Дмитрий Демешин
Дмитрий Демешин
Врио главы Хабаровского края рассказал в интервью ТАСС о перспективах развития Хабаровского края, о будущем промышленности, о новой хартии промышленного технологического суверенитета и импортозамещения, а также об уникальном проекте развития острова, который делят Россия и Китай.
 
- Дмитрий Викторович, в конце мая вы приехали в регион и включились во внутреннюю повестку Хабаровского края. Сложилось у вас за это время понимание целей и проблемных мест в регионе?
 
- Я работаю два месяца. Когда приехал в регион, начал с экономики. В целом Хабаровский край показывает неплохие темпы развития. Растут доходы бюджета, растет валовой региональный продукт. Но, справедливости ради, горожанам и жителям края эти цифры не нужны. Они хотят, чтобы решались их проблемы. Они хотят, чтобы за этими цифрами стояло реальное улучшение качества их жизни, рос уровень жизни во всех районах края. Начиная от качества дорог и доступности лекарств в аптеках, заканчивая свободными местами в детских садах и обучением в школах в одну смену.
 
И здесь, на мой взгляд, у нас много работы. Люди пишут в соцсетях, что в школах вторые смены, что школы в плохом состоянии, что медицина недоступна и так далее. Моя задача - вернуть чиновников из космоса на Землю, от цифр их перенаправить в сторону запросов людей и защиты их интересов, работы под потребности жителей нашего края.
 
Больше всего вопросов у хабаровчан к состоянию дорог. На заседании президиума правительства края дал поручение срочно сформировать первоочередной график проведения ремонтных работ в городах и поселениях, найти средства для оказания поддержки главам муниципалитетов, чтобы привести в порядок муниципальную сеть.
 
Все сразу, естественно, мы не отремонтируем. Но к социальным объектам нам надо иметь особое отношение. То же самое касается медицины. У нас целый блок специальных условий для врачей, чтобы те уезжали в муниципалитеты, 1 млн рублей подъемных даем и обеспечиваем социальным жильем. Только жилье это не построено. И врачи поэтому не едут, а в поликлиниках - как итог - не записаться к узкому специалисту.
 
В Хабаровском крае научились делать презентации о достижениях - красивые буклеты о том, что у нас получается. Я поручил составить Атлас проблем Хабаровского края - такой же красивый, но только он будет о сложностях, которые надо решать.
 
И даже если говорить о том, что получается, - у нас получается в экономику. Но есть барьеры. Например, иностранный бизнес, который ушел и забрал с собой технологии. А нам они нужны: у нас и самолеты, и корабли строятся.
 
На днях с правительством Хабаровского края представил хартию промышленного технологического суверенитета и импортозамещения.
 
Этот документ определяет приоритет развития отечественного промышленного производства, поддержку импортозамещающих проектов и инноваций, синергию всех производственных процессов в регионе. В результате мы сможем загрузить предприятия нашей продукцией, которая ранее завозилась из-за рубежа.
 
- Если говорить о медицине, в регионе отмечалась проблема с поставками инсулина, сообщалось о сложностях с получением льготных лекарств, необходимых при тяжелых аутоиммунных заболеваниях. Остается ли проблема?
 
- В моменте все решили. Стратегически проблемы остались. Прежде всего, проблема дефицита инсулина была абсолютно искусственной и связана была с плохой работой краевого минздрава. Это просто криво оформленные закупки. Деньги в бюджет доводятся 1 января, а торги объявляют в конце марта. Целый квартал потеряли на этом. А с самим инсулином проблем не было.
 
Я не поленился и сам проверил: за деньги в аптеках все есть. А если по рецепту, за счет государства, то препарата нет. Проблемы с администрированием должны быть сняты, но в любом случае у нас есть в каждой поликлинике главный врач, который должен быть на стороне пациента. У нас работает горячая линия 122 - еще с ковидных времен. Я призываю пользоваться всеми этими инструментами.
 
Что касается проблем с доступностью лекарств в целом по стране, фармрынок сильно изменился, отдельные мировые производители лекарств перестали продавать свои препараты в России.
 
