Мы выехали на место, чтобы встретиться с подрядчиками, но дальше КПП нас не пустили. Фото: из личного архива
Мы выехали на место, чтобы встретиться с подрядчиками, но дальше КПП нас не пустили. Фото: из личного архива
Sobesednik.ru узнал, на что на самом деле тратятся бюджетные деньги вместо развития российской космической отрасли.
 
Немного лирики. 27 ноября в 20:00 вице-премьер Дмитрий Рогозин, курирующий космическую отрасль, и глава «Роскосмоса» Игорь Комаров увидели припорошенные снегом кремлевские звезды из иллюминатора американского суперджета.
 
Взлетит? Не взлетит? Это науке неизвестно
 
Во время путешествия чиновников обслуживали по высшему разряду, кормили vip-питанием - в общем, налетали друзья на 9 с лишним млн рублей. Наутро космоначальники, как и планировалось, приземлились в Благовещенске и попали с летучего корабля на бал. Под их контролем к далеким звездам отправили ракету-носитель «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат» - они должны были вывести на орбиту космический аппарат «Метеор-М» и 18 малых спутников.
 
Большие дяди радовались, как дети, бросились обнимать трудовой коллектив. Уже представляли, как доложат об успехе высшему начальству, - и тут... Да все и так знают: второй в истории космодрома Восточный пуск закончился аварией.
 
Отечественная техника, сколько в нее ни вбухивай, никогда не станет как американский суперджет. Комарову ли не знать: до «Роскосмоса» он 4 года пытался сделать из АВТОВАЗа конфетку... В общем, тем же вечером расстроенные чины улетели обратно в Москву. Они бы, может, и погостили, но праздновать было нечего. Да и переночевать приличным людям в амурской тайге негде. Но это только пока...
 
Место проворовавшегося «Спецстроя» не пустует
 
«Собеседник» выяснил: весь 2017 год в хвойном лесу на берегу реки Большая Пёра у космодрома Восточный ударными темпами идет строительство комплекса рабочей резиденции. Заказчиком работ выступает Центр эксплуатации наземных объектов космической инфраструктуры (ФГУП «ЦЭНКИ») - дочерняя компания «Роскосмоса».
 
Ее госкорпорация выбрала генподрядчиком после того, как был упразднен «Спецстрой» - из-за плохой, со слов Рогозина, работы и многочисленных злоупотреблений при строительстве космодрома Восточный. В начале этого года было решено: именно ЦЭНКИ будет доводить до ума стартовый и технический комплексы, а также... водозаборные сооружения для обеспечения пусков. На первый взгляд водозаборные сооружения с пусками ракет напрямую не связаны. Но это с какой орбиты посмотреть.
 
Никому невдомек, что в 15 км от Восточного есть полузаброшенная насосная станция. Совсем рядом проходит федеральная трасса, в 3 км - ЗАТО Циолковский (закрытый городок на три улицы, который, согласно плану, к 2025-му должен превратиться в космические Нью-Васюки с целыми жилыми районами, музеем, Центром подготовки космонавтов и гостиницами). Места живописные и тихие. Такие обычно и выбирала для своих дач советская номенклатура. Российская от нее во всех смыслах недалеко ушла. А посему: быть здесь космической резиденции.
 
Мы обратились в ЦЭНКИ с просьбой пояснить, кто будет пользоваться ею. Поначалу пресс-служба компании отказалась от комментариев, направив нас в «Роскосмос». И только после того, как «Собеседник» сделал соответствующий запрос в головную организацию, «дочка» сдалась:
 
- Рабочая резиденция на берегу реки Большая Пёра строится для проживания официальных делегаций, которые будут посещать космодром Восточный, в том числе в рамках проведения коммерческих пусков, - заявил сотрудник ФГУП «ЦЭНКИ» Дмитрий Белкин.
 
Шерше ля фам
 
На территории площадью 5 га, обнесенной 4-метровым забором (3-метровым профлистом и стальной сеткой почти метровой высоты), окруженной патрульными дорожками, строятся: каменный дом, большая и малая бани, два двухэтажных коттеджа и гостиница для обслуживающего персонала.
 
