Завод "Дальдизель", Фото Анны Незнановой, информагентство AmurMedia |
|
Посему есть смысл даже процитировать ВВП: "... у нас в РСФСР, в Советском Союзе и в новой России никогда не было отечественного морского двигателестроения, мы закупали это за границей. Мы за несколько лет это сделали. У нас появились свои двигатели, причем не только не уступающие, а в чем-то превосходящие западные аналоги, а также по очень многим другим направлениям - например, транспортное машиностроение, энергетическое машиностроение, я уже не говорю про сельское хозяйство...."
И не говорите, пожалуйста, уважаемый Владимир Владимирович. Не надо, пожалуй. Разрешите нам-грешным из далекого Хабаровска тоже сказать несколько слов. К примеру, о нашем заводе "Дальдизель".
Славная история у этого гиганта еще со времен царского "Арсенала", фундамент для которого закладывали в присутствии последнего главы Российской империи, 23-летнего цесаревича Николая. Это событие произошло утром в пятницу, 31 мая (стар. ст.) 1891 года.
Не дали погибнуть царской махине
После окончания Гражданской войны на Дальнем Востоке что делать с огромным заводом большевики даже не знали. Рабочим выдали расчет, а предприятие решили попросту закрыть, так сказать, до лучших времен. Но простые работяги-арсенальцы не разбежались по домам, а собрали полученные зарплаты и пустили эти деньги в так называемый производственный оборотный капитал. Начали принимать разные заказы, не гнушаясь любой мелочью, в том числе и от частных лиц. В общем, не дали царской махине погибнуть.
А в 1924 году завод получил название “Дальсельмаш”. Его сельскохозяйственные машины на Всесоюзной выставке были удостоены диплома первой степени.. Завод сыграл огромную роль в техническом оснащении сельского хозяйства всего Дальнего Востока в годы первых пятилеток.
После окончания Великой Отечественной войны завод вновь приступил к выпуску мирной продукции. Вначале это были сельхозмашины, а с 1950 года перешли на производство новой профильной продукции. Начав с 25-сильных двигателей, “Дальдизель стал выпускать уже агрегаты мощностью до 300–400 лошадиных сил. Продукция завода поставлялась в тридать стран мира, участвовала в международных выставках и ярмарках. Завод снабжал судовыми двигателями и генераторами полстраны.Об этом свидетельствовали стены завода, на которых прописана география поставок. Тысячу энергоустановок в год поставлялись только на новые суда, не считая того, что шло для судоремонта.
«Дальдизель» прочно вошел в советское двигателестроение. В то самое, которого, по выражению президента Путина, в СССР не было. Здесь серийно выпускали, ставшие популярными у рыбаков, моряков и энергетиков, дизели и генераторы. Все годы существования предприятие совершенствовалось и реконструировалось, строило жилье и социально-бытовые объекты, готовило производственные кадры. Главным богатством завода были его люди - настоящие профессионалы своего дела.
Продано с молотка
Его начали убивать с приходом двухтысячных, то есть, как раз в первые годы путинского президентства.. И в 2004 году завод был полностью остановлен, в 2007-м ликвидирован как предприятие. А в 2008-м производственные площади предприятия продали с молотка. Конкурсные управляющие начали распродавать все оставшиеся активы «Дальдизеля». На торгах одним лотом ушли механический и инструментальный цеха, заводоуправление и еще десятки объектов. Даже последний тепловозик-кукушку продали- где-то за 400 тысяч рублей.
А еще у завода был детский пионерлагерь на Воронеже. Назывался он очень красиво - «Чайкой». Место для этого лагеря выбирал лично директор завода Иван Кошкарев на живописном берегу Амура. Первые сто ребятишек из семей заводчан летом 27 июля 1936 года приехали сюда на отдых. Рекордным для пионерлагеря стал 1965 год, когда в «Чайке» провели каникулы 1200 детей. К тому времени он считался лучшим в Хабаровском крае, поэтому сюда приезжали не только дети работников «Дальдизеля». Завод угас, и не стало лагеря.
И вот однажды в полуразрушенных постройках бывшей пионерской здравницы ребятишки одной из хабаровских школ нашли разбросанные архивные фотографии. На этих карточках они увидели историю «Дальдизеля» в событиях и лицах. Юноши и девушки бережно собрали эти фотографии, отцифровали и разместили их на своем доморощенном сайте. Погибший индустриальный гигант, если бы сумел, наверное, сказал бы им спасибо.
Сегодня больно смотреть на цеха этого дальневосточного гиганта, где когда-то трудилось около трех тысяч человек, а если посчитать смежные предприятия, то и все пять тысяч. Но еще больнее, когда это славное индустриальное прошлое ни с того, ни с сего вдруг напрочь стирают из нашей истории, да еще и на прямой линии главы государства.
Жаль, что нашего президента никто не рискнул поправить, ведь "Дальдизель" не единственный погибший и забытый двигателестроительный гигант, в том числе и в Хабаровске. Но это уже совсем другая история...
Анастасия Любимова,
с использованием материалов книги Юлии Алексеевны Шестаковой "Люди - звёзды", выпущенной Хабаровским книжным издательством в 1981 году