Новогодний подарок, о котором так долго говорили все средства массовой информации  (ну ничего секретного), почти свершился.

 

О программе визита известно немного: отправить первый танкер с нефтью  из построенного порта в Козьмино, перерезать ленточку (как вариант — прокатиться на авто) цехе «Соллерса», поздравить с Новым годом детей в лагере «Океан», совещание.

 

На местном «автозаводе», по данным «Новой» во Владивостоке», по большому счету, смотреть нечего. Хотя по весне Игорь Шувалов обещал первое авто  к октябрю, потом — к Новому году, а  гендиректор автокомпании Вадим Швецов божился начать производство 24 декабря. Однако тихо. Конвейер не собран, к сборке конструкторов еще не приступали. Но, возможно, завезли показать, какие они будут. Так что не получится местным острословам обозвать «Зубром», памятуя прошлогодний хоровод с ОМОНом, первый сошедший со стапелей судоремавтозавода   SsangYong Rexton II. Как и не купить его премьер-министру Италии Сильвио Берлускони, хоть и обещал, по двум причинам: не начатой сборки и травмы от макета миланского собора.

 

По слухам из верхов, меры безопасности предприняты беспрецедентные: все-таки Владивосток — не самый приветливый город для премьера, если вспомнить его так и не выполненные обещания преференций и выполненные — «не запрещать правый руль». А тут еще эти итальянцы… Одно время появилась мода в президентов ботинками швырять, и во всем мире опасаются, как бы то, что произошло с Берлускони, на премьер-министров не перекинулось. Дурной пример для премьеров… Впрочем, у нас и народ сознательнее итальянского, и охрана тела не спагетти питается. По крайней мере, выполнить задание редактора и купить макет Покровского собора (исключительно для редакционного интерьера) не удалось. На счастье мое, ФСО и премьера делать настольный Покровский соборчик во Владивостоке еще не додумались, «Новая» дарит идею предпринимателям.

 

Гораздо интереснее другое: «Соллерс» будет получать комплектующие из Южной Кореи по льготной таможенной схеме, собирать здесь джипы-конструкторы и по льготному же тарифу отправлять их в западную часть России, поскольку, как признавался гендиректор компании Вадим Швецов, основной потребитель продукции предприятия — не дальневосточник.  Вот бы нашим  левшам в эпоху конструкторской сборки японского секонд-хенда такой режим!.. Стоило лишить бизнеса несколько десятков тысяч человек, чтобы трудоустроить на Дальавтозаводе 700?!   Надеемся, это понимает Владимир Путин.

 

В Козьмино накануне полным ходом шли подготовительные работы к визиту премьера. Предполагается, что в присутствии премьер-министра  состоится ввод в эксплуатацию трубопровода «Восточная Сибирь — Тихий океан». К причалу должен подойти первый танкер, а первая партия нефти должна составить 100 тысяч тонн. Куда будет отправлен груз, почему-то держится в большом секрете, наши эксперты сказали с  большой долей вероятности, что в  Китай.

 

Без иронии,  строительство нефтепорта в Козьмино — значимый проект. Индустриальный масштаб затеянного (сама видела) захватывал дух (тут я прошу прощении у экологов).  Только появляются сомнения, а приморцам от этого что? И когда наступит это что? Но мы же с вами государственные люди, стерпели рейдерство нашего автобизнеса: стерпится —слюбится — и нефтетруба,  и НПЗ….

 

Владимир Путин уже бывал во Владивостоке в этом году в октябре. То был штурм-визит на полдня, но к нему Владивосток готовился рьяно вплоть дот замены рекламы  товаров на щитах на патриотические лозунги… На нерве сейчас многие приморские чиновники,  не ровен час, премьер обратит внимание на заледеневшие владивостокские улицы, на возросшую к концу года безработицу, на арест друга губернатора (перед ожидаемым переназначением-то), да тут еще метель со снегом… Но зато после под 2009 годом можно  будет подводить черту и праздновать!

 

Ольга Журман,

«Новая газета-Владивосток».