Вместо эпиграфа:
«При жизни Хемингуэй говорил: Не спрашивай никогда, по ком звонит колокол».
И сам же отвечал: «Он звонит и по тебе».
Из статьи журналиста Марины Прасковой
«Классика на помойке»,
газета «Магаданская правда» за 20 августа 2010 года
М. Горбунов |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
На сайте «Дебри» вы могли прочесть, что Хабаровская прокуратура установила: стоимость оплаты этого вида услуг «Дальсвязи» (виртуальным пространством в Магадане правит именно она) в 50 раз превышает аналогичную в Москве! И поэтому я экономен: стараюсь «бегом» и (так как знаю, где и что искать) удержаться в пределах 2 – 3 тыс. руб. в месяц. Тут дважды «гульнул» на все пять.
А еще старый знакомый по жизни в далеком колымском поселке отвез меня в магазин джинсов и на «китайский» рынок: я купил три пары штанов и зимнюю куртку. Всё! Но всё равно-большое спасибо!
Но я мог бы ходить и в старых джинсах. А знаете, без чего не может прожить, а иногда и просто ЖИТЬ настоящий журналист? Правильно: без возможности писать и печататься. У меня в моей области такой возможности почти нет. Здесь аналитики не нужны. Когда я минувшей зимой заболел и порой не мог даже выйти на улицу, два главных редактора – чиновник и владелец трех пухлых газет (обе – члены правления местного Союза) – как сговорившись, предложили мне вести …страницу юмора! А мне ведь было далеко не до смеха. Зато кое-кто (пусть ей будет стыдно) наверняка еще раз посмеялся, когда за четыре полосных статьи выписал мне гонорар аж в 500 рублей!
Сами СМИ области, включая телеканалы… Нет, не продажные, как кричат порой наши «горячие» головы. Они прямо или косвенно полностью принадлежат, либо финансируются из разнообразного уровня госказны. И если твое мировоззрение пришло в противоречие с казной- лучше им поступиться и писать, к примеру, многополосные рекламные материалы для турагентства, или не очень грамотно переписывать материалы прокуратуры.
Всеволод Богданов как-то совершенно справедливо заметил, что на местах структура Союза размывается. А как ей не размываться, как журналистам не работать в поте лица на заказчика!? Заплаты у них куда ниже средней по области (та более 30 тысяч рублей - странная тоже цифра, о происхождении которой я обязательно потом расскажу). А в Союз приходят многочисленные пресс-секретари, которых я совершенно не знаю, сотрудники отделов по работе с общественностью. На сегодня их едва ли не половина из нас. Зато работа у них поспокойнее, да и заплаты и льготы – не сравнить.
Крепкие профи уходят туда, где платят больше, поскольку им, между прочим, и детей кормить надо. Так недавно покинул рекламный конгломерат из нескольких газет под «крышей» городской мэрии и ушел писать статьи для Магаданского заповедника молодой, но уже проявивший себя в публикациях журналист Виктор Пчелинцев (у него двое детей).
Такой Союз, который у нас уже за сто человек, будет безусловно послушен своему правлению (еще начальству, не дай Бог, позвонят, да попросят меры принять). А в том, как ни странно, к примеру, депутат областной думы, работающий на постоянной основе, руководитель отдела по связям с общественностью и редактор – чиновник. Все, кстати, входят в местный руководящий орган догадайтесь, какой партии. И догадайтесь также, какую «линию» они проводят железной рукой- куда более политики, чем журналисты.
А вот зарплата всех этих управленцев кратно превышает доход любого «рядового» журналиста. К примеру, во время последних выборов депутатов областной думы позаседать в ней решила и главный редактор газеты региональной администрации «Магаданской правда» Антонина Лукина. По закону она была обязана представить в избирательную комиссию сведения о своих доходах за прошлый год. Комиссия, в свою очередь, эти сведения публикует в официальной областной газете.
