"Я не люблю, когда наполовину, или когда прервали разговор."
В посёлке Прогресс произошло исключительное событие из моей практики - срыв выступления. Концерт запланирован был на вторник 14 ноября. Я прибыл в первой половине дня, выгрузил вещи в ДК и отправился на обход школ. Посёлок крупный, население - около 10 тыс. В школах принимали хорошо. Всего 4 школы. В первой сразу окружили дети. Директор - молодой мужчина. Много молодых ведущих сотрудников. Провели по трём старшим классам, где я сделал объявление и спел нанайские песни. Интерес у школьников был большой. Во второй школе объявлял точно также. Один ученик даже спросил: "Концерт бесплатный??? Да я даже заплачу!" В третьей школе порядки более строгие, но мне разрешили объявить в двух классах. Афиши там не было, и я клеил свою. Вахтёрша предупредила: "Вешай повыше - обдерут!" Дети срывают афиши себе на память до начала концерта, и нужно всегда проверять, чтобы они висели.
Концертный день почти в каждом населённом пункте начинается с того, что надо спасать положение. Если не заниматься обходом школ и не знакомиться с людьми, то половина выступлений будет провальным. Это важное предконцертное мероприятие, и я теперь обязательно надеваю штаны. На человека стал похож. А когда-то даже в зимние поездки штанов не брал. Штаны обязательны для посещений школ, чиновников, церквей и храмов. На концертах - когда как, в зависимости от аудитории.
Афиши расклеены, но почему-то никто ничего толком не знает про концерт, и так происходит регулярно. В этот раз всё складывалось удачно благодаря возможности объявить большому числу учеников, и на концерт пришло около сорока старших школьников - похоже, это все, кого я собрал за один день, объявляя лично. Был только один взрослый человек - отец одного из подростков.
Мне часто бывает трудно находить общий язык с Домами Культуры в больших посёлках. Когда занимался составлением графика, нашёл телефон музея посёлка Прогресс, позвонил туда, но музей оказался в здании ДК, и тамошний заведующий согласовал вопрос с директором. В итоге концерт утвердили в малом зале Дома Культуры "Аполлон". Всё шло в штатном порядке, мне даже разрешили остаться на ночь, и ничего не предвещало осложнений.
Во время отстройки, директор спросила:
- У вас в программе ничего нет такого?
- ‎Какого такого? Всё в рамках цензуры. Пошлятина и обсценная лексика отсутствует. Не переживайте.
Я пробовал звук, играл песню "Зримое и скрытое". Директор спросила: "У вас все песни такие?" Какие такие? У меня самые разные песни. Но большинство философские о жизни, в которых я ставлю всевозможные вопросы, зачем человек живёт, и тому подобное. Не понимал, к чему такое недоумение, но потом стало ясно. Когда подошло время концерта, я спокойно начал с нанайских. Директор ДК наблюдала с пристрастием и с беспокойным лицом. Я давал достаточно комментариев, но что-то её определённо не устраивало с самого начала, с самой первой песни. Когда дошёл до песни "С перерезанным горлом", почувствовал напряжение, исходящее от директора. Когда доиграл, она подошла ко мне и тихонько сказала: "Павел, давайте ещё три песни, и закончим концерт." Если бы ко мне с такой просьбой обратился простой человек из зала, я бы попросил его освободить помещение, если ему что-то не нравится. Кроме него есть ещё другие несколько десятков зрителей, которые хотят слушать концерт. Просьба директора была высказана тоном заговорщика, чтобы услышал я один. Но я ни чем ей не обязан, и не придал этому значения. Потом она с места ещё просила поиграть что-нибудь повеселее. Я играю только то, что у меня подготовлено. Программа сложная. Если выбираю что-нибудь, то из своего списка. А если ей не понравилась безобидная песня "Зримое и скрытое", то угодить директрисе тем более невозможно. Лучше тогда играть всё по плану, а там пусть сама решает. В конечном итоге она встала и сказала: "Павел, давайте ещё одну песню, и пора заканчивать концерт." Я не собирался вступать в заговор с чиновницей, и если она хочет прекратить концерт, то пускай срывает его сама. Пусть объявит об этом сама перед всеми. Спрашиваю:
- Почему?