Отечественные фармкомпании не до конца заместили производство препаратов, а те, что работают, не выстроили логистику или не хотят участвовать в торгах, потому что их ценник не устраивает. Это уже вопрос федерального уровня. Я обсуждал этот вопрос на встрече с [министром здравоохранения РФ] Михаилом Мурашко, и он поддержал мою позицию.
 
Кстати, один из вариантов решения проблемы с льготными лекарствами - компенсация покупки препарата из личных средств. Такая возможность, например, у федеральных льготников есть, но на региональном уровне мы эту программу не запустили. Я дал поручение такую схему проработать.
 
- Полпред в ДФО, вице-премьер Юрий Трутнев призывал сконцентрировать усилия в дальневосточных регионах на проблеме оттока населения. Недавно в Хабаровске был глава ВЭБ.РФ Игорь Шувалов, он говорил о важности развития городской среды. Верите ли вы, что социальные возможности города могут удержать людей?
 
- Многие жители Хабаровского края не связывают свою судьбу с Дальним Востоком именно потому, что их не устраивают объекты социальной инфраструктуры. Мы не даем им достаточно точек притяжения через культуру, спорт, общественные пространства. У нас есть несколько больших проектов, которые мы развиваем, которые нужны региону и городам. Но мне очень важно, чтобы это было в том числе развитие общественных пространств.
 
В частности, на встрече с вице-премьером Юрием Трутневым проговорили включение в перечень первоочередных мероприятий реализацию мастер-плана реновации Амурского и Уссурийского бульваров. Хотим добиться федерального софинансирования для этих объектов.
 
Обсуждаем возможность запустить по механизму Дальневосточной концессии процесс создания на базе санатория «Уссури» реабилитационного центра. Обновленный объект планируется ввести в работу в 2028 году, он даст жителям Хабаровского края и всего Дальнего Востока доступные возможности для отдыха и оздоровления, а также позволит проходить реабилитацию участникам специальной военной операции. В год поправить здоровье в «Уссури» смогут от 13 до 15 тыс. человек.
 
Мы создаем объединенную набережную Амура. Завершили первый этап, впереди еще два. До конца доведем работы к 2029 году.
 
Другой хороший пример пространства двойного назначения - это Южная дамба. Она строится как средство защиты города при наводнениях после катастрофы 2013 года. 6,5 км дамбовой конструкции, которая до сих пор не введена в эксплуатацию. Нам надо ее не просто запустить: на дамбе будет проложен асфальт, будет свет, кафе, фонарики, лавочки. Настоящая набережная. Моя задача - вовлечь в хозяйственный оборот любые пространства, которые потенциально притягивают людей.
 
[Президент России] Владимир Владимирович Путин поставил передо мной задачу ускорить развитие региона. Это не значит делать все за бюджетные деньги. Это значит найти заинтересованных инвесторов и поддержать их. Моя задача - чтобы к тому моменту, когда мы запустим в гражданский и хозяйственный оборот остров Большой Уссурийский, Хабаровск уже имел гораздо больше туристических пространств.
 
- Как развивается сотрудничество Хабаровского края с Китаем? Какие категории товаров перспективны для экспорта в регионе, в каком объеме поставляется продукция сейчас?
 
- Для нас Китай уже 20 лет - основной внешнеторговый партнер. За период с 2020 по 2023 год внешняя торговля Хабаровского края с Китаем увеличилась практически в два раза. Мы поставляем в Китай топливно-энергетические товары, стальные полуфабрикаты, рыбу и морепродукты, продукцию деревопереработки, мед, пиво и даже мультфильмы. По итогам 2023 года торговый оборот с КНР вырос на 10%. Мы вернулись к допандемийному уровню грузоперевозок через наши пункты пропуска Хабаровск - Фуюань, Хабаровск - Тунцзян и Покровка - Жаохэ. Готовы и дальше наращивать объемы внешнеторгового оборота. Потенциал грузоперевозок через наши пункты пропуска составляет 2 млн т грузов ежегодно.
 
