Алексей Чекунков (в центре)
Алексей Чекунков (в центре)
Министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков выступил с докладом на заседании Совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совете Федерации. Обсуждались стратегические подходы к развитию Северного морского пути (СМП). В работе Совета приняли участие сенаторы, представители федеральных министерств и ведомств, Росатома, губернаторы дальневосточных и арктических регионов.
 
Открывая заседание, заместитель Председателя Совета Федерации Галина Карелова заявила, что развитие Северного морского пути в условиях современных геополитических вызовов приобрело особое значение. Оперативное устранение сдерживающих факторов для перехода к круглогодичной навигации по высокоширотному маршруту – это, по ее словам, стратегическая задача в целях перераспределения транспортных потоков. По мнению сенатора, прежде всего необходимо обратить внимание на темпы обновления портовой инфраструктуры, которая является одним из ключевых факторов устойчивого функционирования СМП, рассмотреть вопросы перехода к круглогодичной навигации, обновления ледокольного флота, развития портовой, телекоммуникационной, спутниковой инфраструктуры, локализации производства оборудования, укрепления кадрового резерва.
 
Как отметил в своем выступлении Алексей Чекунков, объем перевозок по Северному морскому пути растет - пропорционально возрастающему значению этого маршрута. Севморпуть обслуживает огромную экономику российской Арктики. Арктические проекты обеспечивают до 20% российского экспорта и до 10% валового внутреннего продукта страны.
 
Увеличение грузооборота с нынешних 35 млн т до 80 млн т к 2024 году напрямую зависит от реализации крупнейших инвестиционных проектов 4 ключевыми компаниями: «Газпромнефтью», «Новатэком», «Роснефтью» и «Северной звездой». При выполнении всех планов и наращивании транзита грузооборот может превысить 200 млн т уже до 2030 года.
 
«Для обеспечения конкурентоспособности СМП для того, чтобы он стал быстрым, надежным, предсказуемым и выгодными для грузоотправителей маршрутом, необходимо завершить масштабную государственную программу по развитию инфраструктуры и создания ледового флота», - отметил министр.
 
Портовая инфраструктура к 2024 году расширится более чем в 2,5 раза. Завершается строительство терминала «Утренний» для проекта компании Арктик СПГ-2. Ведется активное строительство в Енисейском заливе порта «Бухта Север» (проект Восток-Ойл) и терминала «Енисей» («Северная звезда»).
 
Для эффективного использования СМП должна быть обеспечена интеграция морского пути и сухопутных транспортных коридоров - с подключением железнодорожной сети к ключевым портам СМП.
 
С целью повышения безопасности судоходства и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов требуется значительное усиление арктического аварийно-спасательного флота. Сегодня в акватории СМП несут дежурство только 8 судов, до 2024 года будет построено еще 16, всего необходимо 54 судна.
 
Также требуется создание арктических комплексных арктических аварийно-спасательных центров и их оснащение техникой для ликвидации чрезвычайных ситуаций в пос. Сабетта, Тикси, Диксон и в г. Певек (строительство ведется МЧС России).
 
Северный морской путь является не только коммерческим маршрутом, но и настоящей «дорогой жизни» для почти 3 млн человек, которые зависят от снабжения товаров в рамках северного завоза.
 
В этом году Минвостокразвития совместно с Росатомом запускают регулярную каботажную линию между Санкт-Петербургом и Владивостоком. Рейсы будет выполнять судно Росатома лихтеровоз «Севморпуть». Грузоотправители будут заранее знать точные даты рейсов, а стоимость отправки грузов будет конкурентоспособной.
 
«С целью повышения эффективности северного завоза мы провели детальную диагностику логистических схем организации закупок и доставки товаров в рамках северного завоза. Видим большое пространство для удешевления и увеличения скорости доставки. Пересобираем логистические цепочки, анализируя путь товара от производителя до потребителя по ключевым группам. Готовим проект федерального закона, определяющего статус участника северного завоза, категории товаров, которые к нему относятся, и самое главное – регламентирующего приоритет обслуживания потоков северного завоза стивидорами, транспортными компаниями», - рассказал Алексей Чекунков. По его словам, процедура планирования закупок товаров для северного завоза будет осуществляться через цифровую платформу. Задача - консолидировать потоки, сделать их прозрачными и предсказуемыми, исключить влияние человеческого фактора.
 
Как отметила Галина Карелова, все программы и планы по развитию Арктики на федеральном и региональном уровнях должны быть выполнены в срок. Необходимо ускорить работу по совершенствованию арктической инфраструктуры, а также принятие федерального закона о северном завозе - Совет Федерации готов принять самое активное участие в этой важной для развития Арктики работе.