- ‎Потому что я директор Дома Культуры. И я считаю, что ваши песни несут один негатив. Я не могу допустить, чтобы школьники такое слушали.
Больше вопросов нет. Доигрываю одну песню, собираюсь и еду дальше - в Архару. Автобусы ходят редко, и на последний автобус до нужной станции я бы не успел, если бы играл целиком весь концерт. Но поскольку больше половины концерта не состоялось, то у меня появилось достаточно времени, чтобы успеть собраться и сесть на автобус.
Прозвучала последняя песня, поднялся молодой мужчина в зале и вежливо спросил:
- Павел, я, как отец, хочу поинтересоваться, почему вы собрали именно наших школьников на своё выступление?
- ‎Мы звали вообще-то всех, но смотрите сами. Просто школьники обычно больше всего ходят на концерты. И это единственные люди, кого я могу собрать сам своими усилиями. А так, конечно, я больше буду рад увидеть старшую аудиторию, но здесь их никто, видимо, не оповещал.
На фоне сложившегося положения я не воспринял мелкую наглость этого человека: он вообще заплатил за вход? На афишах ясно написано, что бесплатный вход только для школьников. Он прошёл свободно, и ему ещё что-то не нравится.
Директор встала и любезно сказала: "Ну всё на этом. Спасибо Павлу. Детям пора домой, темно уже." А я бы очень хотел, чтобы школьники всё правильно поняли, что именно произошло в этот вечер - а именно, произвол одного человека.
Прошло полчаса с начала концерта, было сыграно всего 8 песен. Было только одно желание - побыстрее собраться, уехать и забыть это застойное место. Но с окончанием концерта, история не закончилась. Когда удалился последний школьник, директор, словно оправдываясь, обратилась ко мне, надеясь встретить понимание, и начала свои рафинированные рассуждения про позитив и негатив в песенном творчестве:
- Что вы поёте, Павел? Ну как можно детям петь "С перерезанным горлом"? Как я могла такое допустить? У нас тут самоубийство произошло, и ещё вы поёте призывы к самоубийству. Они же не понимают, уши развесили. С перерезанным горлом - мне аж плохо стало! Людям надо давать позитив!
- То есть развлекательный жанр вы хотите сказать?
- Да нет же! Ну вот приезжали к нам и выступали здесь Голубые береты - как они поют! А что вы поёте? Почему вы не поёте патриотических песен?
- Я сегодня исполнял нанайскую песню о любви к родине "Сагдилпо сэтэхэни".
- А почему не на русском?
Ну да, я совсем забыл спросить у этой женщины, собираясь в Прогресс-Аполлон, что мне петь, и на каком языке. Это был совершенно бесполезный и пустой разговор. Встречал и раньше людей с тумблером в голове: "позитив-негатив", "хорошо-плохо", "свой-чужой". В этот раз мне попался человек, занимающий должность директора ДК, с гипертрофированными суждениями и всезнающий. Очень трудно что-либо объяснять такому. Да и какой смысл сейчас вести разговор, если концерт уже отменён? Чего ей надо сейчас от меня? Я быстро собирался. Она не отставала:
- Павел, а вы разве у нас ночевать уже не останетесь?
- Нет, конечно. Вы сэкономили мне время, и я успеваю теперь на автобус. Мне надо в Архару.
Не хватало ещё оставаться здесь. Я человек не без гордыни - лучше заночую в Архаре на вокзале. А то мне тут уже допрос устроили, и, кажется, начинаю кому-то доказывать, что не верблюд.
- Вы послушайте, что вам говорят! Если вам сказали раз и два, то наверное, это что-нибудь да значит!
- Вы знаете, я уже провёл множество концертов в самых разных местах, где всё прошло от начала и до конца. Сегодня вы создали первый прецедент срыва выступления. Если это из ряда вон, то почему я должен обращать на это внимание? Проблема не у меня, а у кого-то другого.
