Россия нашла выход из сложного положения: она будет сдавать в аренду свои АПЛ.

 

 

Если ты являешься крупнейшим экспортером оружия в мире, а клиенты начинают капризничать по поводу цены, надо что-то придумывать, особенно если твоя продукция однажды не слишком хорошо зарекомендовала себя. В российских верфях скопились атомные подводные лодки, нераспроданные после Рождества, и русское правительство (Москва) решило сдавать АПЛ в аренду. Первым клиентом станут безудержные индийские ВМС (Дели), стремящиеся добиться превосходства на море. Как известно, им приходится увеличивать свое господство на море и держать в страхе и угрозе своего извечного соперника - Пакистан.

 

Индийская и российская стороны заключили контракт на аренду многоцелевой атомной подлодки «Нерпа» сроком на 10 лет и ценой 650 млн долларов (стоимость производства превышает миллиард долларов). Субмарина прошла испытания и уже дожидается арендаторов в порту сибирского Владивостока. Несмотря на то, что АПЛ считается жемчужиной российской технологии, череда аварийных ситуаций, одна из которых привела к гибели моряков, подмочила репутацию бывшего советского подводного флота, через трагедию «Курска». Во время испытательного плавания 8 ноября 2008 года на подлодке произошел инцидент, что заставило держать в боевой готовности в течение нескольких часов системы безопасности Японии и Кореи. Причины, по которым 21 матрос скончался от удушья, так и не были выяснены: загадочным образом сработало противопожарное устройство, и смертельно опасный газ фреон стал поступать в отсеки, где находились члены экипажа.

 

Но этот инцидент не обескуражил индийцев, тем более что российские инженеры заявили об устранении всех технических неполадок. Во Владивостоке все готово для передачи «Нерпы». Там уже находится индийский экипаж в составе 73 человек, который пока проходит подготовку на суше. Дели не распространяется по поводу трагической истории, случившейся на «Нерпе», однако посылает угрожающие сигналы Исламабаду, описывая технические характеристики АПЛ. На бумаге «Нерпа» - страшное оружие. По классификации НАТО она относится к классу «Акула-2» и способна наносить удары по подводным, надводным и береговым объектам противника. Подлодка скоростная и маневренная, оснащена 8 торпедными пусковыми установками и ракетами с обычными боеголовками с дальностью поражения 4,8 тыс. км.

 

В договоре на аренду, имеется приписка: если клиент по прошествии года будет доволен предоставленной ему техникой, он может взять в лизинг еще 10 подобных АПЛ, которые уже проходят испытания в ледяных водах Камчатки.

 

Никола Ломбардоцци,

«La Repubblica», 13.01.10 (пер. с ит.)

www.repubblica.it

 

Sottomarino atomico affittasi l' India fa shopping in Russia

 

