Погибшая молодь кеты |
|
Была ли это месть местных браконьеров или другая причина, предстоит выяснить, пока есть только предположения. На месте работала оперативная и следственная группы УМВД из Холмска. Образцы отравленной воды, взятой из канала, где росли мальки, сотрудники передали на экспертизу в лабораторию. От воды идет резкий запах хлорки и химикатов, автор сама в этом убедилась.
По словам сотрудников, ситуация, которая не дает смотреть в будущее с оптимизмом, остается напряженной в течение нескольких лет.
- Скорее всего, это браконьеры, которые хотят, чтобы мы ушли с этой речки, - говорит замдиректора по аквакультуре ООО «Остров Строй» Виктор Ким. - Получается, нас пытаются запугать. Чтобы разрешали им ловить сетями. Но мы так просто не уйдем. Хотим восстановить популяцию горбуши и кеты на речке Чеховке, там ее 30 лет вырезали, сейчас река практически пустая. Браконьеры ничего не боятся, сетка на сетке. Два года назад, когда мы наняли охранное агентство для охраны реки, нам стали поступать угрозы от конкретных людей, в том числе была и угроза отравить воду.
Завод введен в эксплуатацию в 2017 году, два года рыбоводы бережно закладывали икринки кеты, в этом году - кеты и горбуши.
В прошлом месяце, рассказали сотрудники, вредители разрубили водовод и удерживающий его трос. На территории рыбоводного завода расположены каналы с мальками, через них всегда должна проходить проточная вода, которая снова уходит в речку. Вода подается из двух источников - из ручья в распадке, оттуда идет водовод - пластиковая труба диаметром 400 мм, из речки насосом производят набор недостающей воды. Насосная станция стоит в 200 метрах восточнее территории рыбозавода, той арендуемой территории, откуда вода качается из реки.
- Эти люди 9 мая порубили топором водовод, и сразу уровень воды в каналах упал. Хорошо, что сотрудники вовремя заметили и наложили хомут. Мы, конечно, обращались в полицию, но материалов проверки так и не увидели, никаких дел не возбуждено. 9 июня исполнится месяц с момента того происшествия.
С наступлением лета тема браконьерства обостряется, и на повестку снова выходит вопрос, как отличить рыболова-любителя от браконьера. Красиво стоящие с удочками на берегу люди - это чаще всего лишь иллюзия, ведь с наступлением темноты, да и в дневное время, никого не боясь, в ход идут сети, двумя-тремя хвостами здесь никто не ограничивается. А если группа мужчин просто так сидит на берегу - значит, ждут, пока в море стоит сеть. Звонить на горячую линию рыбоохраны? Только не очень-то там реагируют. И местное население знает, что маховик госконтроля в вопросах браконьерства чаще всего крутится вхолостую.
В Холмском районе, по словам рыбоводов, идет настоящая война. Как рассказал Виктор Ким, в прошлом году они своими руками в верховьях реки задержали троих браконьеров.
- В этом принимала участие рыбоохрана, мы рыбинспектора из Холмска пригласили. Увидели в лесу пустую машину, сидели в засаде, в итоге задержали браконьеров, вызвали следственно-оперативную группу, изъяли у них 70 кг икры. Троих человек тогда привлекли к уголовной ответственности, дело было направлено в суд, до сих пор рассматривается.
О том, как соседствуют жители Чехова и рыбоводы. Доступ к воде у населения свободный, уточняет собеседник, никаких заборов нет, люди спокойно приезжают отдыхать и ловить рыбу, этот вопрос урегулирован.
- Но ведь просто отдыхающих в Чехове и нет, все приезжают на машинах и стоят в воде в забродниках. Полчаса прошло, пошли, выбрали сеть, отнесли в машину или в кусты, и снова стоят. Или в машинах сидят, ждут, - рассказывает собеседник.
Известно, что 31 мая охранники рыбозавода сняли под мостом возле устья шесть сетей. Пока ждали участкового, местные рыбаки громко возмущались. Возможно, после этого у кого-то и созрел план мести, который был осуществлен 1 июня.
Возвращаясь к теме погибших мальков кеты, Виктор Ким рассказал, что, по согласованному с СКТУ графику, выпуск большой партии молоди был намечен на 4 июня. Однако после акта вредительства и гибели поголовья мальков - по распоряжению директора уцелевших вынуждены были срочно выпустить в речку, всех, кроме совсем еще «малышей». Но не факт, что они выживут. И не факт, что кто-то ответит по закону за это экологическое преступление.
В этом году на рыборазводном заводе было заложено на инкубацию 5 млн 200 тыс. штук икринок кеты и горбуши, из которых вырастили примерно столько же мальков. На вопрос, какие убытки понесло предприятие, сотрудники, пребывая в шоке от случившегося, растерянно пожимают плечами: столько сил и трудов вложено! Рыночная стоимость одного малька, согласно справке Главрыбвода, составляет 6 рублей, несложно подсчитать.
Напомним, воспроизводством лососевых в Холмском районе занимаются четыре рыборазводных завода: на реках Костроме, Калинке, Красноярке и Зырянке. Искусственное разведение горбуши и кеты должно со временем восстановить популяцию в природной среде, особенно учитывая критически малое количество лосося у юго-западного побережья Сахалина.
И еще о браконьерах, которые заметают следы. На войне все средства идут в ход. Это колья, установленные браконьерами по дороге в верховьях реки Чеховка, чтобы другие не могли проехать на заветные места.
Елена Герцен
ИА Sakh.com, 3.6.21