Общая сумма затрат уже приближается к 1 млрд рублей. Большая часть зданий по документам некапитальные, но отделываются и обставляются будто на века. Сантехника немецкая, мебель австрийская, плитка в санузле итальянская (по 15.000 рублей за кв. м) - здесь есть все для того, чтобы «дачники» чувствовали себя как дома.
 
Подвесные унитазы, например, обойдутся бюджету в 23.000 рублей каждый. Это не считая биде по 18.000. И судя по заказанной косметической полке с зеркалом (65.000 рублей) и пуфику (48.000 рублей) для ванной комнаты, наведываться сюда планируют и женщины (какая ж командировка без них).
 
Из Европы в тайгу уже прибыли журнальный столик стоимостью 135.000 рублей (4 ноги, столешница - ничего особенного), торшер за 194.000 рублей (напольный светильник «обладает колебательным эффектом» и включается прикосновением руки) и кресло за 377.000 рублей (с подставкой для натруженных ног).
 
Вишенка на этом торте - элитный матрас Schramm за 463.000 рублей. Между прочим, размером 180х200, то есть двухспальный. Фирма-производитель из Германии утверждает, что его пружины не скрипят и не деформируются, дают «наибольшее расслабление, вследствие чего высвобождается давление на нервные волокна в наиболее проблемных зонах лордоза и поясницы».
 
На таком матрасе удобно спать на боку (применяется специально разработанная система мягких пружин, куда проваливается плечо) и аллергикам: при изготовлении используются только натуральные материалы - хлопок, лен и шерсть молодых овец, вычесанных вручную.
 
Если в Европе чешут овец, то в России - репу. Уже два блина, испеченных на Восточном, вышли комом (во время первого пуска в 2016 году, на котором присутствовал президент, ракета взлетела с опозданием на сутки). Даже окропление святой водой не дает гарантий безаварийного старта. Так, может, присутствие космических начальников, переехавших в новую резиденцию, сотворит чудо?
 
«Федералы думают, что могут все решить по звонку»
 
Оказалось, что с возведением резиденции не все чисто. О проблемах, сопровождающих стройку, «Собеседнику» рассказала Жаккелина Орлова, сопредседатель регионального штаба ОНФ в Амурской области:
 
- Летом этого года мы получили от местных жителей сигнал о нарушении лесного законодательства. По их мнению, рядом с ЗАТО ведется незаконная стройка. А кроме того, ЦЭНКИ под эти цели десятками вырубал многовековые сосны и ели.
 
Мы выехали на место, чтобы встретиться с подрядчиками, но дальше КПП (на фото) нас не пустили. Мы так и не получили ответов на вопросы о том, кто и когда выдавал соответствующие разрешения. Обратились в прокуратуру с просьбой провести проверку - она вынесла заключение, что нарушений в действиях ЦЭНКИ не выявила. Но мы считаем, что ФГУП не получило всех необходимых разрешительных документов. Больше всего вопросов у нас к муниципальным органам власти, потому что земля, на которой строится резиденция, является территорией ЗАТО.
 
Но некоторого результата мы все-таки добились. По крайней мере, ЦЭНКИ теперь очень хорошо думает, перед тем как что-либо сделать. Когда к нам в Амурскую область приходят большие стройки, федеральные структуры почему-то считают, что здесь все можно решить по телефонному праву. А мы уверены, что все должно быть по закону.
 
Цифра
7,5 млрд рублей составило бы страховое возмещение для ЦЭНКИ в том случае, если и третий пуск 22 декабря 2017 года окончился неудачей (на днях его перенесли на 2018 год).
 
Риск полной гибели объектов страхования (ракета-носитель «Союз-2.1а», разгонный блок «Фрегат», космические аппараты «Канопус-В» №3, 4) оценен в 4,5 млрд рублей. Причинение вреда жизни, здоровью, имуществу третьих лиц и окружающей среде при запуске - еще в 3 млрд.
 
Ольга Сабурова,
«Собеседник» №47-2017
 
Материал вышел в издании «Собеседник» №47-2017 под заголовком «На космодром Рогозина пришло биде».