Вопрос о «новой колонизации» Сибири превращается в одну из самых острых тем текущей повестки дня. И если для жителей Европейской части России данная тема пока еще лишь предмет кухонных споров, то для нас, живущих в Сибири, это, без сомнения, вопрос выживания.  Идеологи данной программы в своих агитационных материалах предлагают «распечатать кладовую Сибири» и использовать «позитивный опыт Ост-Индийской компании».

 

Не оспаривая необходимость самих инвестиций в развитие края, я предлагаю обсудить то, как власть планирует это реализовать и, главное, в чьих интересах.

 

А делать они это желают с размахом. Создаваемая «Госкорпорация по развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока» будет обладать колоссальными правами и полномочиями. Например, если  земельный участок выбранный госкорпорацией для строительства производства или складирования материалов, находится в чьей-то собственности, то собственник земельного участка обязан будет заключить договор аренды. Растёт на участке лес? – вырубить. Протекает река? – закопать. Категория земель не та? – поменяем. Заповедник? – расформируем за нецелесообразностью. И попробуй возрази, - права не имеешь, по закону, так сказать. Для этих целей вводится понятие «публичный сервитут». Тот факт, что данное понятие в Российском законодательстве больше нигде не встречается и противоречит как Гражданскому, так и Земельному кодексу создателей нисколько не смущает.

 

Госкорпорация по своему усмотрению формирует перечень реализуемых инвестиционных проектов и их исполнителей, предоставляя Правительству на согласование уже готовый реестр, а потому, учитывая сложившиеся в России реалии, местным предпринимателям рассчитывать не на что. Это высказывание можно смело распространить и на выполнение подрядных работ, и снабжение. Госкорпорация не подпадает под действие закона о госзакупках, а следовательно, может выбирать себе поставщиков произвольно. Крупный бизнес, так или иначе аффилированный с госкомпанией, быстро вытеснит местных предпринимателей с рынка оставив им лишь самые мелкие заказы и подряды.

 

Проблему безработицы, остро стоящую перед жителями Сибири, деятельность госкорпорации не решит, как не решили данную проблему ни во Владивостоке ни в Сочи. Собственно и задачи такой разработчики законопроекта перед собой не ставили. На местных они и не рассчитывают. Куда больше их волнует судьба «новых колонистов» завозимых из стран ближнего и дальнего зарубежья. Им предусмотрены различные льготы и преференции вплоть до обеспечения жильём и получения гражданства. Предусмотрены некоторые льготы и для граждан России, решивших переехать в Сибирь. Всего в Сибирь планируется привлечь более 5 млн. мигрантов. Граждане, уже проживающие в регионе не получат ничего. Более того, с учётом льгот и компенсаций предусмотренных «колонистам» местное население окажется в заведомо проигрышном положении. Как будет относиться, например, учительница живущая в коммуналке к мигранту едва говорящему по-русски (а может и не говорящему вовсе), которого Российское государство обеспечило  льготным кредитом, хорошей зарплатой, гражданством?

 

Очевидно, что реализация данного проекта породит массу новых этнических и социальных конфликтов с которым этот практически мононациональный регион (где по данным переписи до 90 процентов составляют русские) ещё не сталкивался.

 

Отдельно стоит остановиться на взаимоотношениях создаваемой госкорпорации и администрациями регионов. С ними тоже никто особенно разговаривать не планирует. Региональные элиты рассматриваются авторами скорее как некоторое препятствие, которое по возможности нужно устранить, нежели как сторону для переговоров с которой нужно и должно согласовывать свои действия. Региональные власти получают массу обязательств и практически  ничего взамен.  

 

Налоговые поступления региональных властей складываются из налога на землю, налога на имущество, транспортного налога и, частично, налога на доходы физических лиц. Из всего этого перечня остаётся лишь незначительные поступления НДФЛ, по всем остальным налогам участники проекта имеют существенные льготы, либо освобождаются полностью. При этом Госкорпорация имеет приоритетные права при подключении к действующим коммуникациям, которые в Сибири и без того находятся в предаварийном состоянии. Компания ориентированная на эксплуатацию природных ресурсов и быструю отдачу от вложений не будет заинтересована в развитии инфраструктуры, а потому региональные власти уже в ближайшей перспективе столкнутся с резким ростом нагрузки на существующие сети, существенным ущербом для окружающей среды, неконтролируемой миграцией и ростом криминала, а также полной не подконтрольностью действий бизнеса связанного с указанной Госкорпорацией.

 

Отдельно нужно отметить, что, согласно законопроекту, Госкорпорация выводится из под юрисдикции  не только региональных властей, но и федеральных государственных органов и подчиняется лично президенту РФ. Думаю, не нужно подробно говорить о том, что нарушение правоспособности субъекта Федерации в зоне его полномочий  напрямую нарушает Федеративный договор. Всё это, с учётом её особого правового статуса и территориальной привязки создаёт по сути уникальную для современной России ситуацию.

 

На 60% территории России, сроком на 25 лет создаётся отдельное колониальное правительство.

 

Правительство это будет действовать по своим отдельным законам, не совпадающим с законами Российской федерации, обладать собственными контролирующими и регулирующими органами, собственными силовыми структурами полностью независимыми от региональных и федеральных властей. Основным  (и единственным) выгодополучателем от реализации данного проекта является крупный транснациональный бизнес, заинтересованный в нещадной эксплуатации природных и человеческих ресурсов России. Создаваемому на базе госкорпорации крупному сырьевому бизнесу в течение последующих 2-5 лет будут переданы активы, вложенные в его развитие государством вкючающие в себя земельные участки, объекты инфраструктуры и лицензии на разработку полезных ископаемых. Это нарушает закон «О приватизации государственной собственности». И отсылает нас к практике приватизации госсобственности в 90-е годы.

 

Все это является нарушением принципов государственного устройства России,  прописанных в действующей Конституции, одним из основополагающих принципов которого является единство экономического и правового пространства России. В общем, это и понимается в международной практике как суверенитет. Добровольный отказ от которого со стороны первых лиц квалифицируется как государственная измена.

 

Первая мысль, которая приходит в голову, когда изучаешь имеющиеся в печати материалы – этого не может быть. Но, кто до недавнего времени мог предположить, что в центре России появится база НАТО?

 

Превращение на законодательном уровне  Сибири в колонию прямой путь к развалу России. Уже сейчас мы видим линии будущего разлома: Северный Кавказ, Сибирь, Поволжье. Процесс зашёл ещё не слишком далеко, а потому в наших силах его остановить и добиться соблюдения правового, экономического и территориального единства нашей страны.

 

Но действовать нужно сейчас  - завтра будет уже поздно. Потеряем Сибирь - потеряем Россию.

 

Ростислав Антонов (Новосибирск)

«Агентство Политических Новостей» (АПН), 02.05.12

http://www.apn.ru/publications/article26455.htm

.