Сергей Гребенюк |
|
Апогеем подготовки края к выборам стала глобальная перезагрузка политических процессов, триггерами которой стали отставки Владимира Миклушевского и Игоря Пушкарёва, спровоцировавших обнуление наиболее заметных политических конфликтов и разрушение сложившихся межэлитарных договорённостей.
Представители новой администрации выбрали политику равноудалённости в отношениях с политическими элитами края, что позволило включить в подготовку к выборам политических акторов, ранее не взаимодействовавших с краевыми властями.
Осуществлена деэскалация напряжённости в наиболее проблемных муниципальных образований край. В ряде наиболее острых случаев приняты кадровые решения, в муниципальных образованиях с вялотекущими политическими конфликтами введён режим моратория на публичные проявления противостояния элит.
Определённые успехи продемонстрировали административные структуры в выравнивании информационного фона в преддверии выборов.
Так, буквально в первые недели после назначения врио губернатора Андрей Тарасенко обозначил своё внимание к основным проблемным точкам края, выбрав для этого максимально жёсткую риторику.
Фактически, Тарасенко успешно перехватил потенциально проблемную повестку у оппозиции и снизил риск её дальнейшей политизации в рамках избирательной кампании.
Нормализация внутриполитических процессов в крае позволила вовлечь в подготовку к выборам президента и муниципальные образования, что способствует лучшему информированию населения о выборах и способах принять в них участие.
Необходимо принять как аксиому, что обеспечение возможности бОльшему количеству обладателей активного избирательного права реализовать его в условиях полного самоустранения властей в современных политических реалиях в принципе невозможно.
Включение краевой администрации и муниципалитетов позволило инициировать комплекс мероприятий, направленных на повышение информированности населения о выборах и созданию дополнительной ценности участия в голосовании.
Стоит особо отметить применение сегментированного подхода, популярного в традиционном маркетинге, в работе с электоратом.
Каждой из крупных групп потенциальных избирателей соответствует свой напрямую не связанный с выборами проект, представляющий ценность и интерес именно для неё. Родителям детей школьного возраста предлагается поучаствовать в опросе по переносу школьных каникул, жителям крупных городов - проголосовать за локальные проекты благоустройства, молодёжи стать участником проекта «Фото на выборах».
Говоря об электоральной мобилизации, нельзя преуменьшать и непосредственную роль в этом процессе штабов кандидатов, когда их работа направлена на не имитацию бурной деятельности, а на вовлечение населения в политический процесс.
Именно проводимая ими «на земле» работа формирует представление о выборах, как о конкурентном мероприятии, демонстрируя плюрализм взглядов и путей развития страны, позволяя мобилизовать ранее аполитичных граждан.
К сожалению, на фоне высокой активности штабов, отвечающих за выборы в целом, относительно слабо проявляют себя в публичном пространстве региональные штабы кандидатов на пост президент РФ.
Так, только команде Владимира Путина удалось обыграть рутинную и обязательную по закону для самовыдвиженцев процедуру сбора подписей, как некий PR-ход.
Помимо собственно сбора подписей, проводимого стандартными методами, в крупных торговых центрах и проходных местах были установлены мобильные стойки.
Работа волонтёров на них в большей степени была направлена на информирование население о предстоящих выборах, трансляцию ключевых мессенджей последующей агитационной кампании кандидата и работу с возражениями, чем на непосредственно сам сбор подписей, удельный вес в котором мобильных стоек оказался относительно невелик.
Процедура формирования регионального штаба общественной поддержки кандидата в президенты за счёт включения в его состав лидеров общественного мнения смогла привлечь внимание СМИ, став полноценным и самостоятельным информационным поводом.
Кандидаты, выдвинутые парламентскими партиями, освобождены от сбора подписей, а значит, не могли воспользоваться возможностью установить лишний контакт с потенциальным избирателем. В тоже время и кандидатам от непредставленных в парламенте партий, которым необходимо было заручиться поддержкой 100 000 избирателей, в общей массе не удалось привлечь к себе внимание приморцев и региональных СМИ.
Совершенно незаметно в крае прошёл сбор подписей Ксении Собчак, Сергея Бабурина, Бориса Титова и Максима Сурайкина.
