Хотите за бесценок, например, за легкий косметический ремонт стать совладельцем административных зданий в Якутске?

 

Причем не где-нибудь, а в центре, в том числе – на площади Ленина?..

 

Или бесплатно получить гектары земли на пути следования железной дороги, то есть в Нижнем Бестяхе?

 

А хотите 1,5 гектара земли по Автодорожной за… 300 тысяч? Или обменять неликвид в Сайсарах на помещения в центре?..

 

Думается, да. От этого не откажется любой мало-мальски уважающий себя крупный бизнесмен или средней руки предприниматель.

 

Но только в том случае, если будет осознавать для себя все последствия подобных финансовых, мягко говоря, «операций», прежде всего, с точки зрения соблюдения норм и требований Уголовного кодекса РФ.

 

Однако, как выясняется по итогам одной авторитетной ревизии из Москвы, некоторые бизнесмены из Якутска в погоне за наживой не погнушались ничем. И пошли на все возможные финансовые и юридические ухищрения, дабы завладеть или, как минимум, выгодно для себя, если не сказать, абсолютно бесплатно (!) (ну, по крайней мере, для государства), в течение нескольких лет пользоваться федеральным имуществом, расположенным на территории РС(Я).

 

Это им удалось благодаря Ее Величеству «Дружбе». С одним очень хорошим человеком, крупным чиновником, с которым можно выгодно вести совместный бизнес – с экс-руководителем Якутского управления Росимущества Владимиром Даниловым.

 

К примеру, на дружбе с ним, как минимум, десятки миллионов рублей, заработал, пожалуй, всего за пару лет крупнейший якутский бизнесмен Александр Федоров, известный в народе под ником «Ваучер».

 

Обо всем по порядку.

 

МОСКОВСКАЯ РЕВИЗИЯ

 

Итоги Комплексной проверки деятельности Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РС(Я) (далее – ТУ) стали известны Интернет-газете «В Якутии.ру» (www.v-yakutia.ru).

 

Ревизия из Москвы, работавшая в Якутске месяц назад - с 07 по 13 февраля 2010 года, проверила деятельность Якутского управления Росимущества за 3 года – за период с 01 января 2007 года по 01 февраля 2010 года.

 

Основанием для Комплексной проверки стало распоряжение Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 04 февраля 2010 года № 58-р о создании Комиссии по проведению комплексных проверок деятельности территориальных управлений Росимущества в Республике Саха (Якутия), Хабаровском крае и Еврейской автономной области.

 

Выводы проверяющих по РС(Я) получились скандальными: в Якутии в течение ряда лет самым натуральным образом разв…, извините, «осваивалось» федеральное имущество.

 

К примеру, выяснилось, что путем целого ряда хитроумных операций и механизмов, выстроенных, на первый взгляд, по всей букве закона, объекты недвижимости, земельные участки и другое дорогостоящее государственное имущество передавались различным юридическим лицам почти за бесценок.

 

А если были договора аренды, то за пользование госимуществом кое-где просто… не платили.

 

НЕПОРЯДОК В БУМАГАХ

 

Как следует из Акта комплексной проверки, датированного 19 февраля 2010 года, по состоянию на 01 февраля 2010 года в Якутском управлении Росимущества находятся 388 договоров аренды федеральных земельных участков, которые заключены с 35 арендаторами.

 

В ходе проверки выявлены следующие нарушения:

 

• В Территориальном управлении отсутствуют 64 оригинала договоров аренды земельных участков.

 

• В 271 договоре аренды нет отметок Управления федеральной регистрационной службы по РС(Я) о госрегистрации прав аренды.

 

• К 340 договорам не приложены кадастровые паспорта земельных участков.

 

• В 356 договорах отсутствуют нотариально заверенные копии учредительных документов арендаторов, а также копии документов, подтверждающих регистрацию юридических лиц.

 

• Фактически в ТУ хранятся 1395 оригиналов свидетельств о регистрации права собственности РФ на земельные участки. Из указанного числа свидетельств в 83 указан неверный субъект права.

 

• Кроме того, установлено, что в ТУ отсутствуют 1840 оригиналов свидетельств на земельные участки, принадлежащие РФ на праве собственности.

 

ГЕКТАРЫ – ЗА КОПЕЙКИ

 

Несколько примеров.

 

Комиссия из Москвы выяснила, что в течение 2009 года в ТУ были приняты 2 решения о приватизации 2 земельных участков:

 

1. Распоряжением ТУ № 01-03/282 от 20 мая 2009 года «О предоставлении в собственность за плату» ООО «Агрофирма Немюгю» был предоставлен земельный участок общей площадью 15,1 га, расположенный в с. Ой Хангаласского улуса, по ул.Кытаанах Кырдал, используемый под животноводческий комплекс.

 

Неизвестно, на каком этапе современных рыночных отношений замерла жизнь близ Якутска в селе Ой, но выкупная цена за 15 гектаров земли составила всего… 302 тысячи рублей.

