|
Визитная карточка «Прогресса» - боевые вертолеты Ка-52 («Аллигатор»). Сейчас предприятие осваивает выпуск перспективного многоцелевого среднего вертолета Ка-62, способного перевозить 15 пассажиров, а также грузы - внутри кабины и на внешней подвеске. Не далее чем в феврале 2021 года вице-премьер, полпред президента в ДВФО Юрий Трутнев заявил: «Средних и малых машин у нас практически нет. Поэтому вертолет Ка-62 очень нужен и для Дальнего Востока, и для всей страны». Тогда же приморский губернатор Олег Кожемяко сказал: «Мы планируем… приобрести эти вертолеты для санитарных маршрутов… Нужно менять устаревший парк <…>, который обслуживает региональные пассажирские маршруты… Надеюсь, что он (Ка-62. - Ред.) займет достойную нишу и завод будет обеспечен заказами».
В 2019 году предприятие отчиталось о прибыли в 8 млрд рублей. По итогам 2020 года убыток завода составил 2,926 млрд рублей. Такие «качели» - следствие нестабильности заказов, главным образом по Ка-52. Неудивительно, что предприятие теряет сотрудников - квалифицированные кадры попадают под сокращение, переходят на судостроительный комплекс «Звезда» или вообще покидают Приморье в поисках лучшей доли. Так, только в 2018-2020 гг. численность работников сократилась с 6,5 до 4,9 тысячи человек.
«Убыток во многом «нарисован». Проценты с кредита, который предприятие берет под выполнение госзаказа, должны гаситься государством. В данном случае этого не происходит, все перекладывается на плечи предприятия: погашено только 300 млн, а 800 млн расписано на два года вперед. Считаю, что это ненормальное отношение к предприятию, - говорит Владимир Беспалов. - Министр обороны Сергей Шойгу в апреле пообещал госзаказ на 30-35 палубных «Аллигаторов» - Ка-52К. Но денег у завода нет, а ведь надо платить десяткам поставщиков по всей стране! По итогам боевого применения «Аллигаторов» в Сирии зашла речь о выпуске модернизированных машин Ка-52М, но и этот вопрос остается открытым. Что касается Ка-62, то собраны три первые машины, но государственные испытания затянулись. Юрий Трутнев говорит о закупке самолетов для дальневосточной авиакомпании «Аврора», однако в части вертолетов ничего не слышно… Чтобы сэкономить деньги, руководство предприятия в апреле срезало премии трудовому коллективу: вместо положенных по коллективному договору 35 % начислили 10,5 %. Глава заводского профкома это решение завизировал в обход принятых процедур - согласительная комиссия, протокол и так далее. Я обратился в краевую госинспекцию труда, но получил в ответ формальную отписку. Уже направлены обращения в адрес приморского прокурора Сергея Столярова и премьер-министра РФ Михаила Мишустина. Надо понимать: разрыв в уровне зарплат на заводе - 10-12 раз. Высококвалифицированный персонал получает 55-60 тысяч, менеджеры - по 100, 200, 300 тысяч и больше. Люди уходят, город хиреет, жилье не строится! Считаю, что холдинг «Вертолеты России» и госкорпорация «Ростех» должны обеспечить предприятие заказами и не допустить нарушения трудовых прав коллектива. Нужно добиться предоставления беспроцентных кредитов для преодоления кассового разрыва и возобновления производства, ускорить госиспытания Ка-62. Нельзя допускать провалов, тем более что заказы есть, их просто нужно грамотно, «встык» планировать, чтобы была перспектива».
21 июля губернатор Кожемяко сообщил на встрече с арсеньевцами, что переговоры по поводу заказов для «Прогресса» ведутся с Главкоматом ВМФ, а Ка-62 - это «долгожданная продукция для Приморья». В эти же дни в Жуковском прошел Международный авиационно-космический салон МАКС-2021, где гендиректор Ростеха Сергей Чемезов сказал о планах начать серийный выпуск Ка-62 уже в 2022 году, а глава Рособоронэкспорта Александр Михеев сообщил, что модернизированный вертолет Ка-52 выведут на рынок в течение пяти лет. Остается только надеяться на то, что все эти обещания будут выполнены, а «Прогресс», получив заказы, сможет жить и развиваться.
Сергей Павлов
«Новая газета во Владивостоке», № 603, 29.7.21