Марк
Марк

Такого в новейшей истории Русской православной церкви еще не бывало. Недавно в своем доме в Кирове повесился священник отец Петр Шак, который еще два месяца назад был настоятелем крупнейшего на Вятке Успенского кафедрального собора Трифонова монастыря.

 

Прихожане на местных интернет-форумах сходятся во мнении: к содеянию великого греха батюшку привела отставка, в которую Петра отправил новоиспеченный Вятский и Слободской владыка Марк. Минувшей весной новый управляющий Вятской епархией РПЦ МП архиепископ Марк (Алексей Тужиков), прибывший из Хабаровской епархии, запретил протоиерея Петра в священнослужении, в результате чего тот с сердечным приступом попал в реанимацию. Источники в епархии утверждают, что отец Петр «стал жертвой наушничества», вызвавшего гнев архиерея.

 

По словам кировчан, с приходом Марка старых священников стали лишать должностей. «Начали снимать священников, которые больше всего сделали для города, у народа возникли вопросы, у владыки было взято интервью. На вопрос, почему столько выведено за штат, он ответил: «Ну, во-первых,— экономические преступления, а во-вторых, я хочу работать со своей командой».

 

Правда, о каких именно экономических преступлениях идет речь, пока так и неясно. Портал RusHub обратился за комментариями в пресс-службу РПЦ и даже к бывшему руководителю Дальневосточной духовной семинарии, ныне ректору Российского православного университета Петру Еремееву. Но ответа пока нет.

 

Вот предположение одной из прихожанок отца Петра: «У нас все пребывают в шоке с момента приезда нового владыки Марка. Он у нас уволил самых лучших и проверенных священников, публично оклеветав их, уволил уважаемых старцев и многих дьяконов, запретив выезжать в другие области под страхом снятия сана. У меня в голове не укладывается, как православный человек может обречь на голодную смерть семьи клириков, не оставив никакой возможности для заработка? Если он хочет работать со своей командой, о чем заявил публично, то зачем губить наших священников??? Столько есть храмов, куда можно перевести батюшек, а не гнобить, хулить и кричать в приемной. Отец Петр Шак стоял у истоков возрождения православия на Вятке после советского периода. Что нужно было наговорить этому мягкому и замечательному человеку, чтобы сначала довести до инфаркта, а потом до повешения?»

 

Отца Петра с должности настоятеля убрали в апреле. Через некоторое время священник попал с инфарктом в реанимацию. Когда оклемался, снова попытался попасть на прием к владыке, но безуспешно. Тем временем по Вятке пошли слухи, что не только из-за отставки так осерчал батюшка. Через несколько часов после известия о смерти Петра аноним на одном из кировских сайтов написал вот что: «Отец Петр вчера вечером вынес еще одно «благословение» владыки Марка. Со своей семьей он жил в казенном доме епархии, а вчера от владыки Марка пришла делегация, которая заявила о том, что если Петр не покинет дом в короткое время, то его посадят в тюрьму. У отца Петра два сына в армии и жена, и идти ему было некуда. Он об этом сказал, молил о пощаде, но ему грубо ответили, что это его проблемы. Квартиры казенные сейчас отдают хабаровским, которые приезжают к владыке».

 

- Епархия никак не комментирует эти события. Простите, до свидания, - ответил сотрудник Вятского епархиального управления протоиерей Владимир Путинцев на вопрос газеты «Известия» и повесил трубку.

 

Родные священнослужителя не смогли сдержать эмоций у гроба и несколько раз выкрикивали: «Вот что делает с хорошими людьми хабаровская мафия! Не священники они, а настоящие воры и бандиты! Довели! Довели человека!»

 

О чем именно шла речь, никто не пояснял, но было ясно, что все друг друга понимали без слов.

 

Так изложила версию творящихся в Кирове событий после переезда туда бывшего хабаровского архиепископа Марка корреспондент газеты «Московский комсомолец» Екатерина Петухова.

 

В Московском патриархате сожалеют, что бывший настоятель вятского Успенского собора протоиерей Петр Шак не смог использовать себе во благо отстранение от должности, сообщило агентство «Интерфакс-Религия».

 

- Архиепископа Марка я знаю очень давно. Мы с ним вместе учились. Это жесткий человек, жесткий администратор. Он любит побуждать людей к тому, чтобы они периодически меняли вид деятельности, - заявил «Интерфаксу» глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.

 

Как отметил отец Всеволод, насколько ему известно, в Вятской епархии были случаи, когда люди «радикально путали церковную кассу и свою личную кассу». «Не знаю, что было в этом случае. Может быть, нужно было проявить большую мягкость, большее человеколюбие и личное участие», - выразился он по отношению к жестким мерам архиепископа Марка.

 

Однако, продолжил представитель церкви, нормальный священник, даже если он отстранен от своего служения «не то что не повесится из-за этого, а просто скажет: ну вот, благодарение Богу, больше появилось времени для молитвы, пастырской работы».