По правде сказать, прошлые акустические программы были ещё жёстче, про которые в местных газетах, бывало, писали "мороз по коже". Сегодня звучали нанайские и Блэкины песни, была лирика и баллады. Я не видел грустных лиц. Опечалилась только эта женщина, как она сама призналась: ждала позитива, но загрустила совсем. Она рассуждает совсем прямолинейно: если в песнях звучат слова про перерезанное горло (и неважно, что это образ или метафора), и один раз употребляется слово "кровь" - всё. Это вредный репертуар. Мне интересно, как бы она восприняла песню "Ласковый палач"? Наверное, у неё бы инфаркт случился. Я не допел до палача всего одну песню.
Если человек имеет какое-то мнение, и возраст его приближается к предпенсионному, то он, скорее всего, уже не прошибаем, как столетнее дерево. А с иными общаться - как с плоскоземельцами. Убеждения, как и заблуждения, со временем прирастают намертво.
- Я ничего не имею против. Вы - директор, и в праве поступать, как вам угодно. Но вы знаете, я ведь пишу обо всех своих поездках. У меня есть подписчики в интернете, которые всё читают. Не возражаете, если я напишу про то, как было сегодня? Напишу без преувеличений всё в точности.
- ... Пишите, но без преувеличений. Я вам сейчас такси вызову, оплачу его.
О, карету мне, карету! Наконец-то. Машина уже ждёт. Пока собирался, мы ещё говорили с ней и с тем мужчиной. Она пыталась меня понять. Вместо долгих ненужных объяснений я включал музыку на телефоне, давал ей тексты песен. Она всё понимала по-своему, в итоге осталась при своём, но потом сказала: "Павел, с вами очень интересно общаться, но песни..." Спрашивала про моё образование, чем я занимаюсь. И кто меня вообще рекомендовал? Есть ли музыкальное образование? Согласилась на концерт, потому что её попросил работник музея. Если бы знала репертуар, отказала бы сразу. Недоумение не сходило с её лица. Сама она занимается хоровыми постановками и своё представление о музыке имеет.
Мужчина всё вроде понял, хотя он тоже склонен понимать только Голубые Береты. Я включал песню "Синица" на телефоне, и там, где звучала длинная мелодия флейты, он спрашивал:
- Это вы как, сами всё подбираете?
- Я не подбираю, а пишу музыку. А профессионал с музыкальным образованием играет на студийной записи по нотам. Моё образование - высшее техническое.
 
Вам не нравится чернуха? А я перевидал разрухи и упадка за последнее время - спившиеся деревни, интернаты и инвалидов. Вы предлагаете не произносить вслух ничего огорчительного и ставить на сцене бравурные патриотические марши под минусовку про славную Амурскую область - занимайтесь, вас оценят люди в администрации. Я занимаюсь своим. Ну, такой я человек, как про себя говорил один мой учитель. Хотя понятие чернухи тоже весьма относительно, потому что другие не находят ничего такого в моих песнях. Скорее у кого-то очень слабые нервы, и он во всём видит покушение на своё хорошее настроение - это в лучшем случае. В худшем - система и бюрократия, поддерживающие показуху и постоянный формат всех мероприятий.
Про культуру ходят анекдоты в нашей стране. Я приведу пример одной своей знакомой, которая проработала несколько лет в сельском ДК. Татьяна Штерн - талантливый автор и музыкант, на мой взгляд, один из наиболее ярких на ДВ. Она хорошо знает изнанку культурной жизни в глубинке, и хотя образ работника культуры в её изложении нельзя назвать типичным, но он довольно распространённый в отдельных регионах: "Вообще меня всегда бесит тот факт, что где-то либо на радио, либо в ДК сидит некто, мнящий из себя знающего, и решает за всех людей, что им слушать, а что нет, что им надо, а что нет, и т. д. Сама работала в ДК... Которые там работают, повыживали реально творческих людей и барыжат там своими услугами - сама лично наблюдала как это происходило. А отношение к людям - ну, скот и есть скот для них люди. Если на дискотеках плэйлист годами не меняется, о чём тут говорить... Дискотека на 9-е мая - вообще дикость, я считаю. Скоро дойдёт до того, что дискотеки будут на могилах в частном порядке. Как-то летом девчушки местные ко мне пришли, а худручка в отпуск ушла, и они просили помочь им сделать спектакль с танцами, который они сами сочинили. Когда я им сделала эскиз афиши, меня директор просто с... смешала, ЗАПРЕТИЛА с бешеными глазами, разоравшись на весь второй этаж ДК. Между прочим закон не на их стороне - есть всякие положения о содействии самодеятельным движениям и т д. Там помимо оклада они барыжат на всём: вечера 30+ - это мастер-класс, как взять, положим, с каждого клиента денег 100%, а еду нарезать и размазать по тарелкам так, чтобы на всё про всё ушло не более 20% от суммы, когда даже майонез с водой мешают, а между тем ни у кого из тех, кто нарезает продукты и накрывает на стол, нету даже намёка на сан-книжку."
