Альбом «Янковские. От Сидеми до Калифорнии» |
|
Впервые под одной обложкой собран огромный иллюстративный материал: фотографии, документы, старые газеты… Текста в альбоме тоже много - это не просто подписи к снимкам. Причем весь текст дается на двух языках сразу: русском и английском.
«Это подробная фотолетопись полуторавековой одиссеи знаменитого клана Янковских, одного из самых известных и значимых семейств натуралистов, предпринимателей и литераторов российского Дальнего Востока, - говорит руководитель Тихоокеанского издательства «Рубеж» Александр Колесов. - Три поколения большой семьи Янковских внесли огромный вклад в освоение Крайнего Востока России, оставили яркий и неизгладимый след в его истории. Издание стало возможным только благодаря тому, что Янковские, несмотря на перипетии и трагедии их кочевой жизни, с завидным тщанием сохранили свой богатый семейный фотоархив и оставили нам большое литературное наследие».
В истории Янковских на Дальнем Востоке - семьи большой, активной, пишущей, снимающей, как говорится, «отразилась эпоха». В альбоме выстроено разветвленное генеалогическое древо Янковских - до ныне живущих в США потомков включительно.
Пионеры Приморья - моряки, предприниматели, разведчики, подвижники, люди, подобные Янковским, Бринерам или шкиперу Геку, - достойны романов в духе Фенимора Купера или Джека Лондона.
Скажем чуть подробнее о троих представителях семьи Янковских. Основатель дальневосточной ветви этого старинного дворянского рода - Михаил Янковский (1842-1912), участник польского восстания 1863 года, сосланный в Сибирь и позже попавший в Приморье.
Роль политических ссыльных, начиная с декабристов, в развитии восточных окраин страны трудно переоценить.
Вот и Янковский, попавший на Дальний Восток не по своей воле, стал здесь предпринимателем, коннозаводчиком, меценатом, оленеводом, женьшеневым плантатором и даже ученым (у орнитологов известна «овсянка Янковского», у археологов - «Янковская культура», или «культура раковинных куч»).
«Михаил Иванович Янковский, будучи ссыльнопоселенцем, увлекся краеведением в Сибири, а после переезда в 1874 году в Приморье стал активно собирать орнитологические, энтомологические и этнографические коллекции, превратившись из любителя-собирателя в крупного ученого-натуралиста, энтомолога и селекционера», - говорится во включенной в альбом статье председателя Общества изучения Амурского края историка Алексея Буякова.
Свое имение Янковский основал в Сидеми - ныне Безверхово Хасанского района. В хозяйственную империю Янковского входил, кстати, и книжный магазин на Светланской.
Его сын Юрий Янковский (1879-1956) в 1922-м эмигрировал на самый север северной Кореи. Там, близ Чхонджина, он основал имение «Новина». В 1944-м издал в Харбине книгу «Полвека охоты на тигров».
Внук Валерий Янковский (1911-2010) после освобождения Маньчжурии Красной армией от японцев поступил переводчиком в СМЕРШ, но вскоре был арестован и угодил на Чукотку, где добывал олово на прииске «Красноармейский». После освобождения жил в Магадане и Владивостоке, потом перебрался во Владимир. Печатал рассказы в журнале «Охота и охотничье хозяйство». «У издательства «Рубеж» завязались сначала творческие, а затем и дружеские отношения с этим замечательным человеком и талантливым писателем», - говорит Колесов. Именно Валерий Юрьевич стал главным летописцем своего рода.
И напоследок - еще одна хорошая новость. Только что в издательстве «Рубеж» вышли новые издания книг Янковских, уже получивших высокую оценку и доброжелательный интерес со стороны как специального, так и широкого читателя. По сути, это двухтомник - «Нэнуни» и «От Сидеми до Новины».
Егор Кузьмичев,
«Новая газета во Владивостоке», №475, 17.1.19