 

- В церкви вообще не правильно бороться за власть. Если посмотреть на аскетическую литературу, люди как раз уступали друг другу властные полномочия, позиции, потому что знали и знают сегодня, что быть руководителем - это значит быть чуть-чуть под большим риском для собственной души и собственного спасения», - привел слова отца Всеволода «Интерфакс-Религия».

 

В комментариях на кировских форумах о причинах самоубийства отца Петра есть довольно острые. «Никогда такого не было. Не было путания». «Повесился он не из-за того, что его отстранили. Пора уже всем это понять. Он сам знал о финансовых проблемах прекрасно еще за месяц до приезда Марка. Его довели. Это самая главная причина».

 

«Может, Чаплин подаст пример своему однокурснику Леше Тужикову и со смирением уйдет со своего властного и руководящего места, глядишь, и «Мрак» уйдет с Вятской земли, не место жестким людям и администраторам в церкви, которая должна делать людей мягче, добрее, душевнее, а не вынуждать лезть в петлю!».

 

«Что-то от этих тем про РПЦ начало уже смердить несвежим! Считаю, что лучшие времена Русская Православная Церковь пережила во времена большевистских гонений и фашистской оккупации. Тогда РПЦ была оплотом веры и человеческого подвига! Сейчас это саморазлагающийся и агонизирующий организм, пожираемый той же коррупцией, чревоугодием, стяжательством, короче - грехом! Трагическая кончина отца Петра как нож патологоанатома вскрыла эту зловонную требуху. Светлая ему память и Царствие Небесное. Человеком он был цельным, добрым в помыслах и поступках, всепрощающим, но и нетерпимым к нашему великосветскому хамству. Боль об утрате отца Петра пройдет не скоро... Земля ему пухом... Угомонитесь уже все и помолитесь о спасении его души. Для этого не обязательно идти в церкву, тамошним служителям сейчас не до него и не до нас».

 

«Это очень печально, что батюшка решился на самоубийство... Но очень хотелось бы знать, что ему наговорили по телефону, после чего он решился на такой страшный шаг! Думаю, сказали ему что-то очень ужасное».

 

Как пишут независимые СМИ, проститься с отцом Петром пришли тысячи кировчан - фойе ДК, площадка перед ним и тротуар близлежащего Октябрьского проспекта были забиты до отказа.

 

Патриархия направила в Киров комиссию разбираться. Но уже ясно, что новый архиепископ триумфально «прошелся» по всем крупным храмам города, отстранив от работы старых заслуженных священников и поставив на их места «своих». В интервью ГТРК-Вятка он так откровенно и сказал, что любой человек предпочтет окружить себя «теми людьми, с которыми он будет более плодотворно работать... Это нормальный процесс. Когда есть понимание того или иного вопроса, он решается быстрее».

 

«Свои» священники, возможно, не менее заслуженные, чем старые вятские, вот только поверить в то, что все уволенные уличены «в серьезных финансово-хозяйственных, экономических нарушениях, а подчас преступлениях» (слова архиепископа Марка из того же интервью), довольно трудно. Или следует признать, что русская церковь - это банда воров.

 

Главное слово тут «серьезных», мелкие-то нарушения есть практически во всех храмах, где по традиции существуют «черные кассы», помогающие немного увеличить официальные (то есть те, с которых платятся налоги) зарплаты работающих в церкви людей - регентов, певчих, поваров, учителей воскресных школ и др. Конечно, если архиепископ Марк решил бороться за полную прозрачность церковного бюджета, то такую принципиальность можно только приветствовать.

 

Но есть сомнения в том, что владыка готов руководствоваться теми же принципами в своем управлении епархией. Во всяком случае, люди пока не видели полной финансовой отчетности вятской кафедры. Так что намерения вырисовываются скорее коррупционно-бюрократические: со «своими» решать вопросы легче и быстрее. Вот и летят щепки...

 

Ко всем бедам отца Петра попросили освободить казенную квартиру, где он жил с женой и двумя сыновьями (своего жилья у священника-расхитителя не было). В блогах пишут, что те, кто пришел с печальным известием, попросили заплатить по миллион рублей за каждый год проживания в служебной квартире. Еще пишут, что результаты работы новой команды архиепископа Марка уже вовсю ощущаются в жизни города: повысились цены на крещение и отпевание, на молебны и панихиды. Раньше бабушка могла подать записку об упокоении за 10-15 рублей, а по новому «тарифу» требуется аж 100! «Это шок!» - ужасается блогер.

 

Конечно, большая часть этой информации основана на незнании реальных причин гибели отца Петра и жесткого, можно сказать, непримиримого отношения архиепископа Марка ко всей этой ситуации. Остается ждать официальных комментариев РПЦ. Ведь от государственных органов, в частности, правоохранительных таковых не последовало. Почему? Наверное, потому что церковь у нас отделена от государства?

 

Ольга Базина  

RusHUB, 15.06.11

http://rushub.ru/action/detail.php?ELEMENT_ID=5811

.