Хочу отдельно сказать про призывы к самоубийству. Я хорошо помню один трагический случай, который был на моей памяти: в семье научных сотрудников покончила с собой старшая дочь. Она заканчивала школу, хорошо училась, была очень талантливая, хотела заниматься музыкой, но её затретировала мама - решала за неё, куда ей пойти учиться, постоянно давила, и та не выдержала - выбросилась из окна 8 этажа.
Дорогие наши воспитатели, радетели культуры, от чего вы хотите уберечь подопечных вашими запретами, гиперопекой? После моих концертов никто не умер. Это не я толкаю на самоубийство, а вы лишаете их жизни. Когда-нибудь ваши дети пошлют вас к чёрту и уедут от вас при первой возможности. И что толку обвинять молодое поколение в неблагодарности, если вы не способны им ничего дать взамен и только запираете их в комнате? Один хороший молодой парень после смерти отца остался один и, получив в наследство жильё, сказал: "Он мне ничего не дал." Классик писал, что человеку надо воздуха. Это первое.
А во-вторых, как вы хотите выпускать в жизнь молодых людей, тщательно скрывая от них жизнь? В какой бы я посёлок ни приехал, везде вижу одни и те же афиши цирка с билетами 300-500 р. А свои местные мероприятия по всей видимости тоже мало отличаются от цирка. И вас ничего больше не интересует? Или вы считаете, что позитив с надувными шариками будет полезен для молодёжи? Скоро они устанут от фальшивой веселухи и показных призывов любить страну - не надо их совсем за дурачков считать. Вы не хотите, чтобы старшеклассники сводили счёты с жизнью, всячески успокаиваете их, но забываете, что в жизни есть неизбежные и порой внезапные вещи, с которыми столкнётся каждый человек: старость, болезни, смерть... Существует множество проблем, с которыми им придётся соприкоснуться. Они с ними столкнутся в итоге и покончат жизнь самоубийством. И cпросят именно вас: почему не предупредили? почему не научили? почему не показали, как надо? Вы хотите вырастить слабохарактерную молодёжь не подготовленную к жизни? Почему вы препятствуете разговорам на эти насущные темы? Вы говорите молодым людям одно, а между собой - другое. Вы учите одному, а поступаете наоборот. Не удивляйтесь тому, что вас перестало уважать молодое поколение. И вам нужно быть как минимум правдивыми, чтобы вернуть это уважение.
Третье. На каком языке вы с ними строите диалог? На своём родном. Может он и хорош, язык строителей социализма, но вас они не услышат. Сегодня слушают демонический рок, чёрный рэп, ванильный поп и клубный драм - вы не сможете изолировать молодёжь от современной культуры. Вам ответят: "Вы не просекаете фишку." И будут правы. Вы не хотите разбираться в их увлечениях и музыкальных пристрастиях, считаете это всё вредным на том основании, что этого не было в вашей молодости. Ну так и будете дальше жить в разных мирах, не пересекаясь. Они вас потерпят, пока не скажут: "Свобода наконец-то!" И пойдут совершать всё те же ошибки, от которых вы хотели их предостеречь. Вас не услышали.
Сложившаяся ситуация в чём-то мне напоминает фильм Майкла Мура "Боулинг для Колумбины". В этом документальном фильме показана одна острая проблема американского общества - рост немотивированных убийств. Были высказаны всевозможные причины этого страшного явления, но вдруг нашли виноватого и дружно произнесли имя главного зачинщика - Мерилин Мэнсон. Молодой певец с вызывающей внешностью вдруг оказался причиной явления, которое тянется уже десятки лет. Не обидевший мухи Мэнсон давал в фильме небольшое интервью, где спокойным тоном озвучил настоящие причины убийств - постоянная атмосфера страха на телеканалах и свободная продажа оружия.