Сегодня многие из нас хранят газету с той публикацией: полтора миллиона рублей оказался доход у её редактора! Но, полагаю, редактор спокоен: кто прочел, да и прочел ли вообще? Еще с весны у её издания, выходящего трижды в неделю, странный тираж: в будние дни «до двух тысяч», в пятницу – «до десяти тысяч». А много ли жителей области, кроме журналистов, да и то – не всех, интересуются «будничной» газетой, где нет телепрограммы? Да и «до», это, знаете ли, может быть и сто…
Про владельцев преуспевающего газетного конгломерата супругов Субботиных, кандидата философских наук и, как сейчас говорят, бизнесвумен, я уже не говорю. Им принадлежат и эти газеты, и ЗАО «Роспечать», и многочисленные магазины «Пресса» по всему Магадану. История приобретения этого ЗАО бывшим секретарем горкома КПСС Субботиным невероятно интересна. Но об этом тоже когда-нибудь позже.
Я много лет подрабатывал у супругов. Но завидовать мне не надо. Поскольку оплата была лишь гонорарная. Без соцпакета, без оплаты проезда на материк, без иных льгот. Да и вольны они распоряжаться материалами без согласия с автором. Сейчас я (видимо, ненадолго) публикуюсь в газете «Колымский тракт» под рубрикой «Подытожим?» («учти, Михаил, не более 300 строк!»). И вот вам пример одной такой правки.
В начале одного своего обзора я рассказал о том, что в Магадан прилетел спикер Совета Федерации РФ Сергей Миронов, который, как я подчеркнул, по федеральной трассе вместе с В.В. Путиным не ездил. А далее речь плавно переходила к премьер-министру Владимиру Путину. Далее я отмечу выброшенные абзацы другим шрифтом:
«В отличие от премьер-министра России Владимира Путина, который на днях катался по дальневосточной части (Чита-Хабаровск) трассы на желтой «Ладе-Калине». Замечу - это, по-моему, заодно реклама ВАЗу, или, по-модному говоря, пиар. В данном случае - желтый (шутка). Хотя, как сообщили мне коллеги из Хабаровска, Путин нашим автомобилестроителям, видимо, все же пока не до конца доверяет, поскольку в его кортеже везли на стеллаже точно такую же желтую машину. Не пригодилась».
«Премьер, кстати, сказал по телевизору, что трасса соединила Москву с Дальним Востоком. Жаль, до нас ВВ не доехал. Хотя бы до Тенькинского района, где паводок снес четыреста метров той самой федеральной дороги. Если же вас интересует мое мнение по этому поводу, то катастрофа приключилась по вине федеральных властей. Потому что те из них, кто проектировал «нашу ветку», должны были учесть, что реки у нас бунтуют повсеместно, и предусмотреть строительство соответствующих дополнительных охранных сооружений и укрепление мостов. Кстати, несколько ранее до ЧП суд отстранил от должности главного федерального автодоровца Магаданской области. И знаете за что? Следствием было доказано, что в строительство нескольких мостов на трассе было вложено не столько федеральных денег, сколько, скажем так, обеспечивало высокое качество этих самых мостов. А остальные денежки исчезли по карманам «добрых людей». Так что не зря, наверное, Путин дал поручение нашему губернатору Николаю Дудову НАПРЯМУЮ проконтролировать ситуацию – принять меры по скорейшему восстановлению трассы. Но деньги на это пошли уже исключительно из бюджета области».
Интересно, что эта ситуация куда подробнее описывалась на «Дебрях» в моей статье «Мост на троих»
И вот тут об этике в целом. Долгие годы я работал в прессе. Выходил в эфир радио Свобода еще со времен его основателя – племянника президента Чехословакии Савика Шустера, позднее – известного телеведущего. Вел в магаданском эфире четыре авторские передачи на разных каналах. Почти десять лет был собственным корреспондентом «Российской газеты» по Магаданской области. И, в общем-то, не бедствовал.
А тут меня обобрали. Да еще в каком-то местном предвыборном бюллетенишке! Причем сперли именно статью с «Дебрей» – «Удар током»
Потом эту мою статью размещали и в газете, и на Интернет-сайте городской администрации, причем каждый раз – с правками и – бесплатно.
