Все кто бывал в современном Шанхае, сравнивают его с Токио (Япония): здесь точно такие же небоскребы, точно такая же архитектура, точно такие же неоновые огни рекламы. За последние годы здесь появились технопарки, гостиницы, рестораны, банки, торговые центры. Деловой центр с окраинами связывает метро и рельсовый поезд на магнитной подушке. В Китае не скрывают, что их «страна уникальных приспособленцев»: копируя все лучшее, что есть у других, они не теряют самобытности и старинной красоты.
Проблемы урбанизации для всех едины…
Для группы российских журналистов по Шанхаю провели специальную экскурсию, особо подчеркнув, что их город меняется каждый год. Настоящий Шанхай – это страна в миниатюре, которая динамично развивается. На нее равняется вся страна.
Чтобы увидеть финансовый центр Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) от окраин до главной набережной Вайтань на реке Хуанпу, которая делит город на две половины, не обязательно плутать по его улицам. Стоит зайти в городской центр управления планированием (по-нашему – департамент архитектуры), где вращающаяся модель Шанхая в миниатюре масштаба 1:500 предстанет во всей красе. Для туристов и гостей, город может утонуть в кромешной темноте, а затем вспыхнуть мириадами огней. Причем лампочек зажжется ровно столько, сколько их в настоящем городе.
Шанхайскую миниатюру построили специально к Всемирной выставке достижений инженеров и архитекторов «ЭКСПО-2010», которая пройдет в Шанхае в 2010 году.
По словам руководителя координационного управления выставки «ЭКСПО-2010» Хуана Яочэна, в ней примут участие 121 стран мира. Выставка развернется на площади более пять тысяч квадратных километров, и будет работать полгода. За это время ее смогут посетить около 70 миллионов человек или 400 тысяч человек в день. Мэрией Шанхая запланированы расходы: на переселение и выселение с территории, где вырастут выставочные павильоны уйдет 3,3 миллиардов долларов США, на строительство зданий и сооружений уйдет еще 2,3 миллиарда долларов, на организационные моменты затраты составят 1,2 миллиарда долларов. Все из бюджета будет выделено 7 миллиардов долларов.
- Всемирная выставка будет посвящена проблемам урбанизации, - говорит Хуан Яочэн, - и пройдет под лозунгом «Лучшему городу – лучшая жизнь». Мы считаем, что городские проблемы, с которыми сталкиваются люди во всех странах - одинаковые, поэтому на выставке инженерам и архитекторам будет предоставлена возможность решить их технически.
Площадка «ЭКСПО-2010» откроется 1 мая 2010 года. За Россией зарезервирована территория в 6 тысяч квадратных метров, это самый большой участок на выставке. Однако Россия еще не подтвердила своего участия, прочем, как и многие другие страны. Последний срок регистрации на выставке 1 ноября 2007 года…
Особая экономическая зона
Причем шанхайские архитекторы подчеркивают, что помимо выставки, проблемы урбанизации им отчасти уже удалось решить. Каким образом?
С городом они поступили необычно: сохранили старый Шанхай, а под застройку отдали противоположный берег реки Хуанпу. О грандиозной застройке бывших сельхозугодий на окраине Шанхая китайское правительство объявило в 1990 году, а уже в 2001 году явило миру высотный чудо-град класса хайтек. Район этот прозвали «Пудонг» - что в переводе означает современный Шанхай, а район «Пуси» - остался традиционным, старинным. Два города одной реки связали подземными тоннелями, которые прошли под водой, а по центру, на высоте десятиэтажных домов пустили эстакаду, наподобие американского хайвэя.
Дополнительным стимулом для развития бизнеса в Шанхае стало решение правительства КНР объявить город особой экономической зоной, предоставив беспрецедентные льготы инвесторам. Многочисленные небоскребы, сумасшедший ритм города, бесчисленная реклама - все это теперь современный Шанхай.
В мэрии нам рассказали, что городской бюджет Шанхая – профицитный и составляет около 40 миллиардов долларов США (более 1 триллиона рублей). При этом он в шесть раз превышает бюджет Москвы (170 миллиардов рублей), и в 30 раз бюджет Хабаровска (более 32 миллиардов рублей).