Музыка имеет огромное влияние на сознание людей. Но что такое творчество изначально? Это способ поделиться своим внутренним миром. И если чьё-то творчество находит отклик в чьём-то сердце, то цель достигнута.
Почему творчество принимает порой ужасающие формы? Про это спел Константин Никольский в песне "Зеркало мира". Если кому-то не нравится какая-то музыка, если она причиняет боль, вызывает неприязнь мрачным содержанием, когда хочется назвать это чернухой и немедленно выключить, то такая реакция скорее всего - желание попенять на зеркало мира. Если взять в качестве примера опять Мерилина Мэнсона, то смешно думать, что один человек мог испортить Штаты своим страшным образом - скорее Штаты породили артиста с образом Мэнсона. Ведь он ничего не придумывает, а пропускает через себя свои наблюдения, как и любой художник. Искусство должно быть правдивым в самой основе, и это её первая задача: что вижу - то и пою. Первый альбом Мэнсона называется "Портрет американской семьи". Ну что, рожа крива? И если это такой негатив, то чей? Вторая задача искусства - дать человеку надежду. Но это лишь вторая задача, которой без решения первой теряет всякую силу.
Творческий человек словно лишён кожного покрова, всё принимает близко к душе. Настоящий музыкант чувствует обострённо. И если ему что-то не нравится в окружающем мире, то он будет про это петь. Если он привык говорить правду - он споёт и скажет всё, о чём он не может не сказать. Невозможно постоянно держать в себе проблему.
Кто слушает музыку, неважно какую, находит в этом что-то своё. Если кому-то нравится тяжёлая музыка, значит она созвучна с его душевным состоянием. В том же интервью Мэнсон сказал, что с самого начала музыка была для него - это побег. Это как другая реальность. Но без этой другой реальности человек остаётся только со своим бытом, с пошлостью и однообразием. Искусство - это глубокий диалог. Без музыки всё равно как не с кем поговорить. Если человек слушает тяжёлую музыку, он от этого не становится злее, а просто находит тот источник с таким же состоянием, как у него, и на какое-то время перестаёт себя чувствовать одиноким и не понятым. Ему от этого становится легче, как от душевного разговора. Что с этим дальше делать - вопрос второй.
Мне одно время названивала знакомая, находящаяся в депрессии, и говорила, что ей очень нравится песня "Чёрный человек" из альбома "Карцер" проекта Торосы - одна из наиболее мрачных моих песен. Она мне так и сказала, что эта песня ей помогает выйти из депрессии. Именно выйти, а не войти в неё. У кого сейчас хорошее настроение, просто не будет слушать чёрного человека - зачем ему это надо? Так какой вред от такой песни? Если вы хотите помочь человеку, вам надо сперва войти в его положение. У него чёрный человек на душе - вот и попытайтесь его прочувствовать. А если какой-то ханжа только и раздаёт полезные непрошенные советы, то это характеризует его как человека с холодным сердцем, который не желает мараться ни об чью беду. Если вы хотите помочь человеку, вам, небожителю, придётся снизойти с облаков до самого болота, протянуть руку, сделать его проблему своей проблемой и разделить с ним его боль. Если кто-то слушает музыку, в которой звучит боль, значит автор музыкального произведения разделил боль слушателя. Это именно так и происходит. Хотя заблуждаются некоторые, полагая, что боль сама по себе заразна, и нельзя говорить о проблемах жизни - ни простым языком, ни языком искусства, ни вообще. Давайте больше цирка, улыбок от уха до уха, и мы сумеем так прочно на всё закрыть глаза, что с нами никогда ничего не случится. Страусиная поза.
Я одно время много переслушал тяжёлой музыки, даже всяких экстремальных форм. Но у меня никогда не возникало желание кого-то убить или совершить правонарушение. Просто в какой-то момент хотелось нахлобучить себя самого. А начинал с отечественного рока периода развала страны. До сих пор глубоко уважаю многих музыкантов того периода и всеми силами стараюсь сам продолжать и углублять традицию той музыки, потому что пик искусства с конца 80-х до начала 90-х довольно быстро погас, не получил развития, а новые коллективы второй волны отечественного рока уже не вызывают у меня прежнего чувства.