Repubblica — 13 gennaio 2010   pagina 17   sezione: POLITICA ESTERA

MOSCA - Se sei il più grande esportatore di armi al mondo ma i clienti cominciano a tirare troppo sul prezzo devi per forza inventarti qualcosa. Soprattutto se sui tuoi prodotti grava una fama sinistra che frena ogni potenziale acquirente. Così il governo russo, che da un po' di tempo vede ammassarsi nei suoi cantieri sottomarini nucleari come panettoni invenduti dopo Natale, ha deciso di inventare la formula del sommergibile a nolo. Il cliente è la rampante marina indiana, ansiosa di incrementare la sua supremazia sui mari e di tenere a bada le minacce dell' eterno rivale Pakistan. Con un contratto da appena 650 milioni di dollari (il costo di produzione supera il miliardo), gli indiani potranno affittare per dieci anni il sottomarino d' attacco a propulsione nucleare «Nerpa» fresco di collaudo e già in attesa dei suoi locatari nella base siberiana di Vladivostok. L' offerta accettata con entusiasmo dal governo di Delhi era praticamente obbligata. Pur considerato un gioiello della tecnologia russa, il «Nerpa» è uno dei protagonisti di quelle disavventure a catena che hanno offuscato la fama della flotta sottomarina ex sovietica sin dai tempi della guerra fredda, passando per la tragedia del «Kursk». Proprio sul «Nerpa», che navigava in fase di collaudo al largo del Giappone, l' 8 novembre del 2008 si verificò un misterioso incidente che uccise 21 marinai e mise in allarme per qualche ora i sistemi di sicurezza giapponesi e coreani terrorizzati da una fuga radioattiva. Per cause che gli esperti russi non sono mai riusciti a stabilire con certezza, si era infatti attivato senza un motivo specifico uno dei dispositivi antiincendio della sala macchine e, sempre per cause non spiegate, il letale gas freon usato per lo spegnimento automatico della fiamme è finito dove non doveva finire, cioè proprio nei compartimenti occupati dal marinai, morti istantaneamente per asfissia. Ce n' è abbastanza per rendere impossibile vendere un simile gioiello, ma la trovata dell' affitto ha avuto successo. Il «Nerpa», che poi è il nome di una deliziosa foca nera che vive sul lago Baikal, ha proseguito per un anno i suoi collaudi in mare aperto senza incidenti conosciuti. «Tutti i problemi sono stati risolti», hanno dichiarato gli ingegneri senza entrare troppo nel merito e preparandosi per la consegna. A Vladivostok è già tutto pronto. I 73 uomini dell' equipaggio indiano sono già arrivati e hanno cominciato l' addestramento a terra e sui simulatori. Presto usciranno in mare sul «Nerpa» insieme all' equipaggio russo che illustrerà funzioni e piccoli segreti della manutenzione proprio come si fa quando si consegna un' autoa nolo. Poi una breve cerimonia con inni e bandiere e la partenza verso una base indiana ancora segreta. A Delhi si evita di parlare dei precedenti del «Nerpa» e si lanciano invece minacciosi segnali ai pachistani, descrivendo le caratteristiche tecniche del sottomarino. In effetti, sulla carta il «Nerpa» è un' arma temibile. Fa parte di quella che la Nato definisce classe Akula II, in grado di aggredire unità avversarie subacquee e di superficie e anche di attaccare postazioni costiere. Veloce e molto manovrabile, è dotato di ben otto tubi lanciasiluri e missili a testata convenzionale dal raggio di 3 mila chilometri. Tutti accessori compresi nel prezzo d' affitto che in calce ha anche una promessa: entro un' anno, se il cliente, sarà soddisfatto, potrà affittare altri dieci sottomarini identici già in fase di collaudo nelle gelide acque della Kamchatkha.

 

- DAL NOSTRO CORRISPONDENTE NICOLA LOMBARDOZZI

-------------

 

Архив:

 

Деприватная сделка

Государство в лице ОСК получило 77% акций АСЗ

 

Государство завершило консолидацию в своих руках контрольного пакета акций ОАО «Амурский судостроительный завод» (АСЗ, Комсомольск-на-Амуре), которое, по мнению премьера Владимира Путина, было доведено частными акционерами до «фактически банкротного» состояния. Сразу после объявления о том, что 59%-ный пакет акций АСЗ через Сбербанк передается государственной ОСК, на завод пошли средства, которые позволили сдать главный заводской долгострой — АПЛ «Нерпа» и закрыть долги по зарплате. Правительство также объявило, что до 2015 года заводу буд выделено порядка 17 млрд руб. Источник на заводе, пожелавший остаться неназванным, выразил надежду, что государство в ближайшее время выделит средства, которые позволят возобновить работы хотя бы по старым «замороженным» заказам Минобороны.

 

В минувший понедельник была зарегистрирована сделка по приобретению ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) 59,12% акций АСЗ, сообщили вчера „Ъ“ на заводе. Таким образом, ОСК, владеющая теперь чуть более 77% уставного капитала АСЗ, фактически завершила деприватизацию предприятия, о которой объявил в мае 2009 года в ходе визита на завод премьер-министр России Владимир Путин.

---------

Амурский судостроительный завод — крупнейшее судостроительное предприятие Дальнего Востока, основанное в 1932 году. Строит и обслуживает суда и корабли, изготавливает несущие конструкции и функциональные модули буровых установок. Акционерами предприятия в 2009 году являлись государство в лице ОСК (17,91%), ЗАО «Торгово-финансовая группа» (17,91%), ООО «Антик» (14,46%), ЗАО «ПКК «Инпак» (30%), ЗАО «ДКК» (5,7%). Фактическим владельцем контрольного пакета акций завода, по сведениям участников рынка, считался Межрегиональный инвестиционный банк и его структуры.