Минимальная зарплата в Шанхае – 750 июней (2,7 тысячи рублей), средняя около 4 тысяч юаней (14 тысяч рублей), при постоянно проживающем населении в 17 миллионов человек (в Китае всего проживает 1 миллиард 300 миллионов человек, из них 70 миллионов коммунистов). А к 2010 году в Шанхае, заверили нас, будет проживать уже 20 миллионов горожан. Есть демографический рост…
Бьют рекорды
Но удивляют китайцы не только численность населения, но и градостроительством. Символом Шанхая является телебашня - «Жемчужина Востока» («Orient Pearl TV Tower» - по-английски или «Тунфанг Минцзу» - по-китайски). Из башен она самая высокая в Азии и третья по высоте в мире (после Москвы и Торонто). На ее строительство у китайских строителей и инженеров ушло четыре года, притом, что обычный небоскреб в Шанхае вырастает в два раза быстрее.
Высота башни - 468 метров. Общий вес конструкции - 120 тысяч тонн, состоит она из 11 металлических шаров (жемчужин), имеет три смотровых площадки, внизу – городской музей. Внутри, на каждом из уровней - магазины, галереи, на высоте 267 метров находится вращающийся ресторан, на высоте 263 метра – обзорная площадка. Лифт поднимается на такую высоту за тридцать секунд, от чего закладывает уши, как при взлете на самолете.
Впрочем, все вышеперечисленные рекорды в высоте в 2008 году должен побить Всемирный финансовый центр (Shanghai World Financial Center), строительство которого в Шанхае идет полным ходом. Его высота будет равняться 492 метрам, а этажей насчитываться 101, где будут работать 10 тысяч человек. Сегодня строители завершают восьмидесятый этаж.
По словам вице-президента строительной компании Тошифуми Саито, первоначально архитекторы не знали, сколько здание вырастет в высоту. Проектировали только этажность и приблизительную длину. Когда начали строить, расчеты показали, зданию быть 492 метра, ни больше, ни меньше. Правда, его высоту можно увеличить, установив на крышу антенны, так, кстати, делают все архитекторы, пытаясь поставить мировой рекорд по высоте строений. Пока же рекорд по высоте держит башня Sears в Чикаго – высота здания – 442 метра, а с антеннами – 527 метров.
- При проектировании финансового центра использовались самые передовые инженерные технологии, - говорит Тошифуми Саито. - Мы гарантируем, что конструкция устоит при скорости ветра до 200 км/ч и землетрясении 7 баллов по шкале Рихтера.
Стоимость самого высокого здания в мире – 1 миллиард долларов США. Строит его японская компания, специализирующаяся на высотках. Обслуживание «интеллектуального» высокоустойчивого небоскреба обходится в 120 тысяч долларов ежедневно. Любопытная деталь - в подземной части здания находится самая большая в мире велосипедная парковка, рассчитанная на 2,5 тысяч транспортных средств.
Еще одним чудом в Шанхае является поезд на магнитной подушке - SMT (Shanghai Maglev Transportation), развивающий скорость в 430 км/час. Дорога была построена германскими специалистами. Расстояние в тридцать километров между аэропортом и деловым центром поезд преодолевает за 8 минут, при этом ощущение огромной скорости практически отсутствует. Правда, стоимость билета на поезд с магнитной подушкой в тридцать раз дороже стоимости билета на метро (30 юаней или сто рублей). Поэтому скоростным поездом ездят лишь бизнесмены и туристы. Остальные на машинах и велосипедах.
--------------------
Справка
Шанхай находится в средней части восточного побережья Китая, в устье реки Янцзы. Первоначально стал городом в 1927 году, сегодня один из четырех городов центрального подчинения Китая. Под его подчинением находятся 18 районов и 1 уезд. Общая площадь Шанхая – 6,3 тысяч квадратных километров.
Шанхай – крупнейший город Китая, один из мегаполисов мира, самый большой промышленный город, торговый и финансовый центр стран АТР, а также научно-техническая база КНР.