Головной офис Сахалинморнефтегаза.
Головной офис Сахалинморнефтегаза.
Неоднозначная ситуация с профсоюзным движением сложилась в ООО «РН-Сахалинморнефтегаз». На данный момент здесь действуют три первичные профсоюзные организации (ППО).
 
Это первичка собственно ООО «РН-Сахалинморнефтегаз», которую возглавляет автор этих строк, есть своя профсоюзная организация в обособленном подразделении «Управление энергетики» (председатель - Денис Свириденко), кроме того, имеется ППО Нефтегазстройпрофсоюза в управлении магистральных нефтегазопроводов, где председательствует Иван Бондарь.
 
Нет, неоднозначность ситуации не связана с бросающейся в глаза раздробленностью первичек. Это как раз явление вполне распространенное и абсолютно законное. Речь о стремлении работодателя содействовать объединению ППО под началом определенного человека. В нашем случае - под началом господина Бондаря и не иначе.
 
Как вообще работодатель должен относиться к объединению первичек? Правильный ответ: никак. Работодатель не должен каким-либо образом вмешиваться в этот вопрос.
 
В федеральном законе «О профессиональных союзах…» сказано ясно и определенно: «Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны».
 
Но законы, как известно, у нас писаны не для всех. Действуя как самостоятельно, так и при посредстве своей межрегиональной профсоюзной организации, с которой, очевидно, все контакты давно и прочно установлены на нужном работодателю уровне, последний упорно гнет свою линию.
 
События развивались следующим образом. Еще в конце 2015 года две первички - ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» и «Управления энергетики» - сделали все необходимое для создания объединенной первичной профсоюзной организации. 26 декабря 2015 года провели учредительную конференцию с вынесением соответствующего постановления.
 
29 февраля 2016 года произвели регистрацию нового юридического лица, в тот же день встали на налоговый учет. 16 марта того же года официально уведомили работодателя о создании объединенной первичной профсоюзной организации.
 
Казалось бы, все, вопрос решен. Но нет! 15 апреля 2016 года на совете межрегиональной профсоюзной организации ОАО «НК Роснефть» наше ходатайство о включении в профкарту объединенной первичной профсоюзной организации ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» под надуманным предлогом было отклонено.
 
Больше того, за проявленное «своеволие» первичка ООО была исключена из реестра. Сахалинская областная организация Нефтегазстройпрофсоюза вступилась за нас, указала, что такое решение противоречит уставу профсоюза, однако это не помогло исправить положение.
 
Работодателя устраивает только объединение под управлением нужного профлидера. Руководство ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» активно агитирует работников предприятия за переход в профсоюзную первичку Нефтегазстройпрофсоюза управления магистральных нефтегазопроводов. И если бы дело ограничивалось только агитацией! Членов трех первичных профсоюзных организаций ставит в заведомо неравные условия, создавая преференции одним и лишая их других.
 
При этом не гнушаются прибегать даже к травле руководителей неугодных профорганизаций. Ha суд широкой общественности выносятся дискредитирующие оппонента сведения, голословные обвинения. Разумеется, никаких доказательств не приводится, потому что их не существует в природе. Но суть в том, что это и необязательно! Цель ведь не в привлечении к ответственности (для этого доказательства крайне желательны), нужно лишь опорочить оппонента, испортить его репутацию.
 
Еще в январе 2016 года областная организация Нефтегазстройпрофсоюза  отправила официальное обращение руководству ООО «РН-Сахалинморнефтегаз», в котором призывала менеджмент компании прекратить вмешательство в уставную деятельность профсоюзных организаций. Проявляя солидарность с коллегами, выражали протест и профсоюзные организации предприятий, не входящих в систему ООО. Но все эти обращения были благополучно проигнорированы. Работодатель в союзе с угодным профсоюзом продолжает проводить свою одностороннюю политику.
 
В ст. 13 закона о профсоюзах сказано: «В случае, если в организации действует несколько первичных профсоюзных организаций разных профсоюзов, их представительство в коллективных переговорах, заключении коллективных договоров определяется с учетом количества представляемых членов профсоюза».
 
Еще более подробно эта коллизия прописана в Трудовом кодексе (ч. 2, ст. 37): «Две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора… Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза».
 
В апреле 2017 года такой орган был создан на общем собрании работников предприятия. Но из неподвластных господину Бондарю первичных профсоюзных организаций приглашение получили только… по одному участнику. Его же первичка имела численный приоритет. Понятно, что никаким принципом пропорционального представительства здесь и не пахнет.
 
В итоге в переговорах о заключении коллективного договора профсоюзы фактически представляла ППО Нефтегазстройпрофсоюза управления магистральных нефтегазопроводов. Колдоговор заключен. О качестве проделанной работы красноречивее всего говорит заключение агентства по труду и занятости Сахалинской области, из которого следует, что в данном договоре выявлены условия, ухудшающие положение работников.
 
Смотрите, как интересно получается. Ухудшение положения работников видит агентство по труду, а профсоюз, в чью задачу, собственно, и входит защита интересов работников, этого не замечает.
 
Сейчас у работодателя на подходе свежие, с пылу с жару нормативные акты, в которых напрямую ухудшаются условия работников, причем  речь идет о сокращении доходов. «Ручной» профсоюз готов принять нововведения с распростертыми объятиями. Остается одна досадная помеха в лице профсоюзной организации ООО «РН-Сахалинморнефтегаз», которую, несмотря на все усилия, пока еще не удалось устранить полностью. Но долго ли продержится скромная первичка под таким мощным и согласованным напором?
 
Хочется обратиться прежде всего к работникам предприятия. Чтобы профсоюз мог отстаивать ваши интересы, иногда нужно предпринять усилия для защиты самого профсоюза. Ухудшение собственного положения вы, разумеется, замечаете, так попробуйте понять, откуда ноги растут.
 
Если вы видите, что работодатель вдруг начинает очень активно поддерживать какую-либо первичную профсоюзную организацию и всеми силами топить другую, задумайтесь, с чего бы это? Нужен ли вам профсоюз, играющий с работодателем в поддавки? Чьи интересы он на самом деле защищает? Много ли проку от картонного щита?
 
Л. Семечева,
председатель первичной профсоюзной организации  ООО «РН-Сахалинморнефтегаз».
 
«Советский Сахалин», 11.12.17