Отдельно хочется выделить работу штаба Григория Явлинского по сбору подписей. Процесс сбора подписей освещался в социальных сетях, основной акцент был сделан на Facebook, где развернул свою активность руководитель регионального отделения «Яблока» Николай Марковцев. Во время подписной кампании руководителем отделения тиражировались заявления о давлении со стороны «руководства» на рядовых сборщиков и противодействию работе штаба.
Подобные заявления, распространяемые через социальные сети и «сарафанное радио», способствовали консолидации протестного электората и мобилизации потенциальных сторонников кандидата. Завершился сбор подписей в Приморском крае появлением в публичном пространстве информации о неисполнении штабом Явлинского своих финансовых обязательств перед сборщиками, что ставит под вопрос дальнейшую работоспособность структуры.
В данный момент в Приморье сформированы и оцениваются, как полностью достаточно работоспособные, штабы кандидатов Грудинина, Жириновского, Путина, Титова и Явлинского. Штабы кандидатов от парламентский партий были сформированы на базе их региональных отделений. Кадровым фундаментом избирательного штаба Бориса Титова стало региональное отделение «Деловой России».
Штабу Путина удалось дистанцироваться от восприятия исключительно через призму «Единой России», существенно разбавив состав представителями разнообразных общественных объединений, спортсменами, деятелями культуры.
Организационные структуры Собчак, Бабурина, Сурайкина существуют в Приморье на бумаге и не ведут никакой деятельности.
Так, по моим сведениям, журналистам одного из региональных политических изданий так и не удалось найти даже следов доверенных лиц кандидата в президенты РФ Ксении Собчак в крае.
Подобное отношение кандидатов в выстраиванию организационной работы косвенно свидетельствует расставленных приоритетах.
Для кандидатов с острым дефицитом ресурсов или новичков в политике оказалось намного проще вести полноценную кампанию в густонаселённых районах центральной части страны, где на каждый вложенный рубль получаешь больше контактов с потенциальным избирателем. Приморцы оказались просто не нужны альтернативным кандидатам.
Рассматривая вопрос технологий и каналов агитации, необходимо отметить, что агитационные мероприятия кандидатов в Приморском крае идут по традиционным лекалам, применяемым от одной избирательной кампании к другой.
Основой кампании кандидатов, чьи штабы ведут хоть какую-то деятельность на территории края, становится выпуск и распространение печатной агитационной продукции. До выделения бесплатного эфирного времени на ТВ, ни один из штабов в полной мере не задействовал этот ресурс.
Применению иных каналов коммуникации, в т.ч. новых медиа, уделяется достаточно малое внимание, можно считать, что агитация в сети идёт по остаточному принципу.
Так, в социальных сетях проявляют себя штабы кандидатов Грудинина, Путина и, в меньшей степени, Явлинского, чьи активисты хорошо представлены на различных площадках. Довольно интересной особенностью, существенно снижающих эффективность агитационных мероприятий в социальных сетях, стал выбор площадок.
Основная полемика о дальнейшем пути развития страны и дискуссия о преимуществах того или иного кандидата разворачивается в локальном сегменте социальной сети Facebook, который сам по себе весьма политизирован, но представляет собой чисто нишевое явление, далёкое от обычных избирателей, предпочитающих массовые социальные сети (ВКонтакте, Одноклассники, Инстаграм).
Не очень удачно выстроена работа и по вписыванию программ кандидатов в региональную информационную и политическую повестку.
Штабам не удалось найти точки соприкосновения между федеральными линейками, обыгрываемыми кандидатами и темами, волнующими простых приморцев, применительно к ситуации в крае.
В итоге это привело к использованию неадаптированных под региональную специфику агитационных материалов по федеральным лекалам, что существенно снижает их мобилизационный потенциал.
Например, кампания кандидата от ЛДПР на данный момент максимально деперсонализирована. Эффект от обилия наружной рекламы и брендированных под ЛДПР поверхностей общественного транспорта нивелируется отсутствием на ней самого кандидата и какого-либо внятного послания избирателю.
