Продолжение коллективной монографии-эссе «Горячие точки биографии» из серии «Психология»:
- Философия родства или prolegÓmena новейшей теории наследственности
- Психологическое эссе №1: Бальзаковский возраст, или Между Федрой и Иокастой
- Психологическое эссе №2: О смысле трагедии
- Психологическое эссе №3: Синдром шагреневой кожи, или Смерть как состояние души: Симметрия добра и зла
(Софья, моя дочь, 6 лет)
«Почему Эрот– ребенок?»
(Машенька, 5 лет, умирающая от острого лейкоза)
Ольга Николаевна Зайцева с дочерью |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
Девочка в четыре года при нормальном развитии это действительно маленькая женщина. Фрейд был прав, уделяя столько внимания детскому возрасту. Я могу согласиться с ним, что все достоинства и пороки взрослой женщины и ее «линия жизни» (sutra), раскрываются в четыре-пять лет. Чтобы это понять, что девочка уже в четыре года суть маленькая женщина, достаточно посмотреть, как она относится к себе – одевается, какие игры предпочитает, как она воспринимает своих подружек и – как она болеет! Сейчас я наблюдаю как она ищет в Сети? Цветы, женскую одежду, посуду, приготовление пищи, мебель, свадебные наряды и аксессуары для новорожденного. Со взрослыми женщинами разного возраста при доверительном общении девочка ведет себя как взрослая женщина, хорошо сознавая, что она еще – маленькая женщина.
«Маленькие женщины» - какой разный смысл имеет это понятие! Так, в экранизации новеллы Луизы Мэй Алькотт 1933 года (режиссер George Cukor) «маленькими женщинами» (погодками?) своих дочерей называет отец в письме с фронта. А в экранизации 1994 года (Gillian Armstrong) «маленькими женщинами» своих дочерей называет мама (отец в письме из госпиталя называет их «дочурками»). Луиза Мэй Алькотт назвала свою новеллу «Маленькие женщины», вкладывая в это понятие только один конкретный смысл – на долю ее юных героинь выпали все невзгоды войны, которые они приняли как маленькие женщины. Во время войны дети быстро психологически взрослеют! Любая война уничтожает прежде всего детство – самую прекрасную пору человека! Я, как врач, могу к этому добавить: при тяжелой болезни ребенок также быстро взрослеет. У девочек это особенно заметно.
Мое понятие «маленькие женщины» - структурно и содержательно. Физически девочка от четырех до десяти лет есть миниатюрная женщина. По Альбрехту Дюреру, пропорции тела девочек 4-10 лет равны пропорциям взрослой женщины.
Я, как и великий художник, конечно, имеем в виду прежде всего европейку. Здесь вопрос об антропогеографических и расовых различий не затрагивается. Они, безусловно, есть: например, у славянки, африканки и японки. Но, эти различия остаются стабильными во все периоды жизни. Они – общие различия. Здесь я говорю об особенностях возраста в связи с «горячими точками» биографии.
Интеллектуально и эмоционально, согласно наблюдениям и работам, прежде всего, сэра Ричарда Бартона и Фрэнсиса Гальтона, «маленькие женщины» (еще раз поясняю: возраст от 4 до 10 лет) ни в чем не уступают взрослым женщинам (от 18 до 80 лет). Только в том есть различие, что у «маленьких женщин» нет жизненного опыта. Поэтому будущие страдание, боль и наслаждение еще бессодержательны: в сознании они представлены не актуально, а витально – как мечты, фантазии, грезы и «странные» страхи.
Особо следует, конечно, выделить сексуальные переживания «маленьких женщин». Очень откровенно и клинически точно сексуальные переживания четырехлетней девочки и как они проступают в девичестве и взрослом состоянии, показаны почти в документальном фильме «Опасный метод» (режиссер David Cronenberg, 2011 г.).
Все главные герои фильма и события, которые с ними происходят – реальны. 18-летняя талантливая пациентка Карла Юнга Сабина Шпильрейн, в болезни хорошо воспроизводит свое прошлое, когда она была маленькой женщиной (4 года). Рекомендую посмотреть этот фильм. Именно русской Сабине Шпильрейн, которая стала психиатром, находясь под сильным влиянием и Фрейда, и Карла Юнга, тем не менее удалось создать собственные теории личности и невроза.
