Продолжение коллективной монографии-эссе «Горячие точки биографии» из серии «Психология»:

- Философия родства или prolegÓmena новейшей теории наследственности

- Психологическое эссе №1: Бальзаковский возраст, или Между Федрой и Иокастой

- Психологическое эссе №2: О смысле трагедии

- Психологическое эссе №3: Синдром шагреневой кожи, или Смерть как состояние души: Симметрия добра и зла

 

«У ангелов нет возраста»

(Софья, моя дочь, 6 лет)

 

«Почему Эрот– ребенок?»

(Машенька, 5 лет, умирающая от острого лейкоза)

 

Ольга Николаевна Зайцева с дочерью
Ольга Николаевна Зайцева с дочерью

Мои «Маленькие женщины» навеяны, отнюдь, не одноименной новеллой Луизы Мэй Алькотт или экранизациями (5!) этого прекрасного произведения. Они – результат моей многолетней практики педиатра и воспитания моих двух девочек (одна из них приемная). А толчком к написанию этого эссе явилась случайно услышанная «песенка» в одном из московских кафе: «За монеточку, за конфеточку сняли малолеточку…».

 

Девочка в четыре года при нормальном развитии это действительно маленькая женщина. Фрейд был прав, уделяя столько внимания детскому возрасту. Я могу согласиться с ним, что все достоинства и пороки взрослой женщины и ее «линия жизни» (sutra), раскрываются в четыре-пять лет. Чтобы это понять, что девочка уже в четыре года суть маленькая женщина, достаточно посмотреть, как она относится к себе – одевается, какие игры предпочитает, как она воспринимает своих подружек и – как она болеет! Сейчас я наблюдаю как она ищет в Сети? Цветы, женскую одежду, посуду, приготовление пищи, мебель, свадебные наряды и аксессуары для новорожденного. Со взрослыми женщинами разного возраста при доверительном общении девочка ведет себя как взрослая женщина, хорошо сознавая, что она еще – маленькая женщина.

 

«Маленькие женщины» - какой разный смысл имеет это понятие! Так, в экранизации новеллы Луизы Мэй Алькотт 1933 года (режиссер George Cukor) «маленькими женщинами» (погодками?) своих дочерей называет отец в письме с фронта. А в экранизации 1994 года (Gillian Armstrong) «маленькими женщинами» своих дочерей называет мама (отец в письме из госпиталя называет их «дочурками»). Луиза Мэй Алькотт назвала свою новеллу «Маленькие женщины», вкладывая в это понятие только один конкретный смысл – на долю ее юных героинь выпали все невзгоды войны, которые они приняли как маленькие женщины. Во время войны дети быстро психологически взрослеют! Любая война уничтожает прежде всего детство – самую прекрасную пору человека! Я, как врач, могу к этому добавить: при тяжелой болезни ребенок также быстро взрослеет. У девочек это особенно заметно.

 

Мое понятие «маленькие женщины» - структурно и содержательно. Физически девочка от четырех до десяти лет есть миниатюрная женщина. По Альбрехту Дюреру, пропорции тела девочек 4-10 лет равны пропорциям взрослой женщины.

 

Я, как и великий художник, конечно, имеем в виду прежде всего европейку. Здесь вопрос об антропогеографических и расовых различий не затрагивается. Они, безусловно, есть: например, у славянки, африканки и японки. Но, эти различия остаются стабильными во все периоды жизни. Они – общие различия. Здесь я говорю об особенностях возраста в связи с «горячими точками» биографии.

 

Интеллектуально и эмоционально, согласно наблюдениям и работам, прежде всего, сэра Ричарда Бартона и Фрэнсиса Гальтона, «маленькие женщины» (еще раз поясняю: возраст от 4 до 10 лет) ни в чем не уступают взрослым женщинам (от 18 до 80 лет). Только в том есть различие, что у «маленьких женщин» нет жизненного опыта. Поэтому будущие страдание, боль и наслаждение еще бессодержательны: в сознании они представлены не актуально, а витально – как мечты, фантазии, грезы и «странные» страхи.

 

Особо следует, конечно, выделить сексуальные переживания «маленьких женщин». Очень откровенно и клинически точно сексуальные переживания четырехлетней девочки и как они проступают в девичестве и взрослом состоянии, показаны почти в документальном фильме «Опасный метод» (режиссер David Cronenberg, 2011 г.).

 

Все главные герои фильма и события, которые с ними происходят – реальны. 18-летняя талантливая пациентка Карла Юнга Сабина Шпильрейн, в болезни хорошо воспроизводит свое прошлое, когда она была маленькой женщиной (4 года). Рекомендую посмотреть этот фильм. Именно русской Сабине Шпильрейн, которая стала психиатром, находясь под сильным влиянием и Фрейда, и Карла Юнга, тем не менее удалось создать собственные теории личности и невроза.

