Правительство, похоже, точно не знает, что делать с этим Дальним Востоком. Оно прикрыло  нам правый руль, продало китайцам наши сырьевые ресурсы, оно никак не может остановить миграционный отток населения из региона… Теперь оказывается, мы слишком рано встаем и нами трудно управлять. Инициатива уменьшить количество часовых поясов в стране сильнее всего аукнется именно дальневосточникам. Ну не думаете же вы, что Москва будет приноравливаться к чукотскому времени.

 

Не успела местная пресса от души поиронизировать над инициативой ректора ВГУЭС Геннадия Лазарева уменьшить количество часовых поясов в стране, как его неожиданно поддержал президент Медведев. И не абы как, а в традиционном ежегодном послании, предложив «изучить возможность». Кто считает, что после «изучения» количество часовых поясов сохранится или увеличится? Так что можно считать вопрос решенным, дело лишь за тем, когда будет отмашка перевести часы.

 

Сегодня Геннадий Лазарев смущается, когда его подкалывают насчет того, что он успел сговориться с президентом, и продолжает терпеливо объяснять, что все дело в «управляемости». Сокращение часовых поясов в России позволит увеличить скорость и качество государственного управления — главный тезис ректора. Разбудили несколько раз Геннадия  Иннокентьевича, как он сам признался,  партнеры из Москвы и Лондона  ночью с просьбой сделать что-то срочно-срочно, он и выступил с предложением.

 

На самом деле вопрос касается не такой уж маленькой части населения. С министерствами или головными конторами в столице работают многие промышленные предприятия,  управления федеральных служб в регионах, представители крупных торговых сетей, менеджмент банков, органы власти, даже журналисты. Знаю, собкоры федеральных телеканалов частенько работают в две смены. Им надо сделать сюжет к выпуску новостей в 8.00 по московскому времени (во Владивостоке — 15.00) и к вечернему в 20.00, а в Приморье в это время 3.00 ночи. В современном мире необходимость летать из одной части страны в другую возросла для многих представителей бизнеса и власти, и проблема смены часовых поясов обозначилась особенно остро.

 

Казусы с восприятием большой разницы во времени не так уже редки. Например, на сайтах дальневосточных торговых компаний часто можно встретить предупреждение: «Учитывайте сдвиг времени при звонке на наши телефоны. НЕ ЗВОНИТЕ НОЧЬЮ». Именно так, большими буквами…

 

Или те же приморцы никогда не встречают Новый год сразу же после поздравительной речи президента. На федеральных телеканалах так составлено вещание на  восточные регионы, что во Владивостоке  эти слова в новогодний праздник мы слышим, уже будучи изрядно навеселе, только в 1.00 ночи. Почему? С одной стороны, потому, что москвичам всегда было наплевать на то, что происходит за Садовым кольцом, с другой — телеканалы транслируют передачи с двухчасовым шагом: +2, + 4… +10, а у Приморья с Москвой нечетная разница во времени.

 

Сейчас мы живем по так называемому декретному времени, введенному в стране 90 лет назад по декрету Совнаркома. Оно отличается от астрономического, или биологического, на два часа. Переходя то на летнее, то на зимнее время, мы то приближаемся, то отдаляемся от этих биологических часов.

 

— Мне представляется, что надо вернуться к биологическому времени, и тогда разница между Москвой и Владивостоком будет 5 часов, — говорит  депутат Законодательного собрания края и доктор медицинских наук Анатолий  Беляев. — Это как минимум. А дальше уже смотреть, сколько реально может быть часовая разница со столицей.

 

— И каково оптимальное количество часовых поясов?

 

— Думаю, четыре-пять. Конечно, это повлияет на здоровье людей, в особенности на людей пожилого возраста, но это влияние не будет критичным.

 

Тезис о том, что подстраиваться  под новый ритм придется дальневосточникам и отчасти сибирякам, поддерживает и автор идеи ректор Лазарев.

 

— Ну, хотя бы потому, что только в столице более 10 миллионов человек, а дальневосточников всего 5 (6,5 миллиона по последним данным. — Прим. авт.), — говорит он. — Для начала надо перестать переводить часы весной и осенью. Так мы постепенно за год на час-два приблизимся к столице. А дальше вводить норму волевым решением. Мне представляется, что оптимальной может быть разница в 3-4 часа.