Ппозволю себе здесь, коль пишу для читателей Дальнего Востока, упомянуть один интересный факт из биографии выдающегося советского психиатра, создателя психиатрической школы на Дальнем Востоке, Ивана Борисовича Галанта – с разрешения его ученика и биографа, профессора Евгения Васильевича Черносвитова – история Сабины Шпильрейн, показанная в фильме «Опасный метод», чрезвычайно схожа с историей профессора И.Б.Галанта.
Квинтэссенция теории Сабины Шпильрейн, поразившей воображение Фрейда, до невероятности совпадает со взглядами Ивана Борисовича Галанта: оргазм – это маленькая смерть, смерть это большой оргазм (из письма Галанта Фрейду, 1936 год; из архива Е.В.Черносвитова).
Вот эту реалию из переживаний «маленьких женщин» нужно помнить всем, и прежде всего воспитателям, педагогам и психологам, которые касаются тончайших кружев души «маленьких женщин». Особенно в наше время, когда в различных телешоу «волосатыми толстыми пальцами» пытаются пальпировать души «маленьких женщин». Когда в кафе звучат песенки – «за конфеточку, за монеточку …»
Наверное, самая «горячая точка» биографии для «маленьких женщин» (в смысле Луизы Мэй Алькотт) начинается в пубертате. Это, загадочное состояние биографии человека, на мой взгляд, лучше всех поняли и описали два выдающихся психиатра. Один был создателем и директором психиатрической клиники в Цюрихе, в которой лечилась и Сабина Шпильрейн, и Иван Борисович Галант – Евгений Блейлер. Другой – советский психиатр, профессор Валентин Федорович Матвеев, создавший кафедру психиатрии в Московском медицинском стоматологическом институте и два клинических отделений при кафедре (15 ПБ Москвы), в которых лечились и наблюдались подростки с девиантным и делинквентным поведением.
Маленькие женщины превращаются в подранков, вступая в пубертат. Но и лишенное нравственных начал общество еще раньше природы уродует: маленькие женщины становятся маленькими бомжихами. Вот стихотворение замечательной поэтессы-тверчанки Наины Хониной, которое так и называется «Маленькая бомжиха».
отращу себе бороду!» -
Так любил поговаривать дед…
Я бреду бродягой по городу,
Ну, а деда в помине нет…
Так и умер без бороды,
Да и мне ее не носить.
Что ж ты, дед,
Туды-растуды,
Не сказал мне,
Как дальше жить?
Говорил,
Что все люди – братья.
Покупал цветастые платья.
По головке гладил рукой.
Обещал мне мир да покой.
Неспокойная я – беспокойная.
Несвободная – подневольная.
Я завишу и от попойки,
И от каждой
дворовой помойки.
Не смотри на меня,
Что я маленькая,
Мне, наверное, десять лет…
Пусть я маленькая, да удаленькая,
И на все могу дать ответ!
Не забытая, всеми битая,
Синяками-то украшена.
Сигаретка лежит –
Не погашена,
Вот и яблоко – не умытое…
Докурю ее, ешти-клешти,
И пойду я с яблоком в гости.
Угощу им Кешку беззубого.
Он не скажет
И слова мне грубого!
Он в подвале живет, в уголке.
Вдруг потреплет меня по щеке?
Может,
Книжку он мне прочтет?
Может, Пуговкой назовет…
По головке погладит, как дед…
На прощанье даст мне совет:
«Ты бы, Галька, в школу пошла,
Ты уж, Галька,
До ручки дошла…»
Яркий, колоритный образ маленькой женщины – бомжихи показан в российском сериале «Детективное агентство «Иван да Марья». Умная, добрая и прелестная русская маленькая женщина, ни в чем не уступающая американским «маленьким женщинам» времен гражданской войны Севера и Юга, сейчас, в наше мирное время, живет на дне городской канализации.
…Мы времена не выбираем.
Мы в них живем и умираем…
(Александр Сергеевич Есенин-Вольпин. «Весенний лист».
Из архива Марины и Евгения Черносвитовых).
Ольга Зайцева,
педиатр, доктор культурологии,
член секции социальной медицины и психологии Философского Общества РАН.
г. Москва.
Автор «Маленьких женщин» - автор бестселлера «Гамлет – наш современник».
.