----------

 

Напомним, о начале переговоров о выкупе контрольного пакета завода экс-президент ОСК Владимир Пахомов заявлял еще в марте 2009 года. Тогда, по данным господина Пахомова, завод имел большую кредиторскую задолженность перед Сбербанком (13,9 млрд руб. из 36 млрд руб. общего долга). Уже в мае, посетив Комсомольск-на-Амуре, премьер Владимир Путин объявил, что группа владельцев предприятия продает Сбербанку «за символическую плату» свои пакеты, а тот, в свою очередь, переуступает их ОСК. В рамках заключенного соглашения банк также согласился предоставить кредит в размере $430 млн на 10 лет для санации предприятия.

 

В конце декабря в рамках выполнения плана по деприватизации завода Сбербанк вышел из его уставного капитала, запись в реестр о покупке акций ОСК была сделана 21 декабря.

 

Стоит отметить, что после обнародования данного плана государство резко изменило политику в отношении АСЗ. Замороженный в 90-х годах контракт по АПЛ «Нерпа», работы по которому возобновились лишь в 2004 году, выполнялся заводом порядка четырех лет — не в последнюю очередь из-за «неровного» финансирования заказа. Но в начале декабря Владимир Путин в ходе «прямой линии» с россиянами, констатировав, что АСЗ «благодаря прежним владельцам оказался в очень сложном финансовом положении, фактически в предбанкротном, а по правде сказать — в банкротном состоянии», призвал Минобороны разместить заказы на заводе или освободить верфь для строительства гражданских судов. «Корветы собирались строить — нужно тогда не просто занимать верфь, а финансировать эту работу, чтобы верфь не была коробкой, вокруг которой не будет происходить реальных действий», — посоветовал военному ведомству премьер (уже в конце декабря он же заявил, что на АСЗ будет размещен дополнительный гособоронзаказ на общую сумму 3 млрд руб.).

 

В то же время, господин Путин отметил, что если Минобороны «не готово» к размещению заказов, тогда верфи нужно освободить, чтобы дать возможность отечественными судоходным компаниям загрузить их заказами на химовозы и иные виды гражданских судов. Пароходства, по словам премьера, к заказу техники на АСЗ потенциально готовы. «Они привыкли в Южной Корее заказывать и в других местах, но после дружеской беседы согласились сделать это на предприятии», — заверил господин Путин. Впрочем, эксперты, знакомые с ситуацией в отрасли, пока сомневаются в эффективности переориентации АСЗ на гражданские заказы, подчеркивая, что работа дальневосточных судостроителей, в том числе и АСЗ, пока «оставляет желать лучшего в части исполнения сроков контрактов». «Гораздо привлекательнее здесь пока что все-таки предложения китайских и корейских производителей», — отмечает собеседник „Ъ“.

 

Более реальной в данной ситуации, отмечают эксперты, выглядит загрузка АСЗ со стороны Минобороны и прямая государственная поддержка. Так, в декабре было объявлено, что правительство распорядилось выделить АСЗ порядка 17 млрд руб. несколькими траншами до 2015 года, в том числе в 2010 году — 1,6 млрд руб., в 2011-2013 — по 3,2 млрд руб., в 2014 — 3,4 млрд руб. К концу минувшего года заводу уже было перечислено порядка 1,9 млрд руб. на завершение работ по экспортному контракту — устранение последствий аварии и окончание госиспытаний АПЛ проекта К-152 «Нерпа» (подлодка была успешно передана ВМФ России 28 декабря). «Мы очень рассчитываем на то, что эти средства в совокупности с предпринимаемыми усилиями по загрузке предприятия приведут к его восстановлению и стабильной работе», — выразил тогда ожидания государства Владимир Путин.

 

Источник на заводе вчера напомнил „Ъ“, что в данный момент на предприятии в практически замороженном состоянии находятся два заказа прошлых лет — заложенный в 2006 году корвет «Совершенный» и начатый двумя годами позднее морской транспорт вооружения. Сдача судов флоту была анонсирована на 2015 и 2011 годы соответственно. «Будем надеяться, что хотя бы под эти контракты уже в ближайшее время пойдут средства, ведь глава правительства соответствующую линию обозначил», — заявил источник. Вместе с тем, по неофициальным данным, на заводе продолжается и самостоятельный поиск средств, в частности, в рамках распродажи непрофильных активов (по информации сайта завода, стоимость предлагаемых к продаже объектов — общежитий, административных зданий, баз отдыха, транспортных средств — составляет чуть более 705 млн руб.). «Эти суммы, конечно, несопоставимы с выделяемыми государством, но новый собственник может решить реализовать эти активы», — говорит источник „Ъ“.

 

Дмитрий Щербаков,

Коммерсантъ(Хабаровск) № 3 (4301) от 13.01.10.