В 2017 году на Тайване был реализован проект, посвященный ведущим мировым ученым, изучающим современный Китай. В результате были опубликованы «Устные истории», в которых китаеведы рассказали, как учились языку, изучали Китай, стажировались и работали в Китае, готовили свои основные работы. В том числе и профессор Дальневосточного федерального университета член-корреспондент РАН Виктор Ларин.
 
В прошлом году на Тайване наконец был осуществлен длительный дорогостоящий проект, посвященный состоянию мирового китаеведения в настоящее время. Исследовательский центр по изучению континентального Китая и отношений между двумя берегами Тайваньского пролива Института политики Тайваньского университета (台湾大学政治学研究所中国大陆及兩岸关系教学研究中心) опубликовал «Устные истории» ведущих мировых китаеведов об их жизненном пути.
 
Этот проект начинался более пяти лет тому назад. Для участия в нем на основании общего количества публикаций и оценок различных экспертов было отобрано 362 участника проекта - ведущих мировых китаеведов, которые на протяжении нескольких часов наговаривали на магнитофон историю своей жизни - как они пришли в профессию и как они достигли вершин.
 
Для данного проекта больше всего китаеведов было выбрано из России - 48 человек, далее следует Тайвань - 30 человек, Вьетнам - 26 человек, Япония - 25 человек, США - 21 человек, Индия - 19 человек, Сингапур - 17 человек, Республика Корея - 16 человек. Среди европейских ученых больше всего было отобрано для интервью ученых из Германии, Голландии и Бельгии - всего 26 человек.
 
Поскольку проект был долгосрочным и длился свыше пяти лет, практически все представленные в нем ученые довольно преклонного возраста - 60 лет и старше, многие из них не дожили до его завершения, а некоторые по разным причинам ушли из профессии.
 
Это в полной мере относится и к российскому списку участников проекта. Всего в этом списке участников проекта от России - 48 ученых, из которых и поныне работают в Институте Дальнего Востока РАН 11 ученых (С. Тихвинский, В. Шабалин, Л. Кондрашова, В. Мясников, В. Портяков, О. Завьялова, С. Горбунова, Б. Надточенко, Л. Переломов, А. Островский, Э. Пивоварова), а всего Институт представляют 18 ученых, часть из которых уже ушла из жизни (М. Титаренко, П. Кожин), часть - эмигрировала (Н. Боревская, С. Торопцев), а часть - ушла на пенсию и полностью прекратила работать по специальности (А. Ларин, А. Желоховцев, В. Усов).
 
Также в этот список вошли 8 ученых Института востоковедения РАН (Ю. Чудодеев, З. Каткова, А. Бокщанин, С. Кучера, Ю. Гарушянц, Л. Васильев, А. Кобзев, Э. Синецкая), три ученых из Института стран Азии и Африки при МГУ (Д. Воскресенский, В. Гельбрас, З. Лапина), два ученых с восточного факультета Санкт-Петербургского университета (Б.  Доронин, Б. Новиков), ученый из Института философии РАН (В. Буров), 1 ученый из Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН (В. Ларин). Кроме того в список вошли два ученых из Казахстана (К. Сыроежкин, К. Хафизова).
 
Из текстов интервью и возрастов интервьюируемых (всем более 60 лет) очевидно, что все успехи российской школы китаеведов связаны с советским периодом обучения и становления китаеведов как профессионалов в те годы, несмотря на весьма ограниченные возможности для поездок в КНР в 60-80-е годы. Тем не менее, значительная часть опубликованных работ пришлась как раз на эти годы, наиболее сложные для китаеведения не только советского, а затем и российского, но и всего зарубежного китаеведения.
 
Результаты данного проекта наглядно показывают высокий уровень школы советского китаеведения, которая пока еще неплохо выглядит на уровне мирового китаеведения в рамках данного проекта. Но для сохранения этих позиций необходимо заметно усилить внимание к развитию российского китаеведению в настоящее время.
 
Доктор экономических наук, профессор Андрей Островский,
заместитель директора ИДВ РАН по научной работе.
 
РАН, 18.01.2018