В человеке живут страсти, требующие выхода. Почему люди ходят на футбол дико орать за любимую команду, или на рок-концерт с той же целью? Если запретить футбол и тяжёлый рок, эти кипящие силы никуда не исчезнут. Не будет зрелищ - будут правонарушения и агрессия. Нужен громоотвод. Хотя это не совсем верное решение, но по крайней мере так можно на какое-то время успокоить человека, если дать ему просимое. Правильно - применить кипучую энергию на созидание и развитие. Но это требует длительного процесса воспитания и развития сознания.
Если вы не хотите понять человека, как вы хотите его научить чему-то? Они слушают рэп с матами. Но есть рэп и без матов с довольно неплохими текстами о любви, о ценностях и морали. Вы не знали об этом? Потому что не разбирались. Борьбу за души провалили именно вы, а не те, кого вы хотите запретить. Молодые много чего хотят - на то она и молодость. А вы вступили в преклонный этап жизни, и поэтому вам ничего уже не хочется. Вы сами никуда, и других на привязи. Но подопечный ваш - живой человек, а не вещица, которую вы считаете своей. У него есть свобода выбора - хотя бы соглашаться с вами, или нет. Общение на суицидных сайтах начинается со слов "тебя никто не понимает". Ну а что поделать, если это правда?
Я не сторонник вседозволенности и либерализма. Но я вижу, как люди сходят с ума, потеряв почву под ногами. Я вижу, как кто-то вопреки собственным тормозам, совершает недопустимое - у него ни поддержки нет, ни понимания. Молодой человек не получает любви дома, терпит давление в школе, поэтому идёт искать утешение у кого угодно, становясь порой жертвой непорядочных людей.
Я смотрел как-то давно историю одного молодого маньяка, который сколотил целую банду. Всё началось со школы: он неплохо учился, был склонен к размышлениям, но училка его прилюдно высмеивала. В конечном итоге он пришёл к выводу, что окружающий мир враждебен, и надо отдавать ему тем же. Выстроил на этом целую идеологию, которая оправдывает убийство и всё прочее. Обладая навыком убеждения, собрал целое преступное сообщество, которое орудовало какое-то время, пока всех не заключили под стражу. Сам он то ли погиб, то ли совершил самоубийство. Мерилин Мэнсон виноват? Или он кого-то другого переслушал?
Мир намного сложнее. Христос - не там, где о нём говорят всуе, и Антихрист не там, где поют его имя. Пару лет назад я даже включал в свою программу песню "Гитлер" Глеба Самойлова. Видеоряд содержал изображения с нацистами, свастикой, кровью и пожарами. На одном концерте после исполнения песни в зале было гробовое молчание. После случались обвинения в пропаганде нацизма. Но позвольте, пропагандой справедливо называть то, что создаёт положительный образ того, что пропагандируется. А где вы увидели положительный образ Гитлера в песне Глеба Самойлова? C таким подходом нужно запретить все фильмы о Второй Мировой. И такие примитивные оценки порой встречаются. Однажды я объявлял следующую часть концертной программы, где прозвучат песни заключённых американских негров. Школьников увели, сказали: "Лагерный репертуар нам не нужен". Хотя там близко не шансон, а корни американского блюза.
Довольно странное у нас образование сегодня. Если произносятся слова "кровь", "исправительная колония", "перерезанное горло" - всё, табу. А Достоевского не читали, которого в школах проходят? Запретите его срочно, а книги сожгите на школьном дворе.
Случаются короткие эпизоды, которые дают начало долгим размышлениям. Я вышел с вещами из ДК и тут же пересел в такси. Провожал нас памятник Ленину на площади перед ДК "Аполлон". Таксист не знал ничего про концерт. Если бы знал - обязательно бы пришёл. Ну как обычно. Я коротко объяснил таксисту, что сегодня было, и он прекрасно меня понял:
- Я много уже всего объездил, но с таким сталкиваюсь впервые. Я вырос на свердловском роке. Думаю, если бы сюда приехал выступать Бутусов с группой Наутилус Помпилиус, его бы запретили.
