Япония отказалась поднимать экономику Курил
Япония отвергла возможность совместной с Россией хозяйственной деятельности на Курилах. По словам главы японского МИДа, сначала надо решить вопрос принадлежности островов, а уже потом заниматься их экономикой.
Министр иностранных дел Японии Кацуя Окада отверг возможность совместной с Россией хозяйственной деятельности на Южных Курилах. Между тем еще несколько лет назад Токио вел с Москвой соответствующие консультации, сообщает в среду, 27 января, ИТАР-ТАСС.
«Это породит трудные юридические вопросы в условиях, когда не решается кардинальная проблема,— пояснил свою позицию в интервью газете Nikkei глава японского МИДа.— Я не отношусь к этому позитивно».
Говоря о «кардинальной проблеме», Окада имел в виду вопрос принадлежности Южных Курил. Эти острова Токио оспаривает у России и называет своими «северными территориями».
Россия выступает за сотрудничество
Между тем накануне первый заместитель главы российского внешнеполитического ведомства Андрей Денисов высказался на эту же тему. Однако из его заявления следует, что Москва придерживается диаметрально противоположной точки зрения на возможность ведения совместной с Токио хозяйственной деятельности на Курилах. При этом дипломат заметил, что данный вопрос не имеет отношения к «статусу территорий, обсуждаемому в ходе наших переговоров по мирному договору».
«В последнее время на Курильских островах реализуется целый ряд проектов, прежде всего в области переработки морских продуктов,— сказал Денисов.— Туда приходят инвесторы из материковой части России, с острова Сахалин. Поэтому японские предприниматели вполне могут вписаться в этот процесс и работать вместе с нашими».
Денисов добавил, что «эти территории с их богатым потенциалом морских ресурсов, удобным географическим положением для транспортного обслуживания, конечно, имеют хорошую перспективу развития».
Совместная комиссия
В 1998 году Россия и Япония создали двустороннюю подкомиссию по вопросам совместного развития хозяйства Южных Курил. Она провела несколько заседаний, в которых приняли участие представители экономических ведомств двух стран и Сахалинской области.
Обсуждение вышло на проекты совместного разведения морского ежа, нескольких видов моллюсков, однако до их реализации дело не дошло. В 2000-х годах подкомиссия уже не работала.
Яблоко раздора
Курильские острова являются традиционным препятствием на пути развития российско-японских отношений. Токио претендует на четыре острова Южных Курил — Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. При этом Япония ссылается на двусторонний Трактат о торговле и границах 1855 года, по которому граница была определена между островами Уруп и Итуруп и спорные ныне острова были тем самым признаны японскими.
Москва же настаивает на том, что Южные Курильские острова вошли в состав СССР, правопреемницей которого стала Россия, по итогам Второй мировой войны и российский суверенитет над ними, имеющий соответствующее международно-правовое оформление, сомнению не подлежит. В свою очередь японцы увязали решение территориального спора с подписанием мирного договора между двумя странами.
Чего хочет Япония
Россия готова передать Японии два из четырех островов. Но в Токио считают, что два — это минимум, исходный пункт переговоров. А всего, по мнению японцев, Москва должна вернуть три острова. В последнее время в Японии все чаще говорят о том, что возвращены должны быть все четыре острова.
Дипломатические колкости
Курильские острова регулярно становятся поводом для взаимного раздражения дипломатических ведомств двух стран. Так, в июне этого года японский парламент утвердил законопроект, в котором Курилы были названы неотъемлемой частью этого государства. Несмотря на то что, по сути, этот документ не имел веса с точки зрения международного права, Москве этот шаг японских депутатов не понравился. Официальный представитель МИДа Андрей Нестеренко назвал это решение парламентариев «досадным».
В августе Россия отказалась от приема гуманитарной помощи, которую Япония оказывала Южным Курилам. В официальном заявлении Министерства иностранных дел было сухо сказано, что «необходимости в дальнейшем получении японской гуманитарной помощи нет». Эксперты же сочли, что отказ от помощи стал ответом на утвержденный японскими законодателями документ.
То, что Россия принимала помощь, служило косвенным доказательством того, что она сама не могла обеспечить население островов всем необходимым. А это уже аргумент в пользу того, что в составе Японии им было бы лучше, сказал GZT.RU вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.
В октябре министр государственных земель и транспорта Сэйдзи Маэхару на патрульном корабле совершил вояж к курильским берегам. Во время этой поездки он публично назвал Курилы «незаконно оккупированными территориями». На Смоленской площади эти слова назвали «неприемлемыми, неуместными и лишенными юридического смысла».
Имидж и рыба
Для России проблема Курильских островов Японии — это прежде всего вопрос престижа, сказал GZT.RU член-корреспондент РАН Василий Михеев. Острова достались СССР по итогам Второй мировой войны. Общественное мнение, по словам эксперта, настроено резко против разбазаривания российских территорий. Практическую же ценность острова представляют с точки зрения рыбного промысла. Кроме того, потеря Курил будет означать для России утрату стратегически важного транспортного коридора для океанских флотилий.
Артем Кобзев,
GZT.RU, 27.01.10.