Вереницей судебных тяжб обернулось для многих вступление в гаражный кооператив на Хабаровской
Вереницей судебных тяжб обернулось для многих вступление в гаражный кооператив на Хабаровской

Этот ПГСК (потребительский гаражно-строительный кооператив) на улице Хабаровской в краевой столице примечателен участниками. Собрались в нем прокуроры, судьи, милиционеры, начальники и чиновники разных уровней. Примечательной оказалась и история кооператива - благодаря этим участникам. Когда они совместно строили свои гаражи, законодательными нюансами явно пренебрегали. Столь влиятельным людям не свойственно оглядываться на «проблемки», которые можно «порешать». Теперь же желание поделить собственность привело к судебной войне. И каждый член ПГСК норовит втянуть в борьбу ведомство, в котором работает…

 

Письмо Ишаеву

 

Как заявил в своем обращении к полпреду президента в ДФО Виктору Ишаеву член ПГСК-654 Павел Костенко, председатель кооператива Юрий Бурков на протяжении последних лет злоупотребляет доверием. «Финансовые средства, которые поступали от членов кооператива как целевые и паевые взносы, использовал по своему усмотрению, не выдавая на руки квитанций об оплате. Сведения об оплате по его распоряжению заносились в членские книжки зачастую без удостоверения печатью и всегда без ссылок на реквизиты приходного ордера…», - сообщает в письме г-н Костенко, один из немногих «рядовых» членов ПГСК.

 

Также он утверждает, что председатель на земельном участке, предоставленном под строительство кооперативных гаражей и стоянок, устроил платную стоянку: «В период с 2000 по 2009 гг. незаконно, без уплаты каких-либо налогов собирал денежные средства с частных лиц и фактически их присваивал».

 

По словам заявителя, неоднократные обращения в правоохранительные и налоговые органы членов кооператива (Танаевцева Ю.Н., Красноженова Н.Д. и других) не давали никаких результатов. Данное обстоятельство члены ПГСК связывают с тем, что председатель ревизионной комиссии кооператива Владимир Николаевич Соколов приходится братом мэру Хабаровска, «от которого происходило давление на все органы власти».

 

Владимир Соколов, у которого в ПГСК имеется погреб-овощехранилище (№ 80), родства с мэром не скрывает, об этом знают многие в кооперативе. Вообще в разные годы, а ПГСК-654 появился в 1997-м, в нем значились: замначальника управления природных ресурсов правительства Хабаровского края, глава отдела земельных ресурсов Владимир Петренко (гараж № 176 и овощехранилище № 78), замначальника управления автодорог Хабаровского края, начальник отдела контроля за ремонтом и содержанием автодорог Владимир Омельчук (гараж № 102 и машиноместо на автостоянке). Гараж № 89 у Людмилы Бабко, жены бывшего прокурора Железнодорожного района Хабаровска Владимира Бабко. И это далеко не все влиятельные люди, чьи интересы вдруг пересеклись на столь малом пятачке земли. Но что же им делить?

 

Длинная история

 

Начинался кооператив с десятка гаражей. В 1997 году Юрий Бурков (сейчас за ним числится 52 машиноместа на стоянке в кооперативе) пришел в администрацию Железнодорожного района и попросил отвести ему место под гаражи на ул. Хабаровской. Повесил объявление, что появился кооператив по строительству гаражных боксов и кто желает вступить - может платить взносы по 5,3 тыс. руб. (в то время столько и стоил бокс). Но этот взнос, как выяснилось, ушел на разрешение и установку гаража. Хотя и это членов устраивало - место удачное, участники состоятельные и влиятельные. Машин куча, а гаражей нет. Стали заключать договора. «Всем желающим отводилась площадка, автолюбитель покупал гараж и ставил его на купленное место», - вспоминает Виктор Харченко.

 

В 2000 году, когда собственников прибавилось, владельцы стали интересоваться документами кооператива. Выяснилось, что в проектно-сметной и разрешительной документации были пробелы. Быстро собрали общее собрание и на нем приняли решение, все быстро оформить уже на законных основаниях. Правда, пока рядились, кооператив рос как на дрожжах, и земельная документация уже не охватывала тех границ, до которых «расползлись» гаражи. Кроме того, появляется подземное овощехранилище, а на поверхности - стоянка для авто. Кооператив на 200 гаражей в эксплуатацию не сдан до сих пор, в связи с проблемами в земельных границах и судебными спорами.

 

В 2002 году членами кооператива, уставшими ждать инициативы председателя, назначается независимая ревизионная комиссия, проверяются отдельные документы. В акте указано: целевые средства кооператива (около 1,5 млн. руб.) пропали. Проектно-сметная документация на строительство была явно завышена, не оказалось в наличии у комиссии актов приемо-сдаточных работ. Проектировщик в краевом ОБЭП дал показания, что проект под гаражи заказывался один из самых дорогих и по нему специально якобы на Корфовском карьере разрабатывали участок, откуда возили землю на отсыпку территории. На самом же деле землю, по утверждению водителей, возили с городских траншей, которые копали при ремонте теплотрасс. Так росла смета.