Проект развития острова Большой Уссурийский динамику нашего партнерства только усилит. Мы создадим на острове не только финансовую, но и научно-технологическую инфраструктуру. Начали реализацию грузопассажирского пункта пропуска на острове. Первоочередная задача - это запуск погранперехода на острове Большой Уссурийский. Начало подготовки строительства автодороги планируется уже в 2024 году. Бюджетная заявка направлена в Росавтодор.
 
- Вы сказали, что в регионе не хватает жилья. Медикам в том числе. Какие решения видите в этой части?
 
- Сегодня перед нами стоит задача сохранить темпы строительства в 2024 году на уровне не менее 550 тыс. кв. м. На 1 июля уже введено более 216 тыс. кв. м. В крае 88 действующих разрешений на строительство жилых объектов площадью 1,2 млн кв. м, в строительстве - более 24 тыс. квартир. Работают 66 застройщиков.
 
Те сложности, которые я увидел в сфере жилищного строительства, связаны с тем, что компетенции выдачи разрешения на строительство спущены на муниципальный уровень. А муниципальные власти дают разрешение на точечную застройку, которая не предполагает, что застройщик подготовит помимо жилых квадратных метров еще и социальную инфраструктуру - школы, поликлиники, детские сады. Еще в Хабаровском крае до сих пор остаются так называемые обманутые дольщики, и нам предстоит решить и эту проблему.
 
- Будете ли вы контролировать на муниципальном или на региональном уровне вопрос о точечной застройке?
 
- Если муниципалитеты не смогут мне обосновать разрешение на точечную застройку, мы заберем этот вопрос на уровень региональных полномочий, создадим единый центр компетенции. Либо оставим за собой право решения для масштабных проектов, где мы приглашаем инвестора и без конкурса предоставляем разрешение застраивать определенную территорию в обмен на преференции. Или будем расторговывать комплексное развитие территории. Эти вопросы мы начали решать.
 
Я специально дал муниципалитетам возможность показать, для чего они предоставляют участки для точечной застройки, чтобы сделать правильные выводы. Не исключаю, что в ряде случаев это могло быть единственное верное решение. Дождусь ответов муниципалитетов, оценю их.
 
- Одно из ключевых направлений развития - это железнодорожные перевозки. Дальневосточный полигон сейчас силами РЖД сильно меняется, модернизируется. Какие у вас ожидания от этих изменений?
 
- В этом году отмечается 50-летний юбилей Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Это ключевой объект Дальнего Востока в целом, на эту дорогу, как на нить, мы нанизывали наши города. С начала июля по Хабаровскому краю проезжает специальный «эстафетный» поезд по маршруту Хабаровск - Тында - Хабаровск. На станциях проходят праздничные митинги, творческие выступления и награждение работников и ветеранов БАМа. Это важное событие для всех жителей нашего края.
 
Что касается дальнейшего развития железных дорог, в крае строится абсолютно новая Тихоокеанская железная дорога. Она позволит экспортировать уголь с Эльгинского месторождения, которое находится в Якутии, в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Будет запущена в следующем году. Провозная способность новой железной дороги составит 50 млн т в год, общая протяженность - 500 км (уже сейчас уложено 450 км пути), а с разъездами и станциями - 626 км. Мощность терминала «Порт Эльга» в районе мыса Манорский составит 30 млн т угля в год с возможностью увеличения до 50 млн. Объем планируемых инвестиций в проект - более 164 млрд рублей, из них 108,5 млрд рублей будет вложено в строительство железной дороги.
 
Загрузка железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей на восточном направлении составляет сегодня от 83 до 88%, а нам нужно в два раза увеличить ее пропускную способность. Поэтому сейчас ведется расшивка железнодорожных путей на 164 объектах, в том числе второй и третий этапы модернизации БАМа и Транссиба с завершением в 2026 и в 2035 годах, увеличение пропускной и провозной способности для роста транзитного контейнеропотока в четыре раза (до 2026 года), строительство вторых путей на участке Комсомольск-на-Амуре - Ванино (позволит увеличить его провозную способность с 40 до 82 млн т до конца 2024 года) и др.
 
