муз. Ю.Владимиров, ст. Б.Брянский, 1956) | |
(mp3, 1Мб) |
«Хабаровские огни» (муз. Владимиров Ю., ст. Буравлев Г.) Черкашина А., эстр. анс .п/у Горовца В. | |
(mp3, 1Мб) |
-------------
Разговор с другом
Мы вместе, мой друг, композитор,
Шагали немного совсем,
Мечтали о песнях, сюитах,
О цикле баллад и поэм.
Мы славили первопроходцев,
Героев большие пути...
Как горько, что нам не придется
В искусстве дуэтом идти.
...Печальные звуки оркестра -
Прекрасный ушел человек,
Прощайте, мой строгий Маэстро, -
Я Вас не забуду вовек.
Е. Головкин
29 июня 1978 г.
(публикуется впервые)
------------
Справка
Произведения, автором которых является Владимиров Юрий Яковлевич
1. «Симфония памяти Сергея Лазо» №4 для солиста, хора и симфонического оркестра
2. «Поэма памяти Петра Комарова» для симфонического оркестра
3. «Дальневосточный концерт» для фортепьяно с оркестром
4. Концерт «Военная рапсодия» для фортепьяно с оркестром
5. Оперетта «Счастливого пути» (пьеса П. Алдахина) в 2-х действиях
6. Оперетта «Товарищ Икс» (пьеса Л. Квина) в 3-х действиях
7. Квартет №1 «Памяти павших» в 3-х действиях
8. Вокальный цикл «Золотая просека» для баритона и фортепьяно (стихи П. Комарова)
9. Вокальный цикл «Десять песен для детей» (стихи В. Шульжика)
10. Два романса (стихи П. Комарова)
11. Цикл «Ленин в сердце» (шесть баллад для хора без сопровождения, стихи К. Иванова)
12. Сюита для фортепьяно в 6-ти частях
13. Поэма для виолончели и фортепьяно
14. Сюита для скрипки и фортепьяно в 4-х частях
15. Оратория «Первопроходцы» (сл. Е. Головкина) в 6-ти частях для солистов, смешанного и детского хоров и симфонического оркестра
16. Кантата «Здравствуй, БАМ!» (сл. Е. Головкина) для чтеца, солиста, женского хора и симфонического оркестра
Песни:
1. «Все мы - земляки» (стихи К. Иванова)
2. Баллада «Белая береза» для баритона и фортепьяно (стихи К. Иванова)
3. «С тобой, партия» (стихи И. Коффа)
4. «Не надо» (стихи Б. Брянского)
5. «Весенняя песенка» (стихи К. Иванова)
6. «На слободке» (стихи К. Иванова)
7. «Первое свидание» (стихи Д. Цирулика)
8. «Хабаровские огни» (стихи Г. Буравлева)
9. «Чем ты дорог мне, Дальний Восток?» (стихи Л. Завальнюка)
10. «Песня об Амуре» из оперетты «Амурские зори»
11. «Песня строителей» из оперетты «Амурские зори»
12. «На Дальнем Востоке у нас» (стихи Л. Завальнюка)
13. «Хабаровск-Ниигата» (стихи А. Карасика)
14. «Ленина орден на знамени нашем» (стихи В. Шульжика)
15. «Подруги» (стихи А. Карасика)
16. «Остров-легенда» (стихи А. Карасика)
17. Баллада «Скажи мне, мама» (стихи А. Карасика)
18. «Я спою тебе» (стихи Л. Миланич)
19. «На комсомол держи равнение» (стихи В. Шульжика)
20. «Стадион» (стихи К. Иванова)
21. «Пограничный наряд» (стихи А. Карасика)
22. Баллада о первом салюте (стихи Е. Головкина)
23. Баллада о Дикопольцеве (стихи Е. Головкина)
24. «Это наши с тобой имена» (стихи В. Шульжика)
25. «В Лазовском районе» (стихи В. Шульжика)
26. «Расскажи, нам Кия, расскажи» (стихи В. Шульжика)
27. «Наш 25 съезд» (стихи Е. Головкина)
28. «Золотая Амгунь» (стихи В. Шульжика)
29. «Донбасс» (стихи Е. Головкина)
30. Цикл «Наша зима (стихи Е. Головкина)
1. «Таежный характер»
2. «Зимняя рыбалка»
3. «Разговор с елкой»
4. «Мы любим русский хоккей»
31. «Наша Алонка» (стихи Е. Головкина)
32. «На свете края нет родней» (стихи Е. Головкина)
33. «Людям нежность нужна»
34. «Край любимы» (стихи Е. Головкина)
35. «Рыбацкий вальс» (стихи Ю. Квятковского)
36. «Марш понтонеров»
37. «Горит огонь» (стихи Б. Герцберга)
38. «Песня о родном заводе» (стихи Е. Головкина)
39. «Чегдомынский уголек» (стихи В. Шульжика)
40. «У истоков Буреи» (стихи В. Шульжика)
41. «Комсомольский огонь» (стихи В. Шульжика)
42. «Моя судьба» (стихи В. Шульжика)
43. «А дома стены помогают» (стихи Е. Головкина)
44. «Таежный поселок Де-Кастри» (стихи Е. Головкина).
-------------
Прямая речь
Юрий Владимиров:
- Если вы готовите концертную программу, то продумать необходимо все до мелочей. В каком месте будет эмоциональная кульминация. Нельзя допустить, чтобы зрители утомились от концерта. Надо сделать так, чтобы они еще хотели послушать, а концерт уже закончился. Зритель должен быть чуть-чуть не удовлетворен. Гораздо хуже, когда концерт затянут, и зрители начинают покидать зал...
----------------------