С. Дарькин
С. Дарькин
Президент Медведев, как все видели, публично на совещании в Хабаровске отчитал министра регионального развития Басаргина — тот не связал развитие региона с экономикой АТР (а именно экономсотрудничеству с соседями отчасти было посвящено совещание) — и губернатора Дарькина за «то, как мы используем слова».

 
Сергей Дарькин от имени всех дальневосточников поблагодарил президента и правительство страны за решение по субсидированию пассажирских авиаперевозок: «В 2009 году субсидиями воспользовались 163 тысячи дальневосточников, в том числе 39 тысяч приморцев. Если в России мы видели снижение объема авиаперевозок в 2009 году на 90 %, то по Дальневосточному федеральному округу это 114. И за это получил от президента:
— От того, как мы используем слова, в нашей жизни многое зависит, не надо говорить никогда, что в России мы видим другие результаты (по сравнению с Дальним Востоком). Дальний Восток — это Россия, даже если иногда для удобства внутреннего обихода здесь говорят, что есть Дальний Восток, центральная Россия. Чем чаще мы так будем говорить, тем больше шансов, что у нас будет больше проблем.
 
Редкий (со мной) случай, когда хочется вступиться за губернатора. Что страшного он сказал? Сравнил средние данные по стране с данными в отдельном  регионе — рядовой экономический показатель. Сама себе пытаюсь объяснить: ну, может, не надо было сравнивать — вроде не его епархия; может, скажи он « в целом по России», фраза звучала бы мягче… Но что точно, так это то, что «у нас будет больше проблем» совсем не потому, что «мы так будем говорить».
 
Все наоборот: мы потому так и говорим, думаем, отчасти действуем, что проблем в регионе — выше крыши, а внимания от федерального центра (было) — ноль. Все по диамату (помните такую науку?): бытие определяет сознание. Наше дальневосточное сознание давно определило регион как обузу  для России. Этого никто не декларировал, но это долго нам давали понять. Как? Государственным отношением.
 
Ценами: от продуктов до недвижимости. Тарифами на ЖКХ и электроэнергию. Невозможностью показать детям Москву из-за высоких цен на авиабилеты. Лишением дальневосточных надбавок. Доходами ниже среднероссийских. Полным пренебрежением  к инфраструктуре региона. Отсутствием автомобильной дороги до центральной России. Переквалификацией в «помогаек». Китайской угрозой. Реформой армии, оставившей кадровых офицеров без штанов.  Обещанием преференций в речах президента Путина (в 2004 году) здесь и его же высказыванием на прямой телевизионной линии: «Поезжайте на Дальний Восток, там послушайте. Там многие считают, что им нужно заплатить только за то, что они там живут». Стыдом за состояние пограничных переходов. Угроблением автобизнеса. Сапогом подмосковного «Зубра». Передвижением часовых поясов (аргумент-то какой: для удобства управляемости!). Продажей сырьевой базы Дальнего Востока китайцам. Последнее — уже в бытность президентом Дмитрия Медведева.
 
Дальневосточники действительно постоянно задаются вопросом, который сидит в нашем сознании, похоже, уже на генетическом уровне: а надолго ли еще Россия на Дальнем Востоке? И нет уверенности, что навсегда. И губернатор — тоже дальневосточник. Так что не в словах дело.
 
Возможно, сейчас президент имеет моральное право требовать других слов даже «для удобства внутреннего обихода», учитывая огромные федеральные финансовые вливания в экономику Приморского края за последнюю пару лет. Но, чтобы мы стали думать иначе, нужно много лет, ровно столько же, сколько федеральный центр формировал наши нынешние представления о месте региона в  России.
 
Ольга Журман,
«Новая газета» во Владивостоке», 08.07.10
 
И еще о пользе слов
 
Не будем придираться к поздравительной речи Дмитрия Медведева на стадионе «Динамо» по случаю юбилея города. Как считал нужным поздравить — так и сделал. Маленькая закавыка только в том, что Дмитрий Анатольевич отнес графа Муравьева-Амурского к основателям города. Это все-таки небольшое преувеличение.
 
Первым начальником поста «Владивосток» считается лейтенант Евгений Бурачек, к могиле которого на Морском кладбище городские власти (да и горожане тоже) в День города почему-то не носят  цветов. Но до Бурачека в бухте Золотой Рог уже высадились капитан-лейтенант Шефнер и прапорщик Комаров с командой с транспорта «Манчжур», позже команда капитан-лейтенанта Эгершельда с корвета «Гридень».
 
Строго говоря, городом Владивосток стал 10 мая 1880 года, когда был выделен из состава Приморской области как самостоятельная административная единица. Так что мы отметили 150-летие не города, а военного поста «Владивосток».
А вот графу Муравьеву-Амурскому приписывается лишь само название поста — Владивосток — по аналогии с существовавшей в те годы крепостью Владикавказ. По словам краеведа Юрия Филатова, граф категорически возражал против основания города на берегу Золотого Рога, предлагая организовать здесь лишь небольшой морской торговый порт. Военные моряки тогда считали, что военная морская база во Владивостоке неуместна: благодаря небольшим бухтам врагу было бы очень удобно заложить минами морские подходы к базе, «заперев» тем самым флот. Николай Муравьев-Амурский предлагал для города другое место — бухту Новгородская в заливе Посьет.
 
Под текст
 
Половина бизнес-сообщества Приморья не знает о существовании специально разработанной «Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года». Этот вывод сделан в результате исследования, проведенного экспертами Тихоокеанского центра стратегических разработок.  
 
В опросе принимали участие владельцы бизнеса, занимающиеся экспортом-импортом, транспортной логистикой, руководители зарубежных компаний. Оказалось, что большая часть респондентов не знают о существовании стратегии, а около 60 % из тех, кто читал документ, считают его бесполезным. «Существует конфликт стратегического мышления между бизнесом и властью, мышление развивается в параллельных мирах», — делает вывод директор центра стратегических разработок Михаил Терский. — Программа, на которую федеральный центр возложил стратегическую функцию, на деле выдает желаемое за действительное и не учитывает интересы бизнес-сообщества».
 
Стратегия — это набор целевых показателей, который определяет будущее того или иного пространства.  Но, несмотря на массированный приток в регион федеральных денег, бизнес не увидел для себя решения главной проблемы — увеличения производительности и богатства. По мнению экспертов, в регионе сейчас нет условий для ведения бизнеса, а предприниматели с завистью смотрят на соседние зарубежные регионы. Сегодня 18 приморских компаний работают в свободной экономической зоне «Пусан»: они получили землю на 49 лет, создали логистические предприятия. «Рядом много территорий, где нас любят больше, чем на своей земле. При этом международные правовые режимы воспринимаются как эффективный инструмент защиты от административных барьеров», — продолжает руководитель ТЦСР.
 
«Ситуация сложилась не за один год, и дело не только в отношении бизнеса к конкретной стратегии, — комментирует профессор кафедры мировой экономики Дальневосточного госуниверситета Тагир Хузиятов. — Отраслевых, общенациональных, региональных программ в России в последнее время принято немало. Но мы же видим, как они пишутся и реализуются: хорошие положения вычеркиваются и заменяются новыми, о которых никто и не подозревал». По его мнению, власть всегда считает себя «самой умной и принимает решения без совета специалистов». Что и порождает у общества вообще и у бизнеса в частности высокую степень недоверия к ней.
 
Разумеется, на Тихоокеанском экономическом форуме звучали другие речи. Может, слова не те?..