 

И все-таки почему приспосабливаться должны мы к москвичам, а не они к нам? Ну, пусть не к нам, а ко всей немосковской России! Перенести столицу в Новосибирск или Красноярск никому в голову уже не приходит, хотя одно время шли об этом разговоры довольно активно. Конституционный суд работает в Санкт-Петербурге, и ничего, мир не перевернулся. Калининград, где разница с Москвой -1 час или Екатеринбург с разницей в +2 часа, может, и смогут жить по московскому времени без особых потрясений. А как быть жителям Камчатки, привыкшим к девятичасовой разнице во времени?  Предложить им пятичасовую?

 

В конце концов, есть же еще и такое понятие, как время суток. Это в Москве зимой темно в три часа дня. Почему так должно быть везде? Часовые пояса не зависят от воли того или иного чиновника. Окружность земного шара разделена на 24 часовых пояса, и через каждые 15 градусов долготы естественным образом меняется час в большую или меньшую сторону. И ничего с этим не сделать.

 

Хотя наши могут. Сделать. Ну, раз у нас вертикаль власти, то все должны жить в световой вертикали Москвы.

 

Ольга Журман,

«Новая газета»-Владивосток

 

Справка

 

О необходимости унифицировать систему отсчета времени в разных регионах заговорили еще в конце XIX века — в связи с появлением телеграфа и развитием железных дорог. В 1884 году в Вашингтоне 26 стран согласились сделать точкой отсчета для 24 часовых поясов Гринвичский меридиан. Теоретически на каждый часовой пояс отводится «долька» земного шара от Северного полюса до Южного в 15 градусов по долготе. Однако практические границы часовых поясов проходят не по меридианам, а привязываются к государственным или административным границам.

 

Комментарии  на интернет-форумах:

 

«…А давайте вообще на всю Россию одно истинное время — Московское.

Любое другое время объявить сепаратизмом и происками террористов».

 

«…С этим столкнулся в Японии. Рабочий день закончился, а на улице темнота — погулять с ребенком, пройтись по магазинам или просто посидеть в сквере — неприемлемо. Зато утром просыпаешься (а нормальный человек должен просыпаться с рассветом) и не знаешь, чем заняться. Выходит, что это раньше мы были идиотами, когда считали, что работать надо в светлое время суток».

 

«Если страна  великовата и ей управлять тяжело, так давайте разделим ее на -две части или на четыре? До Уральских гор и после? Или еще как-нибудь? Оставьте народ в покое! Он, многострадальный, уже почти размножаться перестал, обдирают его до нитки, еще и время законное, биологическое для жизни отобрать хотят! Западло!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!»

 

«Живем в стране дураков! Ну когда же закончатся эксперименты над людьми? Валить отсюда надо! И чем дальше — тем лучше!»

 

«Что-то тема в 6 часов утра идти на работу и приходить с работы в 15 дня мне не очень улыбается. Пусть сами чиновники и работают по ночам, их все равно днем не видно, да и меньше пробок будет, хоть дороги от их машин освободим. Это им с президентом общаться нужно, а не нам».

 

«А какая дивная реакция со стороны чиновников разных мастей последовала за президентским предложением! И все в основном от ЕР! Ну как тут не вспомнить старый добрый и немного подзабытый «ОДОБРЯМС!!!». Есть три предложения по этому поводу: 1. Если трудно управлять такой большой страной — уступи место тому, кто может. 2. Подарить всем чиновникам от партии «ОДОБРЯМС» глобусы России в натуральную величину, может быть, поймут, что воевать с природой — занятие бесполезное и очень вредное. 3. Перевести органы управления страной (президента с его администрацией, правительство, ГД и т.п.) поближе к географической середине Российской Федерации, например в Новосибирск. И тогда с утра будут решаться вопросы восточных территорий, а после обеда — западных. И время на сон останется, не сбивая биологические ритмы многих, не в чем не повинных людей, населяющих Сибирь и Дальний Восток».