 

2. Еще одним распоряжением ТУ № 01-03/210 от 15 апреля 2009 года также «О предоставлении в собственность за плату» некоему удачливому ООО «СахаЭлектроГаз» был предоставлен земельный участок в г.Якутске по ул.Автодорожная, 3, общей площадью 1,4 га, используемый под эксплуатацию арочного гаража.

 

По всей видимости, при заключении этой сделки в Якутском Росимуществе, в то время возглавляемом господином Даниловым, тоже сработала какая-то «Машина времени».

 

Потому что почти 1,5 гектара земли, расположенной в черте Якутска, чуть далее Радиоцентра, вокруг которой подведены все инженерные коммуникации - от газа до канализации, даже год назад не могли стоить 339 тысяч 020 рублей!

 

Именно столько составила выкупная цена этого участка.

 

И это в то время, как год назад примерно во столько оценивались 10 дачных соток где-нибудь в Мархе…

 

Реальная же, рыночная, стоимость этого огромного участка (для справки: 1 гектар = 100 соткам) еще тогда, год назад, могла составлять как минимум порядка 5 (!) миллионов рублей.

 

Разумеется, московская ревизия не оставила эти два факта без внимания и сделала следующий вывод: «Определить правильность расчета выкупной цены не представляется возможным в связи с отсутствием сформированных дел по указанным земельным участкам в Территориальном управлении».

 

ВМЕСТО ЖИЛЬЯ - ГАРАЖИ

 

В соответствии со справкой, предоставленной ТУ по результатам проведенной ревизии решений, принятых в период с 27 февраля 2009 года по 09 апреля 2009 года, было выявлено 28 распоряжений ТУ, которые приняты с превышением имеющихся полномочий.

 

Так, п.4.8 Положения о ТУ установлено, что решение о предоставлении земельных участков, а также иные функции по управлению госимуществом осуществляются ТУ на основании решений Росимущества.

 

Эти 28 распоряжений, как выявила московская ревизия, были изданы, минуя Росимущество, то есть, без соответствующих поручений федерального руководства. По установленным фактам нарушений ТУ направлена информация в адрес Росимущества (письмо от27 января 2010 года № 03-253).

 

При проверке этих незаконных распоряжений установлены факты предоставления земельных участков ГСПК «Карат-2008» - в аренду сроком на 5 лет в г.Якутске.

 

При этом установлены следующие нарушения:

 

1. Земельное дело по данному участку не сформировано.

 

2. В Книге учета распоряжений номер распоряжения 01-03/100-1 от 26 февраля 2009 года отсутствует. Оригинал данного распоряжения в ТУ отсутствует.

 

3. Земельный участок зарегистрирован в УФРС под жилищное строительство, в то время как участок предоставлен для строительства гаража.

 

В ходе проверки установлено, что в адрес ТУ поступили документы от гр.Ощепковой А.С. по вопросу заключения договора с Департаментом по высшей школе и науке при Правительстве РС(Я) от 26 марта 2001 года с приложением землеустроительной документации в отношении земельного участка, расположенного в г.Якутске по ул.Ярославского, квартал 61, «В», предоставленного ГУ «Институт прикладной экологии Севера» под теплые гаражи на 7 боксов для служебных автомашин, под кадастровым номером 14:36:105051:0033.

 

Из представленных документов следует, что граждане Шестакова Л.В., Игнатьев Г.И., Филиппов А.Т. заключили с Департаментом договор «долевого участия в строительстве» с 1995 года и оплатили соответствующую долю за строительство гаражных боксов №№ 6, 7, 8.

 

Территориальное управление обратилось в адрес Следственного управления Следственного комитета при Прокуратуре по РС(Я) с вопросом о рассмотрении представленного пакета документов и принятии соответствующих мер.

 

В соответствии с ответом прокуратуры г.Якутска от 18 декабря 2009 года, Территориальному управлению необходимо предоставить дополнительные документы. Запрошенные сведения в ТУ отсутствуют.

 

ВЕЗУНЧИК СИДОРОВ

 

Нижний Бестях. Бывший рабочий поселок, утопающий в сосновой зелени, благодаря чему и получил свое название. Ныне – активно развивающийся райцентр Мегино-Кангаласского улуса. В недалеком будущем – город-спутник столицы, «заречные врата» железной дороги…

 

Именно здесь сегодня активно раскупается любой, даже мало-мальски ценный, земельный участок. Именно сюда стараются переселиться и осесть как местные, заречные, жители, так и гости из ближнего и дальнего зарубежья.

 

Именно здесь крупные торговые фирмы-оптовики стараются успеть открыть свои магазины и представительства. А потому именно в Нижнем Бестяхе еще пару лет назад клочок земли в 6 соток уже начал оцениваться в 1,5-2 миллиона.

 

Выше мы уже говорили, что, как выясняется, при удачном стечении обстоятельств и дружбы с сильными мира сего можно заполучить земельные участки не где-нибудь, а даже в районе строительства железной дороги.

 

То есть, как оказывается, в Нижнем Бестяхе.