Кстати, и на областном ТВ ведущий некоей передачи показал свой непрофессионализм: что-то там страстно стал вещать про плагиат и даже посоветовал мне …обратиться в суд! Господин хороший, вы хотя бы изучите часть 4 Гражданского кодекса РФ. Плагиат - это когда твою статью кто-то публикует за своей подписью (что в магаданских газетах – история, увы, нередкая). Когда просто тырят (да еще бесплатно), но твою подпись оставляют – это не плагиат, это бесстыдство и, полагаю, грубое нарушение журналистской этики.
В суд же я отродясь не жаловался – для этого у меня есть мое перо, то бишь клавиши компьютера, и «зеленая улица» от Константина Пронякина на «Дебрях» (хотя также опять же бесплатно для меня). Уверяю вас, заказчиков того предвыборного бюллетеня есть за что ругать на весь Дальний Восток!
Весной я попал в больницу. Мне поставили диагноз «депрессия второй степени». Вы догадываетесь, от чего впадает в депрессию журналист – профи и кто, в конечном счете, в моем случае главный виновник? Мне и сейчас не от чего полностью выздоравливать.
Недавно мне опять позвонили со Свободы, предложили работу. Но я подумал и – не стал подписывать контракт: очень сложно говорить в эфире даже две минуты без половины зубов, которые у меня выпали также наполовину. Да и гонорар у них невысок и получать его – только в Москве. Что обойдется дороже, чем вся заработанная за год сумма. Но не радуйтесь, некоторые местные коллеги: мне предоставлено право без дополнительной проверки публиковаться на портале Свободы. Вот там всё просто: либо тебя опубликуют безо всяких правок, либо откажут в публикации.
Уважаемый «друг Всеволод»! Уважаемые коллеги – участники Дальневосточного форума! Не кажется ли вам, что вместо того, чтобы «прессовать» тех, кто с вами несогласен (тем более своего коллегу), надо чаще садиться с ними за «круглый стол». И – обеспечить и защитить наконец свободу слова на территории Дальневосточного округа.
Почему вы не привлекаете нас, ветеранов, к обучению подрастающего поколения и «шлифовке», так сказать, подросшего. По крайней мере, я не раз обращался с таким предложением к той же Лукиной – и напрасно.
А зря манкируете, любезная! Многие современные наши журналистки (кто их учил?!) разговаривают так: через слово цивильное – слово матерное! А уровень? Вы можете себе представить Эрнеста Хемингуэя, который (при жизни! – во оборот: представить «папу Хэма» говорящим после оной жутковато) сам себя спрашивал и сам себе отвечал, по ком звонит колокол? Ну, если только перебрав кубинского рома, до которого, как пишут его биографы, великий мастер был большой охотник. Да и то вряд ли. Потому что и название романа «По ком звонит колокол», и ЭПИГРАФ к нему взяты у Джона Донна.
Константина Пронякина я знаю довольно давно: при мне он пришел в корпус собственных корреспондентов «Российской газеты». Конечно, тот еще ушлый парень (не обижайся, Костя, это ласково). Но я считаю: это именно он, а не правление нашего местного Союза, спас меня в самые, скажу прямо, страшные месяцы. Так что, полагаю неладно что-то в Вашем «королевстве», «друг Всеволод». Не пора ли встать на защиту «простых» журналистов и обеспечить им возможность свободно высказывать свое мнение?
Золотое перо Руси |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
Михаил Горбунов,
Золотое перо Руси.
Безработный пенсионер,
бывший собкор газеты «Территория»,
бывший автор газет «Сельская жизнь»,
«Известия», «Утро Россiи», «Правда-пять» (Линника),
«Русский курьер» (Голембиовского),
собственный корреспондент «Российской газеты» по Магаданской области,
обладатель почетного и пожизненного, но безденежного в России звания победителя – «Золотое перо Руси» (Национальная Литературная премия),
член СЖ РФ,
член Дальневосточного Интернет-ассоциации журналистов РФ – ДАЖ,
на Крайнем Севере с 1975 года.
г. Магадан.