- Точно бы запретили!
- Мне предлагали здесь остаться на ночь, но я отказался и еду сейчас в Архару, чтобы заночевать там на вокзале. Вы бы также поступили?
- По моему характеру - да, тоже бы отказался.
- А вы как считаете, подросткам полезно или вредно слушать такую музыку?
- У меня доча тоже к серьёзной музыке тянется, а внучка говорила: "Я на концерт". Я её целиком поддерживаю. Я обязательно теперь зайду на ваш сайт.
До станции Бурея ехать было недолго. Он записал адрес сайта, и мы расстались очень тепло. Встреча с хорошим человеком в конце неудачного дня вернуло расположение духа. Завтра будет Архара, до которой ехать меньше часа, и там всё будет хорошо. Беспокойства ушли. Теперь осталось только подождать часа два или три на вокзале, сесть на поезд, а там в Архаре разложить свой спальник где-нибудь в углу и заснуть спокойным сном.
Это был тот самый зал ожидания на станции Бурея, где я досыпал ночь, когда только приехал в эти края. Сейчас тут были люди, ожидавшие поезда. Меня узнавали какие-то школьницы - видимо, они были местными, а я делал анонс в их школе в самый первый день. На вокзалах пересекаются дороги самых разных людей. Возле розетки, куда можно было воткнуть свой гаджет, расположилась семейная чета: муж и жена, в прошлом боксёры. Они заблаговременно купили сетевой фильтр на 5 розеток, куда я мог к ним воткнуться.
Через некоторое время в зале ожидания появился невысокий человек неприятной наружности с поведением обозлённого юродивого - он походил на пьяного, но скорее всего такой по жизни. Заговаривал со всеми подряд, нёс всякую чушь и при этом неприятно улыбался. Лез к розетке, вызывающе себя вёл, пока не воткнулся в сетевик. Обмолвился, что он художник, объездивший автостопом Россию. Жена тихонько сказала мужу: "Какой неприятный человек."
Через некоторое время нагрянула местная братва. Давно не помню таких типажей - они должны были сгинуть в начале нулевых, но не в этих краях. Я привлёк их внимание сразу. Начались расспросы: кто, откуда, а сыграй чего-нибудь. Пришлось расчехлять гитару. Они даже стали предлагать деньги и кириешки - я отказывался. Весёлых песен для них не было, хотя есть интересные, и они слушали нанайские, снимали на телефон. Доигрывал сорванный концерт. По ходу исполнения у них были рамсы с юродивым, который постоянно нарывался на скандал, и они не сразу дали ему понять пойти к чёрту.
Сыграл три песни и пошёл покупать билеты. Они посидели и потом ушли. Кто-то из других людей тоже интересовался, кто я, откуда и куда, благодарил за хорошее исполнение. Игра на гитаре решает все проблемы. Вернулся на своё место с билетом. После общения с братанами юродивый мне показался приятным человеком, и я улыбнулся ему. Он сидел напротив, копался в своём телефоне, включал какую-то музыку, которую соседи просили выключить. Телефон куда-то сунул и забыл куда. Начал наезжать на супругов, куда они стырили его телефон. Назревал очередной конфликт на пустом месте. Супруг потребовал: "Засунь руку в свой карман - он там." Юродивый достаёт свой телефон. Супруг подаётся вперёд для выяснения отношений: "Теперь ты готов ответить за свои слова?" Жена его остепеняла, но двое мужиков не могли успокоиться. В итоге широкоплечая жена встала между ними, повернулась к юродивому и толкнула его в направлении стеклянного шкафа (в зале ожидания было нечто наподобие музейной выставки). Толчок был рассчитан очень точно, и бритоголовый мужик уткнулся лицом в стеклянный шкаф, ничего не разбив, и не повредив себе. Потом повернулся, заулыбался, вручил мне пакет недопитого растворимого кофе, сказал: "В Питере тебя поймут." Потом улыбнулся супругам и удалился. Пакет с кофе я оставил на подоконнике рядом с кириешками братанов. Через некоторое время подошёл мой поезд, супруги попрощались со мной, и я поехал в следующее место своего выступления.
 
http://passer-beside.blogspot.ru/2017/12/blog-post_58.html?m=0