 

Московская ревизия в Территориальном управлении Росимущества по РС(Я) выявила факты того, что распоряжением ТУ от 01 сентября 2009 года за № 01-03/544 некоему индивидуальному предпринимателю Сидорову М.Н. были предоставлены на праве аренды сразу 2 земельных участка в Нижнем Бестяхе общей площадью 7,4 га.

 

Эти участки были предоставлены ИП Сидорову, что говорится, легким росчерком пера: без проведения какого-либо, хотя бы чисто формального, конкурса, что, как известно и как подчеркнула ревизия из Москвы, является грубейшим нарушением действующего законодательства.

 

Но, что самое интересное, земля в 7,4 гектаров в Нижнем Бестяхе предоставлена господину Сидорову под… дачу!

 

КУДА «УПЛЫЛИ» ДОХОДЫ ОТ ЛОРПА?

 

Комплексная проверка охватила деятельность ТУ по заключению договоров аренды не только земельных участков, но и федерального имущества в целом. В ходе выборочной проверки договоров этой категории выявлены следующие недостатки и нарушения.

 

15 июня 2009 года Территориальным управлением был заключен договор аренды на здание профилактория «Бриз» со сроком действия с 01 июля 2009 года по 30 июля 2009 года.

 

Однако, как выяснилось в ходе федеральной ревизии, по состоянию на 01 февраля 2010 года, в нарушение статьи 622 Гражданского кодекса РФ, Положения о ТУ, этот объект не был возвращен арендодателю и фактически до сих пор находится в пользовании арендатора – ОАО «ЛОРП».

 

Уведомление со стороны ТУ в ЛОРП на предмет расторжения договора направлено не было. В архиве ТУ документов, подтверждающих истребование имущества в связи с истечением срока действия договора аренды, нет…

 

Но, самое главное, в том, что, в нарушение статьи 614 ГК РФ, по состоянию на 01 февраля 2010 года оплата за фактическое пользование арендованным имуществом со стороны ЛОРПа… не производится!

 

17 ноября 2009 года в ТУ поступил запрос от ОАО «ЛОРП» на предмет рассмотрения возможности заключения договора аренды на этот объект – профилакторий «Бриз» - без проведения торгов.

 

В ответ на запрос ЛОРПа ТУ дало разъяснение, что заключение договора аренды в отношении государственного имущества возможно лишь по итогам проведения торгов.

 

В настоящее время торги не проведены – в связи с тем, что право собственности РФ на указанный объект недвижимости по состоянию на 01 февраля 2010 года не… зарегистрировано.

 

В декабре 2009 года была оформлена техническая документация на объект. На момент проверки сформирован пакет документов, необходимый для регистрации права собственности РФ, ведется работа по проведению оценки и стоимости арендной платы для обеспечения проведения торгов на право заключения договора аренды.

 

Почти аналогичная ситуация вокруг ЛОРПа - и в отношении других объектов госимущества: 2 ледоколов («Капитан Бородкин» и «Капитан Бабичев») и еще нескольких видов тяжелой речной техники.

 

Договора аренды между ТУ и ОАО «ЛОРП» на аренду ледоколов были заключены, дай Бог, еще 10 января 2008 года. Тоже без проведения торгов.

 

Тогда же, 10 января 2008 года, были заключены договора аренды на теплоходы «Нера» и «Иссук-Куль», очистные станции «ОС-20» и «ОС-18», а также нефтесборщики «НС-502» и «НС-512».

 

Скандал вокруг этих объектов начался, когда Восточно-Сибирская транспортная прокуратура обратилась в Арбитражный суд с исковым заявлением к ТУ и ОАО «ЛОРП» о признании вышеуказанных договоров аренды недействительными, поскольку они заключены в нарушение пункта 3 постановления Правительства РФ от 30 июня 1998 года № 685 «О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества» и без проведения торгов.

 

В общем итоге решениями Арбитражного суда РС(Я) от 24 сентября 2008 года и от 05 декабря 2008 года эти договора были признаны недействительными.

 

На момент проверки выяснилось, что все вышеперечисленное имущество, несмотря на все грубые нарушения федерального законодательства, до сих пор находится в фактическом пользовании ОАО «ЛОРП».

 

Мер по возврату федерального имущества со стороны ТУ до октября 2009 года предпринято не было.

 

Оплаты со стороны ЛОРПа за фактическое пользование объектами государственной собственности не поступало. Претензий со стороны ТУ в адрес ЛОРПа до октября 2009 года не предъявлялось.

 

ОТ РЕДАКЦИИ

 

На сим позвольте откланяться и продолжить материал чуть позже. Потому как иначе публикация получится слишком громоздкой: акт ревизии представляет собой почти полтома «Войны и мира».

 

В ближайшее время читайте о том, как кое-кто путем многочисленных хитроумных комбинаций завладел объектами недвижимости – административными зданиями в Якутске, другими видами госимущества.

 

Словом, о том, какие схемы увода государственного имущества в карманы якутских бизнесменов обнажила московская ревизия.

 

Елена Тихонова,

«В Якутии.ру», 16.03.10.