В. Шпорт
В. Шпорт

Последние оценки, сделанные столичными экспертами, отмечают падение рейтинга ряда губернаторов Дальнего Востока, в том числе главы Хабаровского края Вячеслава Шпорта. В конце декабря региональное правительство усилило структуры, работающие со СМИ, но источники «Ъ» заверяют, что это задумывалось давно. Местные эксперты сомневаются, что популярность губернатора снизили именно итоги выборов 4 декабря. Оппозиция считает, что любые реформы в аппарате мало сделают для поднятия рейтинга власти, поскольку причина его падения — в неудовлетворительном состоянии экономики.

 

На этой неделе Фонд новой электоральной политики (ФНЭП) и Agency Internet Media обнародовали очередной «кремлевский» рейтинг губернаторов. Исследование, напомним, пытается путем экспертной оценки определить уровень доверия центра к главам регионов. Среди дальневосточных губернаторов большинство, в том числе глава Хабаровского края Вячеслав Шпорт, оценены на «хорошо». «Отлично» получили глава Якутии Егор Борисов и Александр Винников (ЕАО), а губернатор Приморья Сергей Дарькин, наоборот, отличился «двойкой». В минус и господину Дарькину, и господину Шпорту эксперты ФНЭП ставят невысокие результаты «Единой России» в регионах на выборах в Госдуму (33,3% и 38,1% соответственно). Отрицательное влияние на рейтинг Вячеслава Шпорта, по мнению авторов исследования, оказали «массовые выступления населения против руководителей муниципалитетов» и «негативное „наследие Ишаева“» (предыдущий губернатор края, ныне полпред президента в ДФО Виктор Ишаев.— «Ъ»).

 

Какие выступления имеются в виду и в чем «негативность» наследия, не уточняется. Весной 2011 года жители Аяно-Майского района Хабаровского края действительно возмутились действиями своего главы Заура Цориева, сорвавшего отопительный сезон, и обратились по этому поводу в прокуратуру. Но господин Шпорт в той ситуации повел себя достойно: лично вылетел в райцентр, сделал ряд жестких замечаний и назначил проверку, после чего господин Цориев подал в отставку. Под «наследием» Виктора Ишаева обычно понимают его сохранившееся высокое влияние на жизнь Хабаровского края и региональную элиту.

 

Тем не менее, эксперты ФНЭП считают, что популярность хабаровского губернатора падает: в 2010 году они ставили ему «пять», в 2011-м — «пять с тенденцией снижения». В другом, более известном рейтинге губернаторов, который характеризует их политическую выживаемость (рейтинг составляет фонд «Петербургская политика»), Вячеславу Шпорту в ноябре поставили и вовсе «тройку». Эксперты отметили, что слабость его позиций как губернатора — именно в «снижении популярности». В четырех предыдущих версиях рейтинга по версии «Петербургской политики» господин Шпорт имел сначала пять баллов, а затем четыре.

 

Хабаровский политолог Татьяна Захарова призывает с осторожностью относиться к таким оценкам. «Связывать итоги голосования с рейтингом губернатора неправильно,— считает госпожа Захарова.— Что в Приморье, что в Хабаровском крае низкий процент за партию власти — это голоса не против Дарькина или Шпорта, а против путинской политики. Центр дал много поводов для недовольства: к примеру, повысив пошлины на импорт японских иномарок, лишил эти регионы возможности зарабатывать. Этого никто не забыл»,— говорит политолог.

 

По мнению Татьяны Захаровой, господин Шпорт и так «достаточно открыт» (об оценке его открытости см. контекст) и «работает нормально». «С учетом имеющихся финансовых возможностей власти делают даже больше, чем могли бы»,— говорит эксперт. Главе региона, прибавляет госпожа Захарова, быть может, не хватает только работы над «имиджевой составляющей» — как собственной, так и региона.

 

Между тем, в конце декабря минувшего года в краевом правительстве произошли структурные изменения, призванные как раз усилить информационное сопровождение работы властей. Отвечавшее за это в структуре аппарата главное управление переименовано и преобразовано: вместо двух управлений в его составе теперь будет три, причем их усилят за счет известных хабаровских журналистов, пояснил «Ъ» источник, знакомый с ситуацией. По сведениям «Ъ», новая структура уже утверждена, но назначения еще не подписаны (в открытых базах регионального законодательства подобных распоряжений не появлялось). Реализацией единой информационной политики также займется управление по печати и телерадиовещанию, подконтрольное губернатору — оно станет преемником комитета по печати, полиграфической промышленности и телерадиовещанию.

 

В правительстве отрицают, что нововведения связаны с падением рейтинга главы региона: «они задумывались давно и сделаны, как только кончились выборы», сказал «Ъ» один из чиновников. Но подобные меры вряд ли будут эффективны, считает глава крайкома КПРФ Анатолий Дронченко. «Рейтинг губернаторов, и Шпорта в том числе, падает не из-за их личных качеств или результатов выборов, а из-за экономической ситуации. В крае она удручающая: даже на таком ведущем предприятии, как Амурский судостроительный завод, в декабре введено наблюдение»,— говорит коммунист. «Кто бы ни пришел в новые структуры, они смогут лишь лучше приукрашивать. А нужно менять ситуацию»,— полагает он.

 

Дмитрий Щербаков,

Коммерсантъ (Хабаровск), №4 (4786), 13.01.2012

http://www.kommersant.ru/doc/1849349

 

-------------

контекст

 

Вячеслава Шпорта цитируют чуть реже, чем Николая Дудова

 

Согласно рейтингу информационной открытости губернаторов за 2011 год (ежегодно формируется Национальной службой мониторинга и Институтом независимых политических исследований), среди дальневосточников лидер по информационной открытости — глава Магаданской области Николай Дудов: он занял 13-е место с коэффициентом 0,4644. Показатель характеризует, насколько часто губернатор не просто фигурирует в сообщениях СМИ, но и цитируется в них (прямо или косвенно). Хабаровский губернатор Вячеслав Шпорт в рейтинге идет вторым (общее 18 место), третьим — приморский губернатор Сергей Дарькин (24 место), четвертым — сахалинский Александр Хорошавин (32 место). Остальные главы субъектов Дальнего Востока продемонстрировали в минувшем году открытость менее 0,4 пункта, то есть на 10 сообщений с упоминанием губернаторов приходилось менее четырех, в которых они что-либо говорят.

 

Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/1849342

.