 

Ппозволю себе здесь, коль пишу для читателей Дальнего Востока, упомянуть один интересный факт из биографии выдающегося советского психиатра, создателя психиатрической школы на Дальнем Востоке, Ивана Борисовича Галанта – с разрешения его ученика и биографа, профессора Евгения Васильевича Черносвитова – история Сабины Шпильрейн, показанная в фильме «Опасный метод», чрезвычайно схожа с историей профессора И.Б.Галанта.

 

Квинтэссенция теории Сабины Шпильрейн, поразившей воображение Фрейда, до невероятности совпадает со взглядами Ивана Борисовича Галанта: оргазм – это маленькая смерть, смерть это большой оргазм (из письма Галанта Фрейду, 1936 год; из архива Е.В.Черносвитова).

 

Вот эту реалию из переживаний «маленьких женщин» нужно помнить всем, и прежде всего воспитателям, педагогам и психологам, которые касаются тончайших кружев души «маленьких женщин». Особенно в наше время, когда в различных телешоу «волосатыми толстыми пальцами» пытаются пальпировать души «маленьких женщин». Когда в кафе звучат песенки – «за конфеточку, за монеточку …»

 

Наверное, самая «горячая точка» биографии для «маленьких женщин» (в смысле Луизы Мэй Алькотт) начинается в пубертате. Это, загадочное состояние биографии человека, на мой взгляд, лучше всех поняли и описали два выдающихся психиатра. Один был создателем и директором  психиатрической клиники в Цюрихе, в которой лечилась и Сабина Шпильрейн, и Иван Борисович Галант – Евгений Блейлер. Другой – советский психиатр, профессор  Валентин Федорович Матвеев, создавший кафедру психиатрии в Московском медицинском стоматологическом институте и два клинических отделений при кафедре (15 ПБ Москвы), в которых лечились и наблюдались подростки с девиантным и делинквентным поведением.

 

Маленькие женщины превращаются в подранков, вступая в пубертат. Но и лишенное нравственных начал общество еще раньше природы уродует: маленькие женщины становятся маленькими бомжихами. Вот стихотворение замечательной поэтессы-тверчанки Наины Хониной, которое так и называется «Маленькая бомжиха».

 

«Брошу все,

отращу себе бороду!» -

Так любил поговаривать дед…

Я бреду бродягой по городу,

Ну, а деда в помине нет…

 

Так и умер без бороды,

Да и мне ее не носить.

Что ж ты, дед,

Туды-растуды,

Не сказал мне,

Как дальше жить?

 

Говорил,

Что все люди – братья.

Покупал цветастые платья.

По головке гладил рукой.

Обещал мне мир да покой.

 

Неспокойная я – беспокойная.

Несвободная – подневольная.

Я завишу и от попойки,

И от каждой

дворовой помойки.

 

Не смотри на меня,

Что я маленькая,

Мне, наверное, десять лет…

Пусть я маленькая, да удаленькая,

И на все могу дать ответ!

 

Не забытая, всеми битая,

Синяками-то украшена.

Сигаретка лежит –

Не погашена,

Вот и яблоко – не умытое…

 

Докурю ее, ешти-клешти,

И пойду я с яблоком в гости.

Угощу им Кешку беззубого.

Он не скажет

И слова мне грубого!

 

Он в подвале живет, в уголке.

Вдруг потреплет меня по щеке?

Может,

Книжку он мне прочтет?

Может, Пуговкой назовет…

 

По головке погладит, как дед…

На прощанье даст мне совет:

«Ты бы, Галька, в школу пошла,

Ты уж, Галька,

До ручки дошла…»

 

Яркий, колоритный образ маленькой женщины – бомжихи показан в российском сериале «Детективное агентство «Иван да Марья». Умная, добрая и прелестная русская маленькая женщина, ни в чем не уступающая американским «маленьким женщинам»  времен гражданской войны Севера и Юга, сейчас, в наше мирное время, живет на дне городской канализации.

 

…Мы времена не выбираем.

Мы в них живем и умираем…

(Александр Сергеевич Есенин-Вольпин. «Весенний лист».

Из архива Марины и Евгения Черносвитовых).

 

Ольга Зайцева,

педиатр, доктор культурологии,

член секции социальной медицины и психологии Философского Общества РАН.

г. Москва.

Автор «Маленьких женщин» - автор бестселлера «Гамлет – наш современник».

.