 

В 2003 году краевое УВД возбуждает уголовное дело в отношении председателя ПГСК Юрия Буркова - по фактам присвоения и растраты. Но прокуратура Железнодорожного района расследование приостановила. Примерно в тот же момент в гаражный кооператив была принята жена районного прокурора. К чему бы такое совпадение?

 

Бывший прокурор района Владимир Бабко говорит, что «к нему приходил Бурков, просил закрыть дело». Закрывал дело его зам.

 

- Я к тому делу не причастен, - говорит ныне Владимир Бабко. - Я ничего не мог сделать. А Бурков приходил ко мне, как и многие другие фигуранты уголовных дел, это не запрещается…

 

Гаражные «лагеря»

 

Члены кооператива разделились теперь на два лагеря. Одни стоят за прежний порядок, а другие настроены революционно, настаивают на ревизии и преобразовании кооперативной собственности в частную. Г-н Бурков и кооперативный строй вполне устраивает тех самых влиятельных членов. Как говорят, еще при продаже места под гараж узнавали всю биографию будущих участников и нужным людям делали скидки.

 

В 2005 году на собрании зачинщика восстания против действующего председателя Игоря Цыганова (который купил два бокса) исключают из членов кооператива. Никаких законных оснований на то не было, а потому он легко восстановился через суд. Тогда-то Цыганов и захотел оформить гараж в частную собственность, чтобы без него не остаться. В 2008 году, также по суду, он своего добился. По его пути пошли и другие. Но получилось не у всех.

 

В 2007-м вместо кооператива ПГСК-654 появляется некоммерческое партнерство (НП) «АвтоКомплекс-777», которое по закону создается с имущества дарения и безвозмездных пожертвований. Председатель убедил большинство в том, что сдать кооператив в эксплуатацию без этого хода невозможно, надо менять форму собственности.

 

В заявлении, которые писали люди для перерегистрации, была строка о том, что они «добровольно и безвозмездно передают свой пай в некоммерческое партнерство». Учредителями его стали пять человек - особо приближенных, о которых мы упоминали выше. Они и стали фактически держателями собственности всего (!) имущества, читай - всех гаражей.

 

Все члены бывшего кооператива из собственников, пускай кооперативных, стали… пользователями гаражей. И даже продать их не могут. В Уставе НП «АвтоКомплекс-777» появился пункт, по которому, «все недвижимое имущество является неделимым комплексом, члены организации собственниками этого имущества не являются, им принадлежит денежная доля, пропорционально их взносу».

 

Недовольные опротестовали создание НП в суде. В январе 2009 года некоммерческое партнерство по суду признали незаконно созданным, юридически неправильно оформленным. Прежде чем передать в НП свой пай и гараж, его надо было оформить в собственность, а уже потом и распоряжаться по своему усмотрению. А так получилось, что передали нечто эфемерное - кроме передаточного акта оно ничем не подтверждалось.  

 

Целых два года, пока судились да рядились, никакой организации на рядах гаражей по ул. Хабаровской не было. И гаражи, выходит, никому не принадлежали. Бери кто хочет?! Опомнившись, члены бывшего кооператива собираются и регистрируют новый ПГСК со старым номером 654.

 

В то же время председатель г-н Бурков параллельно проводит собрание, на котором принимается решение возвратиться к старому ПГСК-654. Этот кооператив легко восстанавливают в краевом управлении Федеральной налоговой службы 7 июля 2009 года. Как могли восстановить в правах ликвидированный кооператив спустя несколько лет, члены кооператива понять не могут. Тем более что гаражи со 2 июля 2009 года (то есть на 5 дней ранее) числятся в новом ПГСК с тем же самым номером, что и у восстановленного. Но люди не шибко-то удивляются - знают, кто входит в состав членов кооператива.

 

Председатель старого ПГСК-654 Юрий Бурков так описал нам ситуацию:

 

- У нас появилась некая «оппозиция». К ней примкнул, что удивительно, бывший прокурор г-н Бабко. Они воспользовались судебной неразберихой и на пустом месте незаконно создали кооператив с аналогичным названием. Я знаю даже тех людей, который влияли на суд. Они обманули членов кооператива, сказав им, что правопреемники. На самом деле у нет них никакого имущества. Правоустанавливающих документов на землю тоже нет. Гаражи числятся за старым кооперативом. Мы будем требовать возбуждения уголовных дела против этих организаторов по статье УК «Мошенничество». Свидетельства на гаражи, которые они получили на право собственности в юстиции, считаем нелегитимными и тоже будем судиться.

 

Но и это еще не все. На прошлой неделе президиум краевого суда отменил решение о признании незаконным НП «АвтоКомплекс-777». Дело направлено на новое рассмотрение, что повлечет, видимо, восстановление в правах и этой организации.

 

Так на месте одного кооператива выросли подобно грибам сразу три предприятия - разных форм собственности, с разными уставами и председателями. Но с одними и теми же гаражами. Кто из них «поганки», решит суд - исковые заявления сторонами уже поданы.

 

Константин Пронякин,

«Хабаровский Экспресс», № 15.