Риторика иных кандидатов про абстрактную социальную справедливость, внешнюю политику и приоритеты трат бюджетных средств не так привлекательны для жителей края, как чёткая позиция кандидатов по простым и понятным вопросам, с которыми Приморье живёт здесь и сейчас.
Попытки вписаться в региональный контекст предпринимает штаб Владимира Путина, чьи федеральные представители несколько раз посещали край и проводили встречи с населением. За счёт собственной известности и медийности на фоне дефицита серьёзных новостных поводов о ходе выборов доверенным лицам Путина удаётся привлечь к себе внимание прессы.
Если говорить о прогнозах итогов голосования 18 марта 2018 года, то, на мой взгляд, в условиях выборов, носящих фактически референдумный характер, есть как минимум два повода для интриги - уровень явки в день голосования и кандидат, занявший по краю второе место.
Если рассматривать уровень явки на выборы президента РФ в прошлые годы, то видно, что от выборов к выборам она находилась примерно на одном и том же уровне, колеблясь в рамках статистической погрешности.
Так, в 2012 участие в голосовании приняло 63% зарегистрированных избирателей, в 2008 - 64%, в 2004 - 63%. Таким образом, анонсированная «эталонная» явка на уровне 65-70% при должной синхронизации усилий всех участников политического процесса не представляется такой уж нереальной.
На повышение явки работают и федеральные мобилизационные мероприятия, затрагивающие Приморье.
Возможность повысить традиционную явку на 3-7% есть с помощью вовлечения достаточно аполитичной ранее молодёжи. На взаимодействие с этой аудиторией направлена федеральная кампания по популяризации выборов, осуществляемая через таргетированную рекламу в социальных сетях.
Существенный вклад в пробитие потолка явки по стране и краю может сыграть раскачивание в политических ТГ-каналах и жёлтых СМИ темы резкого роста рейтинга кандидата Грудинина, якобы превышающего в ряде регионов рейтинг действующего президента.
Форсирование подобных слухов с высокой вероятностью мобилизует пассивных сторонников нынешнего курса, считающих, что их участие в голосовании не обязательно, т.к. выборы пройдут и без них. Реальная угроза смены власти заставит их выйти из зоны комфорта и отправиться на избирательные участки в день голосования.
Скачок позитивных ожиданий населения и, соответственно, повышение явки способен обеспечить широкое обсуждение проекта переноса столицы ДФО из Хабаровского края во Владивосток.
Почву для него прощупывают информационными вбросами аффилированные с архитекторами внутренней политики страны ТГ-каналы и местные лидеры общественного мнения.
Безусловно, кульминация проекта, если таковая последует, придётся уже на пост-выборный период, но от реакции общественности и степени заинтересованности зависит сама возможность развития подобного развития событий.
Интрига за второе место обусловлен давним соперничеством ЛДПР и КПРФ за симпатии приморского электората, считающегося достаточно протестным. Традиционно результаты партий находились достаточно близко друг от друга, что позволяло то одной, то другой партии с переменным успехом вести в счёте.
На выборах в Государственную думу в 2016 году ЛДПР удалось обойти КПРФ и занять второе место после «Единой России».
Результаты президентской кампании в Приморском крае способны поставить под вопрос дальнейшую судьбу руководства региональных партийных отделений.
На федеральном уровне партийцам поставлена задача, если не стать первыми, то хоть обойти своих главных конкурентов.
На пользу Жириновскому играет известность личного бренда, а так же ставка на популистскую риторику, востребованную не полностью оправившимися от кризиса и экономических санкций россиянами.
Павел Грудинин - новая персона для приморцев и пока не может похвастаться высокой известностью. Это делает необходимым проведения его кампании в несколько этапов: сперва увеличив уровень известности среди потенциальных избирателей и лишь затем начав формировать привлекательный для электората образ и побуждать прийти на избирательный участок и оказать поддержку. Риск для Грудинина представляет и размытость его образа у избирателей. Последовательных адептов КПРФ может смутить финансовая самореализация кандидата, к которой апеллируют провластные СМИ, прогрессивный городской электорат - заигрывание перед ортодоксальным крылом КПРФ и восхваление Сталина.
Сергей Гребенюк,
политолог.