Идет электрификация участка Волочаевка-2 - Комсомольск-на-Амуре - Ванино, строительство Дуссе-Алиньского тоннеля. В феврале 2024 года завершена сбойка его восточной и западной проходок на участке Новый Ургал - Постышево. Срок завершения проекта - 2025 год. Это позволит увеличить пропускную способность с 16–17 до 25 пар поездов, даст на этом участке прирост грузооборота 20–30%.
 
Всего суммарная провозная способность БАМа и Транссиба должна составить по итогам 2024 года до 180 млн т в год, по итогам 2030 года - 210 млн, 2032-го - 270 млн.
 
Это станет стимулом развития портовых мощностей Ванино и Советской Гавани: там в 2027 году прогнозируется грузопоток свыше 100 млн т.
 
Чтобы планы осуществились, планируется строительство второго моста через Амур у Комсомольска-на-Амуре, а также второго Кузнецовского тоннеля.
 
- Вы сказали про Тихоокеанскую железную дорогу и связанный с ней порт «Эльга». Есть ли понимание по срокам ввода в эксплуатацию порта и по объемам перевалки в нем?
 
- Мне буквально каждый день присылают фотографии со стройки порта, и есть надежда, что его строительство закончат раньше планируемого. Мощность порта составит 30 млн т угля в год с возможностью увеличения до 50 млн. Уже профинансировано почти 150 млрд рублей. Огромный частный проект. В перспективе я откровенно рассчитываю на то, что в черте порта будет образован целый город. И конечно, нам крайне важно, чтобы этот объект соединил с точки зрения экономики Якутию с месторождением и Хабаровский край с точки зрения перевалки.
 
- Как вы оцениваете работу оборонно-промышленного комплекса региона? В каком объеме продукция (самолеты, суда) сдана в этом году? Насколько загружены авиазаводы, судозаводы?
 
- Наши предприятия ОПК продолжают выпуск патронов, взрывчатых веществ, ремонт бронированной техники, средств ПВО, судовых двигателей, авиатехники. Мы создаем единый центр по производству беспилотных летательных аппаратов. Амурский судостроительный завод загружен до 2028 года. По контрактам с Минобороны идет строительство серии корветов и малых ракетных кораблей, многофункционального аварийно-спасательного судна и грузопассажирского парома для линии Ванино - Холмск.
 
Прорабатываются вопросы увеличения производственной программы за счет строительства серии корветов и универсальных судов проекта IRV05.
 
Но нам точно необходимо повышать конкурентоспособность верфей в направлении гражданской техники. Сегодня наши верфи строят технику на 20% дороже, чем верфи Азии, и в судостроении это значительные суммы. Поэтому мы просим субсидии из федерального бюджета на компенсацию части затрат по строительству гражданских судов. Проект постановления в соответствии с поручением Юрия Трутнева находится на рассмотрении в федеральных органах исполнительной власти.
 
Хабаровский судостроительный завод сегодня находится в сложной экономической ситуации. У него отсутствует перспективная загрузка. В 2024 году завершаются основные контрактные обязательства. Ему нужны новые заказы и оптимизация собственных мощностей, реализация непрофильных активов. Договариваемся с Минобороны и с соседними регионами в попытке найти для них новые заказы.
 
Несмотря на то что военные заказы в большинстве своем держат наши предприятия в тонусе, мы не снимаем задачи по диверсификации производств. Мы все рассчитываем на то, что наша страна победит и вновь настанет мир. Но что будет потом, все заводы встанут? Надо быть готовым к их переориентированию, поэтому на верфях сейчас строят десантные корабли, а будут строить метеоры. То же самое с самолетами. Мы собираем легендарный SJ-100 и истребители тоже. А нужно идти и в сторону малой авиации, создать свою линейку малой авиации, которая будет использовать не только Хабаровский край, но и все регионы Сибири и Дальнего Востока. К сожалению, таких самолетов со времен советских «кукурузников» у нас нет. И моя задача как раз - помочь производителям с этим.
 
Юлия Алеева, Евгения Летта,
ТАСС, 9.7.2024